» » » » Александр Герцен - Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы


Авторские права

Александр Герцен - Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Герцен - Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство Издательство АН СССР, год 1954. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Герцен - Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы
Рейтинг:
Название:
Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы
Издательство:
Издательство АН СССР
Год:
1954
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы"

Описание и краткое содержание "Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы" читать бесплатно онлайн.



Настоящее собрание сочинений А. И. Герцена является первым научным изданием литературного и эпистолярного наследия выдающегося деятеля русского освободительного движения, революционного демократа, гениального мыслителя и писателя.

Третий том собрания сочинений и писем А. И. Герцена содержит две большие философские работы – «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы», относящиеся к 1842–1846 годам. Произведения, включенные в настоящий том, являются крупным вкладом, внесенным Герценом в развитие материалистической философии.

http://ruslit.traumlibrary.net






…hocceitatisи quiditatis… – Схоластические термины, образованные от hоссе – этот и quid – что.

«Наука о телах небесных ~ не проникают». – См. Ф. Бэкон, «О достоинстве и усовершенствовании наук», книга III, глава IV.

…à la deus ex machina… – См. примеч. к стр. 174.

из Бэкона. – См. подстрочное примечание Герцена на стр. 254

«Выписки из Бэкона» представляют значительный интерес как для понимания отношения Герцена к английскому материалисту, так и для характеристики направления философской мысли самого Герцена.

В тексте седьмого «Письма» Герцен дал высокую оценку философии Бэкона. Стремление освободить человеческую мысль от пут схоластики и обратить ее к изучению природы, твердое признание объективности предмета науки, утверждение огромной роли опыта как пути к раскрытию законов природы, вера в разум и его единство с природой – таковы, по мнению Герцена, главнейшие моменты философии Бэкона. В глазах Герцена Бэкон велик попыткой утвердить и обосновать то единство философии и естествознания, опыта и умозрения, которое, по убеждению самого Герцена, необходимо для развития человеческого знания, для развития философии и естественных наук.

Подбор текста в «Выписках» показывает, какие положения философии Бэкона привлекали наибольшее внимание Герцена. С этой точки зрения особый интерес представляют цитируемые Герценом высказывания Бэкона о практическом назначении философии, о необходимости основать философию на данных естественных наук, о единстве природы, о неуничтожимости вещества, материи, о материи как деятельном начале, об опыте и его роли в раскрытии законов природы. Чрезвычайно характерно, что, составляя «Выписки», Герцен оставил в стороне те положения бэконовской философии, в которых сказалась теологическая непоследовательность Бэкона (например, его учение о «двойственности истины»).

«Выписки» показывают, что Герцен видел и ценил в Бэконе одного из крупнейших материалистов нового времени. «Выписки» поэтому можно рассматривать не только как фактическое подтверждение той характеристики Бэкона, которая была дана в седьмом «Письме», но и как своеобразную форму пропаганды Герценом принципов материалистической философии.

Названия цитируемых в «Выписках» произведений Бэкона, приведенные Герценом в сокращенном виде:

«Nov. org.», «N. О.» – «Novum Organum».

«Nov. org., Praefat.» – «Novum Organum», Praefatio.

«N. O., I, A…» – «Novum Organum», Pars I, Aphorismus…

«N. O., II, A…» – «Novum Organum», Pars II, Aphorismus…

«De Augm. Sc.», с. – «De dignitate et augmentis scientiarum», caput…

«Descr. Gl. intell.» – «Descriptio Globi intellectualis».

«Cogit. et Visa» – «Cogitata et Visa».

«Hist. Nat.» – «Historia Naturalis».

«Parasc. ad Hist. Nat.» – «Parascevae ad Historiam Naturalem et experimentalem».

«Impet. Philos.» – «Impetus philosophici».

«Hist. Mortis et Vitae», Can. – «Historia Vitae et Mortis», Canon…

«Hist. Densi et Rari» – «Historia densi et rari; necnon coitionis et exspansionis materiae per spatia».

«Parmen. Tiles et Democr. Phil.» – «De principiis atque originibus secundum fabulas cupidinis et coeli sive Parmenidis et Telosii, et praecipue Democriti Philosophia Tractata in fabula De Cupidine».


Письмо восьмое. Реализм*

Печатается по тексту ОЗ, 1846, кн. IV, отд. II, стр. 91-108 (ценз. разр. – 31 марта 1846 г.). Подпись: И-р.

Герцен работал над восьмым «Письмом» в августе – сентябре 1845 г. Можно предположить, что Герцен намеревался разделить статью на две части. «Следующее письмо, – писал Герцен Краевскому, – будет о реализме в Англии, потом еще об реализме во Франции в XVIII. Сим на 1845 год я и заключаю». Однако от такого разделения Герцен отказался. 27 ноября Герцен сообщал Краевскому: «Письмо о Локке, Юме и энциклопедистах готово». В последний раз о работе над восьмым «Письмом» Герцен упоминает в письме к Краевскому 23 декабря: «Статья о Локке и энциклопедистах задержана мною для поправок; теперь она готова».

Эмпирия захотела иметь свою метафизику. Локк явился ответом на эту потребность. – Герцен имеет в виду попытку Локка систематически обосновать принцип Бэкона об опытном происхождении знаний.

Органический процесс неминуемо должен развить в животном кровеносную систему, нервную и проч. по родовому, пожалуй, предсуществующему и осуществляющемуся понятию, но он может и не развиться; ему нужны для этого внешние условия… – Данное положение отнюдь не является свидетельством идеализма Герцена, как ошибочно полагал Плеханов (см. Г. В. Плеханов, Соч., т. XXIII, 1926, стр. 360–361). Мысль Герцена состоит в том, что частное, индивидуальное явление при соответствующих условиях необходимо подчиняется в своем развитии общим, родовым законам, существующим независимо от данного явления. Именно в смысле независимости общего закона от каждого данного частного факта, в котором этот закон проявляется, употребляет Герцен выражение «предсуществующее понятие». О том, что приведенное положение нельзя рассматривать как идеалистическое признание существования понятия прежде реальных предметов, свидетельствует и прямое отрицание Герценом возможности возникновения индивида из понятия рода (см. выше, стр. 153).

…Юм был одарен необычайным умом и необычайной диалектикой… – Слово «диалектика» употреблено здесь Герценом в смысле умения вести спор, а не в смысле диалектического метода.

…к той Англии, которая, отправляя «Беллерофон, вскрикнула: «Я победила!»… – «Беллерофон» – название английского корабля, на котором Наполеон был перевезен на остров св. Елены.

Указатель имен

Августин Блаженный (Sanctus Aurelius Augustinus) (354–430), епископ из Гиппона (Сев. Африка), христианский богослов – 87, 181, 215, 219, 220

– «О граде божием» («De Civitate Dei») – 219, 222

Авель – см. Геснер, «Смерть Авеля»

Авраам (библ.) – 67, 328

Аврелий, Марк Аврелий Антонин (121–180), римский император в 161–180 г., философ-стоик – 205

Агассис (Agassiz) Луи (1807–1873), американский естествоиспытатель швейцарского происхождения – 94, 338

Адам (библ.) – 88, 225

Аид (миф.) – 68

Александр Македонский (356–323 до н. э.) – 109, 163, 188, 212

Алкивиад (ок. 451–404 до н. э.), политический деятель древних Афин – 184

«Альмагеста», соч. Птоломея (см.)

Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.), философ ионийской школы – 150, 159, 161, 162, 164, 168, 173, 286, 341

Анаксимандр из Милета (ок. 610–546 до н. э.), древнегреческий философ, преемник Фалеса – 150

Анаксимен из Милета (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, стихийный материалист, последователь Анаксимандра – 286

Аполлон (миф.) – 237

«Аравитянин» – см. Ибн-Рошд

Ариадна (миф.) – 60

Ариосто Лодовико (1474–1533) – 35

– «Неистовый Роланд» – 36

Аристотель (Стагирит) (384–322 до н. э.) – 21, 71, 98, 101, 109, 122, 146, 151, 152, 161, 162, 168, 169, 172, 174, 177–191, 198, 203, 212, 217, 223, 225–227, 252, 268, 285, 301, 338, 340, 341, 342

– «Метафизика» – 151, 152, 161, 181, 182, 341

– «О душе» – 183–187, 342

– «Физика» – 182,183, 342

– «Этика» – 169, 341

Арнольд (Арнальдо Брешианский) (ок. 1100–1155), итал. церковный реформатор и политический деятель, вождь римской городской демократии – 241

Афина-Паллада (миф.) – 44, 45, 51, 88, 211, 237, 327

Афродита (миф.) – 233

Ахилл – см. Гомер, «Илиада»

Байергоффер (Bayerhoffer) Карл Теодор (1812–1866), нем. философ, публицист, католик – 80

– «Идея и история философии» («Die Idee end Geschichte der Philosophie») – 80

Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788–1824) – 25, 28, 40, 41, 46, 54, 310

– «Дон Жуан» («Дон Хуан») – 53

Банко, действ, лицо в трагедии «Макбет» Шекспира (см.).

Барнав Антуан Пьер Жозеф (1761–1793), якобинец, перешедший на сторону роялистов – 310

«Безумная», поэма И. И. Козлова (см.)

Бейль (Bayle, Бель) Пьер (1647–1706), франц. философ и публицист, атеист, скептик – 273

Бём (Böhme) Яков (1575–1624), нем. философ-мистик – 115, 117, 231, 236–240, 250, 299, 344

Бентам Иеремия (1748–1832), англ. буржуазный экономист – 28

Беранже (Béranger) Пьер Жан (1780–1857) – 9, 28, 50, 324

– «Мнение этих девиц» («L'opinion de ces demoiselles») – 9, 324

Берцелий (Берцелиус) Иёнс Якоб (1779–1848), шведский химик – 28

Био (Biot) Жан Батист (1775–1862), франц. физик, математик и астроном – 104

Блюхер Гебхард Леберехт (1742–1819), прусский фельдмаршал – 27

«Бог», ода Г. Р. Державина (см.)

«Божественная комедия», поэма Данте (см.)

Боккачио Джованни (1313–1375) – 36

Болинброк (Bolingbroke) Генри Сент-Джон, виконт (1678–1751), англ. государственный деятель и писатель, деист – 235

Бонапарт – см. Наполеон

Браманте Донато (1444–1514), итал. архитектор – 34

Бруно Джордано (Иордано) (1548–1600) – 47, 225, 227–231, 241, 244, 245, 253, 263, 344

– «О причине, начале и едином» – 230, 344

– «О тенях идей» – 230, 344

Бруссе Франсуа Жозеф Виктор (1772–1838), франц. врач, основатель собственной системы в медицине (бруссеизм) – 60

Брут Марк Юний (85–42 до н. э.) – 224

Буало (Boileau) Никола (1636–1711) -62, 328


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы"

Книги похожие на "Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Герцен

Александр Герцен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Герцен - Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы"

Отзывы читателей о книге "Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.