Юрий Дьяков - У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы"
Описание и краткое содержание "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы" читать бесплатно онлайн.
Не раз судьба российской государственности в экстремальных условиях спасалась жертвенным подвигом народов ее населявших. И хотя новая эпоха в XXI столетии расставила уже совсем иные акценты, все же в 2012 г. представляется полезным напомнить обществу об исторических вехах, свидетельствовавших о непобедимости российского воинства, о неодолимости единения народов, удерживавших на протяжении веков державное место России среди народов мира. В 2012 г. – в Год российской истории – мы вспоминаем о 400‑летии преодоления Смуты 1612 г., о 200‑летии Победы в Отечественной войне 1812 г., о 70‑летии Сталинградской битвы… В реалиях XXI столетия, помимо общечеловеческих ценностей, у России есть и свои национальные интересы, которые она сумеет отстоять. В книге представлены исследовательские статьи по национальному вопросу, работы региональных историков, материалы «документальной коллекции академика И. И. Минца» посвященные подвигу защитников Сталинграда.
За весь 1937 г. было принято кандидатами в члены ВКП(б) 33,6 тыс. человек. Рост партии за счет приема стал возрастать в 1938 г. и составил в 1938–1940 гг. 2 млн. 67 тыс. человек. За эти же годы восстановлено в партии 164,8 тыс. коммунистов. Это дало возможность к XVIII съезду партии (март 1939 г.) иметь свыше 2 млн. 477 тыс. коммунистов, а в последующем превзойти уровень начала 1933 г. В территориальных и военных партийных организациях в 1937 г. было исключено из партии почти 118 тыс. чел., в 1938 году – около 98 тысяч, а за два года – немногим менее 216 тысяч коммунистов[202]. Следует отметить, что волна репрессий против коммунистов 1939 г. пошла на спад. За год было исключено из партии 26,7 тыс. членов и кандидатов в члены ВКП(б), однако в 1940 г. количество исключенных вновь возросло до 66,9 тыс., а в первую половину 1941 г. – до 58,2 тыс. чел. Новый рост количества исключенных из партии в 1940–1941 гг. в значительной мере был связан, как свидетельствуют протоколы местных партийных организаций, с выполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Лишь за вторую половину 1940 г. по этой причине исключено из ВКП(б) 15,3 тыс. человек. На 1 января 1941 г. в партии находилось 47,5 % членов ВКП (б) со стажем менее пяти лет. Коммунистов же, вступивших в большевистскую партию при жизни В. И. Ленина и составлявших старую ленинскую гвардию оставалось всего 6,1 %. Вместе с тем, 60 % членов и кандидатов в члены партии имели не выше начального образования, а 4,6 тыс. человек были азбучно-неграмотными. Накануне войны в состав ВКП(б) входило 15 коммунистических партий союзных республик, имевших права областных партийных организаций и полностью подотчетных высшим органам Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)[203].
В предвоенные годы была созвана лишь одна, XVIII партийная конференция ВКП (б) (в феврале 1941 г.), которая обсудила доклады Г. М. Маленкова о задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта и Н. А. Вознесенского – о хозяйственных итогах 1940 г. и плане развития народного хозяйства на 1941 г., а также решила организационные вопросы[204].
Важнейшим событием стало принятие в декабре 1936 г. Конституции СССР, законодательно закрепившей руководящую роль Коммунистической партии как единственной политической партии в Советском государстве, ее место как «передового отряда трудящихся в строительстве и защите нового общества». Конституция СССР закрепляла факт построения социализма в СССР, формирование дружественных социалистических классов. Провозглашалось, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Вся власть объявлялась принадлежащей трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. В качестве экономической основы СССР закреплялись социалистическая система хозяйства, социалистическая собственность на орудия и средства производства в форме государственной (всенародное достояние) и кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений). Тенденция к демократизации наиболее ярко проявилась в решении Конституцией 1936 г. проблемы прав и свобод граждан. Закрепление прав и свобод граждан, равно как и обязанностей, в Конституции Союза ССР подчеркивало равноправие всех советских граждан независимо от расы, национальности, цвета кожи, языка, независимо от того, на территории какой союзной республики они проживали. В Конституции СССР 1936 г. были отменены ранее существовавшие ограничения прав для определенных категории граждан по классовому признаку. Это коснулось, прежде всего, политических прав, в том числе избирательного права, которое стало всеобщим, равным, прямым, при тайном голосовании, осуществлялось по единым нормам и территориальным избирательным округам, а также и ряда гражданских прав (например, снятия ограничений по классовому признаку для поступления в учебные заведения и т. д.). Одной из важнейших конституционных обязанностей граждан, их священным долгом стала защита социалистического Отечества.
Помимо политических прав Конституция впервые закрепила социально-экономические права (право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери работоспособности, на образование) и такие личные права, как неприкосновенность личности, жилища, охрана тайны переписки. Однако жизнь показала, что конституционные нормы о правах граждан в значительной мере носили декларативный характер. Конституция и практика деятельности госаппарата существенно расходились.
Значительные изменения были внесены в структуру, порядок образования и функции высших и местных государственных органов. В компетенцию Верховного Совета СССР входило рассмотрение и решение всех вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в том числе вопрос войны и мира, организации обороны страны и руководства Вооруженными Силами СССР. В компетенцию Президиума Верховного Совета СССР входил ряд вопросов, относившихся непосредственно к организации обороны страны. В период между сессиями Верховного Совета СССР ему были предоставлены широкие права: объявлять состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии, объявлять общую или частичную мобилизацию, назначать или смещать высшее командование Вооруженных Сил СССР[205].
На СНК СССР Конституция возлагала ответственность за защиту интересов государства, руководство общим строительством Вооруженных Сил страны. СНК определял ежегодные контингенты граждан, подлежавших призыву на действительную военную службу. В состав СНК входил и был подотчетен ему народный комиссар обороны, а с 1937 г. и нарком Военно-морского флота. Деятельность всех наркоматов, в ведении которых были различные составные элементы, Вооруженных Сил страны – Наркомата обороны (Красная Армия), Наркомата Военно-морского Флота (Военно-морской Флот), Совнарком СССР должен был координировать с оборонной промышленностью. Она разрабатывала и поставляла армии и флоту военную технику, вооружение, снаряжение и боеприпасы. ЦК ВКП (б) 27 апреля 1937 г. признал необходимым создать при Совнаркоме СССР Комитет Обороны СССР[206].
Суверенитет каждой союзной республики, входившей в состав советской федерации, должен был охраняться всей мощью Союза ССР. Этот момент особенно ярко проявился в дальнейшем – в ходе Великой Отечественной войны, когда территории ряда советских республик были оккупированы врагом (Украинской, Белорусской, Молдавской, Прибалтийских республик) и освобождались совместными усилиями граждан всех республик страны.
Очевидно, что большинство статей Конституции CCCP 1936 г. резко расходились с реальной практикой. Речь идет, прежде всего, о таких принципах, как демократический централизм, выборность руководящих государственных органов, гласность в их работе, подотчетность исполнительных и других образуемых Советами органов, всеобъемлющий контроль трудящихся, коллегиальность в обсуждении и решении принципиальных коренных вопросов жизни государства.
Важным фактором развития советской государственности в предвоенные годы являлось принятие в состав СССР новых республик – Литовской, Латвийской и Эстонской, создание Молдавской ССР, воссоединение в едином Советском государстве украинского и белорусского народов. Согласно решению VI-й сессии Верховного Совета СССР в апреле 1940 г. была создана Карело-Финская ССР. К началу войны в СССР входили 16 союзных, 21 автономная республика, 9 автономных областей и 10 национальных округов.
Преобразования общественного строя в новых республиках имели ряд существенных особенностей. В Прибалтийских республиках, Молдавской ССР и это отражалось в их конституциях, допускались мелкие частные промышленные и торговые предприятия, земля закреплялась за единоличными крестьянскими хозяйствами в установленных законом пределах[207]. Однако их реализация, как правило, вела к нарушению конституционных норм. В июне 1941 г. за 8 дней до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз началась массовая депортация в восточные и северные районы литовских, латышских и эстонских семей. Органами госбезопасности было раскрыто несколько ультранационалистических подпольных организаций, только в Латвии ликвидировано четыре резидентуры германской разведки[208]. Тогда же из Эстонии были выселены без суда и следствия более 10 тыс., а из Литвы – около 15 тыс. чел., среди которых почти 4/5 составляли женщины, старики и дети.
Оценка вхождения в СССР новых республик сложна и противоречива. Но негибкая политика, не учитывавшая особенности Прибалтики, административно-командные методы управления оттолкнули часть населения от поддержки советской власти и не могли не сыграть отрицательную роль в событиях первого периода войны, а также в послевоенное время.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы"
Книги похожие на "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Дьяков - У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы"
Отзывы читателей о книге "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы", комментарии и мнения людей о произведении.