Сборник - История Гжатских деревень. Сборник

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Гжатских деревень. Сборник"
Описание и краткое содержание "История Гжатских деревень. Сборник" читать бесплатно онлайн.
Материалы научно-практической конференции. 7 декабря 2005 г.
Предложенный читателю сборник «История Гжатских деревень» содержит материалы одноименной научно-практической конференции, проведенной Объединенным мемориальным музеем 7 декабря 2005 года. Авторы проявили неподдельный интерес к изучению прошлого нашего края, систематизировали и обобщили некоторые сведения по истории населенных пунктов Гжатского уезда -Гагаринского района. Сборник предназначен для историков, педагогов, краеведов, для всех, кто интересуется историей нашего района.
Особая грань таланта Аграфены Ивановны раскрывается в ее мемуарах «Невольное детство», составивших литературный труд объемом 210 машинописных страниц. Рукопись была перепечатана сотрудниками Литературного музея с листов, написанных ее рукой.
То обстоятельство, что Глинкина не знала правил русской орфографии, существенно сказалось на стиле изложения, текст живо воспроизводит характерные оттенки западнорусского говора (по принципу: как говорится, так и пишется). Глинкина описывает жизнь западнорусской деревни в начале века, в годы Первой мировой войны, революции, гражданской войны, коллективизации сельского хозяйства, Великой Отечественной войны, первых послевоенных лет. Рукопись интересна прежде всего тем, что в ней происходящие события трактуются с точки зрения простой сельской труженицы, в условиях глубокого захолустья на своих плечах испытавшей сложности и тяготы происходящих в стране событий.
Воспоминания написаны живым народным языком, содержат подробные, яркие описания народных обычаев и обрядов, девичьих рождественских гаданий, святочных молодежных игр, масленичных гуляний и катаний на санках и «ледянках», весенних закличек, шумных веселых летних ярмарок. Глинкина вспоминает, какие песни пелись по дороге в поле, какая песня пелась в связи с выпасом коней в ночном, что вспомнилось, когда пришли письма с фронта в 1915 году, как высмеивала она в частушках непорядки в колхозе. Она дает так же описание двух свадеб через призму своего собственного восприятия, в связи с сугубо личными жизненными переживаниями. К сожалению, до сих пор мемуары Аграфены Глинкиной не изданы.
Когда Аграфена Ивановна приезжала из Шванова погостить к сыну Михаилу в Москву (а он работал там часовых дел мастером), ее охотно приглашали преподаватели Московской консерватории и Московского университета для встреч со студентами.
Будучи в центре внимания большого собрания Аграфена Ивановна всегда держалась с большим тактом и достоинством. Многим, кто помнит эти встречи, они запали в душу, живые рассказы певицы о прошлом русской деревни, о русских обычаях и обрядах. Но главное, конечно, это звучание ее теплого мягкого голоса, выразительность вокальной интонации, глубина, содержательность и особая интерпретация каждой песни.
Участвовала Аграфена Ивановна в программах музыкально-этнографических концертов, проводимых в конце 60-х годов фольклорной комиссией Союза Композиторов России в Москве: во Всесоюзном Доме композиторов и в Большем зале музыкально-педагогического института Гнесиних, участвовала в фестивалях народного творчества на ВДНХ, не раз выступила по телевизору, и всегда ее песни восторженно принимались благодарными слушателями. Когда в исполнении певицы звучала лирическая песня «Горе, мое горе», некоторые из присутствовавших в переполненных залах вытирали слезы. Имеется запись исполнения этой песни А.И. Глинкиной в телевизионном кинофильме «Пока горит солнце», режиссер Г.Бичурин. В своих газетных публикациях в районной газете Глинкина сетовала порой: «Меня часто приглашают в Москву, но в нашем районе почему-то обо мне забывают, а я бы охотно встречалась с молодежью. Ведь не все юноши и девушки знакомы с яркими образцами устного народного творчества. И кому, как ни нам, людям старшего поколения заботиться о том, чтобы песням, былинам и сказам нашего народа не было конца, чтобы жили они в веках».
Удивительно талантливая женщина, она вошла в историю русской культуры как хранительница национальных народных музыкальных традиций, как прекрасная исполнительница песен своей родной земли.
И очевидно, нашему краеведению и общественности следует вновь обратится к этому имени уже с позиции нашей современности и оценив влияние наследия Глинкиной на музыкальную жизнь, как-то сохранить память об этой самобытной певице и ее во многом еще неиспользованном творческом наследии.
Как-то выступая перед молодежью Аграфена Ивановна, прежде чем начать петь, сказала: «От народа взяла я эти песни, народу своему и передам ». А зал грустил, улыбался, раздумывал, слушал чудесные песни Аграфены Ивановны Глинкиной.
Библиография и дискография:
А. Красинская. «Аграфена Ивановна Глинкина»., М., Советский композитор., 1971 г.
А. Красинская. Сборник «Русские песенницы наших дней», «Аграфена Ивановна Глинкина»,стр. 39-81., М., Советский композитор, 1988 г.
Г. Павлова. «Народные песни Смоленской области, напетые А.И. Глинкиной»., М., Советский композитор, 1969 г.
«Поют народные исполнители. Русские народные песни и причитания.», «Мелодия», Д-24901- 24902, 1969 г. Песни : «Ой, вир, вир колодезь», «Как по морю, морю синему», «Можно познати по веселику», «Васечку матушка научала», «Гулял Ванька».
«Русская народная музыка западных, центральных областей и Поволжья.», Фирма «Мелодия», С-20 29957 (две пластинки), 1990 г. Песни: «Рано утром Манечка», «Ходил Ванька по базару».
Восставшие из пепла и вновь разоренные. Драма гжатских деревень, отстроенных после войны и объявленных «неперспективными» (на примере д. Шапкино)
Об авторе
Емельяненков Александр Федорович родился в 1957 году в д.Шапкино Гжатского района. В 1974-м закончил Акатовскую среднюю школу, в 1983-м- факультет журналистики Московского государственного университета. С 1982 по 1989 гг. работал в газетах Архангельской области, последние семнадцать лет живет и работает в Москве. В настоящее время - обозреватель «Российской газеты».
От Старой Смоленской дороги, которая пролегла тут почти строго с запада на восток, эту деревню отделяло чуть более двух километров - если двигаться напрямик, не принимая в расчет болотистой низины вдоль безымянной речки и пологого подъема к перелеску, тоже заболоченному и преодолимому разве что пешком или на лошади. А с появлением колесных тракторов бесчисленные колеи вкривь и вкось исполосовали этот лесной перешеек, сделав его непреодолимой трехсотметровой полосой с ранней весны до глубокой осени, пока мороз не скует рукотворные хляби.
До большака, как называли местные жители дорогу из Смоленска в Москву, добирались окольным путем. Тем, кому надо было в Гжатск или дальше, в сторону Смоленска - шли и ехали через Самсоново и Полениново. А те, кому на восток, к Москве, держали путь по направлению к Батюшкову - деревне и одноименной станции на железной дороге, которая проходит километрах в трех-четырех южнее большака.
Получается, никак нельзя сказать, что мое родное Шапкино лежало в стороне от дорог. Какие известные в прошлом личности сюда наведывались и по каким делам, история умалчивает {«Экономические примечания Гжатского уезда», 1786 год. В фондах ОММ Ю.А.Гагарина.} {Смоленская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Издан центральным комитетом министерства внутренних дел. Обработан членом Статистического Совета Н. Штиглицом. Санкт-Петербург, 1868.} {Список землевладельцев Гжатского уезда, владеющих землею от 50-100 и более десятин. Составлен исправником Неклюдовым в период 03.06.1909 - 18.09.1909 г. - в личных записях М.Ф.Кабанова, ОММ Ю.А.Гагарина.}. Но определенно можно сказать, что отряды наполеоновского воинства в кампанию 1812 года сюда точно заворачивали в поисках провианта и теплых вещей. Более того: по сохранившимся документам Смоленской епархии, все 69 дворов, приписанных к ближайшему храму святых великомучеников Козьмы и Дамиана в Ренском, были французами сожжены {Иванов А.Я. Материалы для истории Смоленской епархии. Храмы и причты Гжатского уезда Смоленской губернии (XIX - нач. XX века). 1998 г., Москва (рукопись).}.
Утверждать, что эта участь постигла в том далеком году и все избы шапкинских крестьян, а не только ближайших к Ренскому деревень Максимова, Масалово, Лукьяново, Мышьяки, Стрюково, не берусь. Но 130 лет спустя, в крещенские морозы 1942-го, Шапкино и все деревни окрест немцы сожгли дотла.
Разбитые под Москвой, отступавшие по большаку и по заснеженным проселкам вдоль него, очередные завоеватели вымещали злость от поражения на местном населении. Большинство семей, где остались в основном женщины, дети да старики, ту зиму встретили в наскоро выкопанных землянках. А в уцелевших к тому времени деревенских избах прятались от морозов немецкие солдаты. Но и этого им было мало. Где посулами, где обманом, а где угрозами собрали в церкви в Ренском стариков и старух из окрестных деревень - якобы на службу по случаю Крещения, а вместо этого велели снимать с себя валенки... {По устным воспоминаниям В.К.Емельяненковой.}.
Контрнаступление наших войск, продолжавшееся больше месяца, к тому времени уже выдыхалось. И противник это почувствовал. Отойдя от Шапкино всего на 3-4 километра, немцы словно зубами вцепились в курьяновские, акатовские и воробьевские высоты и держали их до марта 1943 года {Орлов, Чернобаев. Город Гжатск. 1957.}. А все деревни и села перед этим рубежом обороны и в глубину на 5-6 километров со стороны наступающих советских войск команды немецких факельщиков безжалостно сожгли.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Гжатских деревень. Сборник"
Книги похожие на "История Гжатских деревень. Сборник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сборник - История Гжатских деревень. Сборник"
Отзывы читателей о книге "История Гжатских деревень. Сборник", комментарии и мнения людей о произведении.