» » » » Владислав Артемов - Славянская энциклопедия


Авторские права

Владислав Артемов - Славянская энциклопедия

Здесь можно купить и скачать "Владислав Артемов - Славянская энциклопедия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Литагент «Олма Медиа»aee13cb7-fc46-11e3-871d-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Артемов - Славянская энциклопедия
Рейтинг:
Название:
Славянская энциклопедия
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-373-01724-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Славянская энциклопедия"

Описание и краткое содержание "Славянская энциклопедия" читать бесплатно онлайн.



Эта популярная энциклопедия расскажет вам, от кого произошли славяне и чем они отличались от соседних племен; во что они верили и чему поклонялись; какие искусства и ремесла были развиты у славян; как они вели хозяйство и совершали обряды; как было устроено общество славян.

Эта энциклопедия построена по тематическому принципу и состоит из нескольких разделов: «Происхождение славян», «Религия славян», «Обычаи и обряды славян», «Хозяйство и быт славян» и др. В книге множество иллюстраций.






Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде.

Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси. Западные кривичи создали Полоцк, северные – Изборск, а южные – Смоленск (Гнёздово). Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.

Кривичи развили еще в эпоху глубокой древности бурную колонизационную деятельность, обусловленную в значительной степени их силой и многочисленностью. Еще в VI–VII вв. с верховьев Днепра, Западной Двины и Волги кривичи начинают расселяться на запад, север и восток. Несколько позднее кривичи появляются у Изборска, а еще позднее – в восточных областях, к востоку от Ржева и Зубцова, в Московской области, где обнаружены лишь относительно молодые, не старше X в., кривичские курганы.

Кривичи: 1 – перстень; 2 – браслетообразные височные кольца; 3, 5 – подвески; 4, 13 – подково образная застежка; 6, 7 – гривны; 8 – бубенчик; 9, 11 – браслеты; 10 – поясная пряжка; 12 – каменная бусина (1–11, 13 – цветной металл; 12 – камень)

У села Гнездова, в 10 километрах к западу от Смоленска, тянется огромный могильник IX–X вв., насчитывающий более 2000 курганов (больших и малых) с трупосожжениями. Из погребального инвентаря обращают на себя внимание оружие, мечи, браслеты, медные и железные шейные гривны, медные фибулы, подвески в виде лунниц, крестов, птиц и т. п.

Наиболее характерными предметами погребального инвентаря кривичей этой поры являются большие браслетообразные серебряные височные кольца иногда с плоскими ромбическими щитками, подвески, лунницы и ажурные бляшки.

Ильменские словене

Ильменские словене жили во второй половине I тысячелетия н. э. в бассейне озера Ильмень и составили основную массу населения Новгородской земли.

История словен до IX в. известна плохо и только по преданиям, а потому – недостоверна. Первопредками словен и их князей предание (записанное в период с конца XV по XVII в.) называет Словена и Руса, которым приписывается основание городов Словенска и Русы задолго до нашей эры.

Славянское заселение Волго-Клязьминского междуречья. I–IX в.; II–X в.; III–XI–XII в.

Значительные изменения в жизни словен происходят в VII–VIII вв. Возникновение на Волхове крепостей Любшанской и Городища в VIII веке, увеличение численности населения (распространение селищ), распространение могильников с сопками, захоронения знати, развитие торговли свидетельствуют о процессе социально-экономического развития у словен.

Большие курганы, достигающие 10 и более метров высоты, с бедным инвентарем, глиняными сосудами и пережженными костями – вот что представляют собой новгородские сопки. В IX–X вв. они сменяются небольшими курганами, а еще позднее – могилами в ямах, обложенными камня ми, известными под названием «жальников» (XI–XIV вв.). Древнее трупосожжение сменяется трупоположением.

В погребениях словен XI в. встречаются как типичные проволочные височные кольца, сменяющиеся в XII в. височными кольцами с ромбическими щитками и сомкнутыми концами, ажурные подвески и бубенчики.

В 860–870-е гг. словене вступили в период междоусобных войн, что обычно связывают с летописными преданиями о «призвании князей». По преданию, Рюрик, основатель династии Рюриковичей, также стал княжить в земле словен (по разным версиям или в Ладоге, или в Новгороде).

После постройки Новгорода в X в. словене в источниках называются преимущественно «новгородцами», а их земля становится основой Новгородской Земли.

Ильменские словене были многочисленны и сильны. Этим объясняются их расселение на север и восток и создание мощного политического центра на русском северо-западе.

Новгородские словене: 1, 4 – нагрудные привески (лунницы); 2, 3 – ромбощитковые височные кольца; 5, 6 – бусы; 7, 8 – круглые привески; 9 – витой браслет; 10, 14, 16 – перстни; 11–13 – пластинчатые браслеты; 15, 17–19 – подково образные застежки (1–5, 7–19 – цветной металл; 6 – горный хрусталь)

Дреговичи, кривичи с их полоцкой ветвью и ильменские словене составляли мощный массив северных русских племен.

Радимичи

Согласно летописям, название племени происходит от имени вождя Радим, во главе с которым радимичи, якобы пришли из пропольских (ляшских) земель. Место расселения радимичей – бассейн Сожа. В «Повести временных лет» сказано «…и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи».

В летописном перечне княжений радимичей нет. Однако из других мест летописей понятно, что радимичи управлялись племенными вождями, имели свое войско и до последних десятилетий X в. сохраняли самостоятельность. Радимичи были малочисленным, слабым племенем.

Для вещественных памятников радимичей характерны семилучевые подвески к височным кольцам, в других местах неизвестные. Встречаются спиральные височные кольца, головные венчики и небольшие проволочные кольца с сомкнутыми концами, находимые в погребениях северян.

В погребениях радимичей находят специфические подвески в виде кружка с изображением головы быка, а также в виде луны, креста, собачек, ложечек, бубенчиков и пластинчатые шейные гривны с розетками на концах. Попадаются серпы и оружие.

Радимичи. Реконструкция по черепу женщины из кургана у р. Снова. Белоруссия

Радимичи: 1 – звездообразная пряжка; 2 – гривна; 3, 6 – бусы; 4, 5, 9 – височные кольца; 7, 11, 12 – привески; 8 – перстень; 10 – ожерелье; 13 – подковообразная застежка (1, 2, 4, 5, 8, 9, 11–13 – цветной металл; 3 – стекло; 6 – сердолик; 7, 10 – бронза и стекло)

Вятичи

По версии «Повести временных лет», название «вятичи» произошло от имени родоначальника племени, Вятко, – уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав. «Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко… а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи».

Рекой вятичей была Ока. Вятичи населяли территории Тульской, большую часть Орловской и Московской областей и часть Смоленской. Позднее вятичской стала и Рязань. Вятичскими были и славянские поселения по среднему Дону.

Согласно «Повести временных лет», вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян.

Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI–VIII вв. В IX–X вв., согласно «Повести Временных лет», вятичи выплачивали дань Хазарии. Как у прочих славян, управление осуществлялось вечем и князьями. Находки многочисленных монетных кладов свидетельствуют об участии общин в международной торговле.

Бронзовый браслет, принадлежавший вятичам

Предметы, найденные в вятических погребениях: 1 – нагрудное украшение; 2 – витой браслет; 3–5 – височные кольца; 6 – ожерелье; 7 – витая гривна (1–5, 7 – цветной металл; 6 – бронза, горный хрусталь, стекло)

Когда Олег Вещий образовал в IX в. Киевскую Русь (из кривичей, радимичей, северян и древлян), то вятичи еще не входили в состав его государства. До конца XI в. они сохраняли определенную политическую независимость. В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 г. Их земли впоследствии вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Жилища вятичей представляли собой землянки (4 × 4 м), обложенные изнутри деревом; над землей возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек.

Вятичи, по сообщениям летописцев, жили в лесах, поэтому они занимались охотой (пушниной они платили дань хазарам), сбором меда, грибов и диких ягод. Они также занимались подсечным и затем пашенным земледелием (просо, ячмень, пшеница, рожь) и скотоводством (свиньи, коровы, козы, овцы).

Над мертвыми вятичи совершали тризну, а затем кремировали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. Одной из особенностей погребения вятичей являются «избы смерти» – бревенчатые строения возле дорог, в которых хранился кремированный прах умерших.

Неясные сведения о вятичах сохранили нам арабские, персидские и древнееврейские источники (Гардизи, Ибн-Росте, Персидский Географ, хазарский царь Иосиф).

Северяне

Южнее радимичей и вятичей, на левобережье Днепра, «по Десне и по Семи и по Суле», жили северяне. О северянах говорят Константин Багрянородный, Географ Баварский и хазарский царь Иосиф. Летописец отмечает, что «И радимичи и вятичи, и север один обычай имяху…» И действительно, некоторые общие черты сближают население Десны, Сейма, Сулы, Оки, Сожа и Ипути.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Славянская энциклопедия"

Книги похожие на "Славянская энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Артемов

Владислав Артемов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Артемов - Славянская энциклопедия"

Отзывы читателей о книге "Славянская энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.