Виктор Панченко - Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны"
Описание и краткое содержание "Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена труду советских ученых, военных моряков, инженеров и рабочих, обеспечивших защиту кораблей от магнитных и магнитно-акустических мин и торпед противника на Черноморском флоте во время Великой Отечественной войны. Рассмотрены разработка научных основ размагничивания кораблей в довоенный период, внедрение их в практику в первые месяцы войны и организация службы размагничивания.
Для научных сотрудников, инженеров, моряков и других читателей, интересующихся историей науки и техники.
Ко времени окончания ремонта линкора на Стрелецком рейде, вблизи севастопольского фарватера, был подготовлен стенд. Место было протралено электромагнитными тралами и осмотрено водолазами, были установлены швартовые бочки для постановки корабля соответствующими курсами.
Наконец наступили для меня решающие дни. В последнее воскресенье октября 1945 г. линкор вышел на стенд и был поставлен курсом 180° для устранения постоянного продольного намагничивания. Выбор курса был обусловлен стремлением не исключить влияние горизонтальной составляющей геомагнитного поля в поперечном направлении корабля, из-за которого при воздействии размагничивающего поля создается постоянное поперечное намагничивание, а, наоборот, использовать его, поставив корабль курсом 180°, на котором направление горизонтальной составляющей земного магнитного поля совпадает с направлением поля размагничивающей обмотки. При таком расположении корабля для получения аналогичного эффекта можно обойтись силой тока примерно на 6 % меньшей, чем на курсе 0°, что также было существенно при ограниченной мощности источников тока.
Как только линкор был поставлен на бочки, подошли СБР-2 и СБР-3 и на нем началась намотка кабелей соленоида. Мы проработали почти до вечера и наложили девять витков кабеля, однако к этому времени ветер усилился до 5–6 баллов и вызвал волнение. Линкору такой шторм нипочем, он стоял, не шелохнувшись, зато наши СБР болтало неимоверно, и их пришлось отпустить в Севастополь, а намотку кабеля прекратить.
Я условился с командиром линкора капитаном I ранга Беляевым, с которым был знаком уже несколько лет, что на следующий день, в понедельник, мы на корабле работать не будем, у них по плану будут проводиться занятия с личным составом. Из-за дани морским традициям мы уже теряли один рабочий день из девяти, на которые был выделен линкор. Беляев очень обрадовался, он был настоящим моряком и традиции соблюдал, а к нашим работам относился с одобрением и полным сочувствием.
Поскольку я был уверен в конечном результате работ, то, учитывая их сложность и большой объем, решил устроить учебно-показательную работу для своих офицеров службы размагничивания кораблей. С этой целью я привлек к участию в работе молодых офицеров, недавно окончивших военно-морские инженерные училища. Каждому из них я выделил самостоятельное задание, чтобы они чувствовали себя активными участниками.
Во вторник работы были продолжены, намотаны оставшиеся кабели. Из Батуми пришли две подводные лодки типа Щ, которые там базировались, а из Севастополя — три СБР. Все аккумуляторные батареи подводных лодок и СБР были соединены последовательно, а также подключены к коммутационной аппаратуре. Поскольку у нас не было коммутационной аппаратуры на силу тока более 10 000 А при напряжении более 750 В, работающей в цепях с большой индуктивностью, вопросы обеспечения безопасной коммутации пришлось решать только с помощью расчетов.
Из-за отсутствия специальных балластных сопротивлений для схемы гашения магнитного поля были использованы куски кабеля соответствующего сопротивления, а чтобы они не перегревались из-за высокой плотности тока в течение 5 с, их охлаждали морской водой (опустили в море). Расчетом было определено, что время проникновения магнитного поля на полную глубину брони линкора составляло около 26 с.
Все операции включения полного тока и последующего его уменьшения по ступеням, включения сопротивления гашения поля и, наконец, полного выключения тока велись с помощью простых массивных аппаратов, на каждом из которых находился оператор. Поскольку участников этой процедуры было много, то пришлось отрабатывать их действия в режиме холостого хода. При первом же цикле отработки начальник СБР-3 Филюков доложил, что у них в аккумуляторном трюме загорелся кабель проводки электрического освещения. Работы были временно прекращены. При осмотре было установлено, что на СБР-3 не выполнено требование отключить от аккумуляторных батарей всех потребителей, а для освещения мест работы использовать переносные электрические фонари. Оказалось, что электрики СБР-3 уговорили своего начальника «для удобства» работы не отключать от аккумуляторной батареи небольшую сеть освещения трюма и он согласился.
Этот пример показывает, насколько важно строга и пунктуально выполнять требования инструкции и не поддаваться ни на какие увещевания, так как малейшая недоработка может испортить большое важное дело. Еще раз была проверена готовность электрооборудования кораблей к работе, и с большим волнением мы начали.
Первый, предварительный, цикл прошел нормально, магнитное поле «пошло», как ожидалось. Второй цикл приблизил нас к желаемой цели. При третьем цикле были получены необходимые значения поля перемагничивания. Самая трудная операция была выполнена. Это уже победа! Операцию компенсации магнитного поля мы проводили осторожно, путем последовательного увеличения силы тока на ступень. К трем часам ночи были получены хорошие результаты и подводные лодки отпущены. Семафором было доложено оперативному дежурному штаба флота об успешном окончании работ по устранению постоянного продольного намагничивания на линкоре «Севастополь». Предстояла еще большая работа, но мы, воодушевленные успешным устранением постоянного продольного намагничивания на бронированном корабле, проведенным впервые в СССР, были настроены оптимистически. Все участники были очень довольны достигнутым результатом. Была уже ночь, а мы спать не хотели. Однако был дан отбой и мы отправились спать, чтобы с пяти часов утра приступить к следующему этапу работы — съемке кабеля и регулировке размагничивающего устройства.
На четвертый день, когда уже полным ходом шла регулировка размагничивающего устройства, на корабль прибыла комиссия УК ВМФ из Москвы под председательством инженер-капитана I ранга Б. А. Ткаченко. Я сообщил о полученных результатах, и мы продолжили регулировку обмоток размагничивающего устройства. Все работы на линкоре были закончены в установленный срок. В процессе регулировки двухъярусной основной обмотки начальником СБР-2 Ю. Г. Исаковым было вычислено соотношение ампер-витков для различных ярусов обмотки из условий оптимальной компенсации магнитного поля корабля под килем и бортами одновременно. Совместно с комиссией был составлен протокол об устранении постоянного продольного намагничивания на линкоре «Севастополь» с хорошей оценкой; отрегулированы также обмотки размагничивающего устройства.
Комиссия УК ВМФ состояла из шести человек (обычно комиссии назначаются из нечетного числа членов). Я не придал тогда этому никакого значения. Значительно позже кто-то мне рассказал, что наше руководство в Москве, в особенности после ответа начальника Главного штаба ВМФ, не надеялось на благополучный исход работ и, чтобы обезопасить себя, назначило специальную комиссию, в состав которой включило И. П. Айвазова. Комиссия должна была на месте разобраться во всем и в случае отрицательных результатов меня от должности отстранить (это второй вариант исхода работ, о котором меня предупреждал командующий Черноморским флотом), а И. П. Айвазов должен был принять дела начальника Отделения размагничивания кораблей ЧФ.
Опыт устранения постоянного продольного намагничивания на линкоре представлял несомненный интерес как в плане развития научных исследований, так и практически, поскольку еще на двух линейных кораблях, «Октябрьская революция» и «Марат», имелось аналогичное продольное намагничивание.
Месяца через два я составил обстоятельный отчет с анализом особенностей работ на бронированных кораблях и отправил его в Москву. Еще через два месяца в Москве в УК ВМФ состоялось совещание, в работе которого приняли участив А. П. Александров, Н. В. Исаченков, Г. Ф. Козьмин, А. К. Усыскин, Л. С. Гуменюк с офицерами своего отдела, представители некоторых научно-исследовательских институтов ВМФ и МСП, служб размагничивания кораблей флотов и флотилий и проектных организаций. Первым вопросом на этом совещании был мой доклад об опыте устранения постоянного продольного намагничивания на линкоре «Севастополь». После доклада зааплодировал один Анатолий Петрович Александров. Он стремительно подошел к трибуне и горячо поздравил меня с большим успехом. Затем он обратился к присутствующим и сказал: «А ведь на это предложение Панченко я писал отрицательное заключение, а он не побоялся авторитетов и показал, что и на бронированных кораблях можно устранять постоянное продольное намагничивание и получать значительный эффект». После обстоятельного анализа физики явлений и техники выполнения работы Анатолий Петрович еще раз поздравил меня с успехом.
Совещание положительно оценило результаты выполненной на линкоре «Севастополь» работы и рекомендовало устранить таким же образом постоянное продольное намагничивание на линкорах «Октябрьская революция» и «Марат».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны"
Книги похожие на "Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Панченко - Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны"
Отзывы читателей о книге "Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны", комментарии и мнения людей о произведении.