» » » » Михаил Ильин - Подмосковье


Авторские права

Михаил Ильин - Подмосковье

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Ильин - Подмосковье" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1965. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ильин - Подмосковье
Рейтинг:
Название:
Подмосковье
Издательство:
Искусство
Год:
1965
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Подмосковье"

Описание и краткое содержание "Подмосковье" читать бесплатно онлайн.



Книга-спутник по древним подмосковным городам, селам и старым усадьбам (XIV-XIX вв.)






Регулярный липовый парк усадьбы настолько теперь разросся, что слился с пейзажным в единый массив. По его аллеям и лужайкам в XIX – начале XX в. были поставлены памятники поэтам и писателям, посетившим Остафьево. Здесь Карамзин, опекун молодого П. Вяземского – будущего поэта, написал семь томов своей «Истории Государства Российского». Тут бывали Пушкин, Жуковский, Дмитриев, Батюшков, Кюхельбекер, Гоголь, Грибоедов. Остафьево до сих пор словно овеяно поэтической атмосферой русской литературы начала XIX в.

Среди усадеб, окружающих город Подольск, первое место принадлежит прославленным Ду б ровицам (4 км от станции Подольск). Уже идя вдоль Пахры, издали видна церковь Знамения в Дубровицах (илл. 69), поставленная на высоком берегу при впадении в Пахру реки Десны. Она была сооружена по заказу «дядьки» Петра I – князя Б. Голицына в 1690-1704 гг. и представляет собой совершенно уникальное произведение русской архитектуры.


68. Усадебный дом в Остафьеве. 1801


Храм снизу доверху покрыт резьбой, по белому камню, из которого он сложен. Здесь и диковинные цветы, и разрезные, узорные листья аканта, и сложно скомпонованные капители колонн, и оригинальные волюты у порталов, и замысловатые надкарнизные декоративные надстройки. По старой традиции наиболее высоко расположенные части обильнее украшены резьбой. Особенно отличается завершающий восьмерик с восьмигранными окнами. Нижняя же часть храма (илл. 70) вместе с колоннами покрыта рустом, т. е. нарочито подчеркнутыми глубокими и вместе с тем. тонко профилированными бороздками швов кладки. Даже сам план здания, как и подымающиеся к его порталам фигурные лестницы, как бы превращены в своеобразный орнамент. Вместе с тем в невиданном сказочном убранстве храма проскальзывают и новые черты. Таковы статуи у западного входа, барельефы и латинские надписи внутри храма, ажурная глава в виде короны, воспроизводящая приемы старой голландской архитектуры.

Внутри храм сохранил резной деревянный иконостас и ложу владельца, настолько пышно покрытые растительным орнаментом, что создается впечатление, словно со сводов, озаренных светом, спущена некая драгоценная сверкающая и переливающаяся завеса.

Храм настолько привлекает наше внимание, что мы почти не сразу замечаем рядом стоящий классический дом, построенный талантливым архитектором в конце XVIII в., когда Дубровицами владел фаворит Екатерины II А. Дмитриев-Мамонов. Тем не менее следует присмотреться к его хорошо прорисованным и выполненным колоннам, отличающимся красивыми пропорциями. Хотя дом подвергся известной переделке и достройке в первой половине XIX в., все же он сохранил обаяние русской классической архитектуры.


69. Церковь в Дубровицах. 1690-1704


В 16 км на юго-восток от Подольска расположена усадьба Поливанова, принадлежавшая в XVIII в. известному екатерининскому вельможе К. Разумовскому. Уже само положение владельца заставляет предполагать, что проект усадьбы должен был быть составлен видным архитектором того времени. Действительно, есть все основания думать, что им был В. Баженов.

По-видимому, переустройство усадьбы началось с постройки каменной церкви (илл. 71), расположенной в парке, рядом с домом, что было обычно в усадебном строительстве второй половины XVIII в. Она построена в 1777-1779 гг. Прямоугольный объем увенчан широким световым барабаном, несущим ребристый купол; над последним возвышается шпиль. В отношении частей церкви, как и в характере ее оконных наличников, можно уловить сходство с уже виденным нами храмом в Пехре-Яковлевском. Особенно показательны для творчества Баженова круглые окна в квадратных филенках, помещенные над основными окнами нижней части, и обработка стен барабана.

Не менее оригинален дом Поливанова (илл. 72). Небольшой, он может показаться обыденным для архитектуры русского классицизма 80-90-х гг. XVIII в.


70. Нижний ярус церкви в Дубродицах


Ионический портик главного фасада и колонная лоджия со стороны парка уже знакомы нам по ранее виденным усадьбам. Однако зодчий, желая избежать именно этой обыденности, поставил на углах круглые башни, увенчанные куполами. В двух из этих башен размещены лестницы, ведунще во второй этаж. Внутренняя отделка не сохранилась.

Двенадцать километров отделяют усадьбу Р ай- Семеновское от станции Шарапово-Охота Курской железной дороги.Уже за полтора-два километра до нее залюбуешься окружающей местностью. Река Нара образует здесь широкую дугу, окаймляющую большой пойменный луг, переходящий в отлогий, но высокий холм, на вершине которого стоит церковь (илл. 73), окруженная в свое время, словно кремль, причудливой оградой с каменными стенами и башнями.

Ко времени начала ее постройки, в 1765 г., усадьба принадлежала А. Нащокину. По-видимому, ограниченность материальных средств затянула постройку, и церковь была закончена лишь к 1783 году. Ее автором был известный московский зодчий М. Казаков. Своеобразие ее облика во многом определяется тем положением, какое занимал молодой тогда архитектор, получив, кажется, свой первый частный заказ.

Успешное строительство путевого дворца в Твери, по-видимому, привело к тому, что проект церкви Рай- Семеновского оказался весьма близким к боковому флигелю тверского дворца. Естественно, что Казаков, изменив соотношение частей, увеличил масштаб, возвел большой, несколько тяжелый купол, а рядом поставил колокольню, вместо шпиля которой установил белокаменный «муфтированный» обелиск.

Постройка заканчивалась, как говорилось выше, в 80-х гг. XVIII в., что наложило свой отпечаток на ее убранство. Внутри Казаков выполнил из местного подольского золотисто-коричневого мрамора иконостас редкой красоты. Считая этот иконостас особенно удавшимся, он позднее зарисовал его, выполнив по нему великолепный офорт. Действительно, по благородству пропорций, по ясности композиции, по стройности мраморных колонн, украшающих его центральную часть, это произведение Казакова смело может считаться одним из лучших в его творчестве.


71. Усадебная церковь в Поливанове. 1777-1779


72. Усадебный дом в Поливанове. Конец XVIII в.


73. Усадебная церковь в Рай-Семеновском. 1765-1783


К этим же годам надо, видимо, отнести и ограду. Это было время, когда среди московских зодчих господствовало увлечение известной нам псевдоготикой. Последняя сказалась и в стрельчатых проемах башен, и в декоративных деталях, украшающих их верхи.

Можно предполагать, что Казаков проектировал всю усадьбу – ее здания и парк. Однако от всего этого сохранилось немногое, и то сильно поврежденное и переделанное. В XIX в. Рай-Семеновское славилось как курорт благодаря наличию в близрасположенном овраге железистого ключа, над которым в свое|время стоял храм-беседка, а «по вечерам, – писал современник, – у сего ключа бывает расставлена роговая музыка, чтобы больным приятно было прогуливаться».

Среди подмосковных городов Серпухов, несмотря на богатую историческими событиями историю и ряд интересных памятников, не сделался до сих пор объектом серьезных исследований.

Серпухов пережил эпоху расцвета в конце XIV в., когда его князь Владимир Андреевич, сыгравший столь большую роль в победе на Куликовом поле, укрепил город, построил дубовые стены, возвел собор и основал, не без участия московских духовных властей, два монастыря, служившие оборонительными форпостами города. Однако по-настоящему ни один исследователь не удосужился проверить посредством крупных раскопок и изучения существующих зданий, что определяло художественное прошлое города.

Город расположен на высоком берегу небольшой речки Серпейки, впадающей в реку Нару, которая в свою очередь тут же под городом сливается с Протвой, несущей свои воды в рядом текущую Оку. Естественно, что такое удобное в военном отношении место сделалось с 1328 г. городом-крепостью, игравшим в обороне Москвы не меньшую роль, чем Коломна. Поэтому-то прославленная «Задонщина» – поэтическое сказание о победе на Куликовом поле – образно запечатлела место Серпухова в общерусском деле:

На Москве кони ржут,
Трубы трубят на Коломне,
Бубны бьют в Серпухсвее
Звенит слава по всей Земле Русской

Поэтому-то в Серпухове возводятся в 1374 г. дубовые стены, а в 1380 г. сооружается Троицкий собор, который также, полагают, был деревянным. В 1552 г. Серпухов был описан по повелению Ивана Грозного^ В переписи упоминается Ивановская слобода за Нарой близ Владычного монастыря, где жили каменщики, что говорит о потребностях города в квалифицированных строителях. От этого времени до нас дошел фрагмент крепостных стен, сооруженных, как считают, в 1556 г. До начала постройки Московского метро стена Серпуховского кремля (илл. 74) была значительно больше, однако в поисках строительного материала ее поспешили разобрать. Вместе с тем она представляла большой интерес, так как в эпоху широкого применения кирпича при возведении крепостей здесь все было выполнено из белого камня, что объясняется близостью каменоломен по реке Наре. Построенные Иваном Грозным укрепления были настолько мощны, что их не могли взять в 1618 г. войска гетмана Сагайдачного. Находящийся в Серпуховском кремле Троицкий собор относится к 1696 г. Он сильно искажен позднейшими переделками, однако в основном сохранил типичную для этого времени композицию в виде восьмерика на четверике.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Подмосковье"

Книги похожие на "Подмосковье" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ильин

Михаил Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ильин - Подмосковье"

Отзывы читателей о книге "Подмосковье", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.