Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Христианство и религии мира"
Описание и краткое содержание "Христианство и религии мира" читать бесплатно онлайн.
Книга польского публициста Г. Хмелевского показывает процесс эволюции религии от первобытных верований к развитым религиозным системам. Она насыщена массой познавательного материала о истории древних народов, о возникновении и развитии их культуры. Серьезная полемика с современной богословской трактовкой проблем формирования и эволюции религиозных представлений делает книгу весьма полезной и актуальной для пропагандистов атеизма, преподавателей и студентов.
Книга вполне доступна верующим благодаря простоте языка и популярности изложения.
Монументальные постройки, великолепие царского двора, строительство флота — все это требовало огромных сумм, которые Соломон выжимал, как мог, из своих подданных, накладывая новые, все более значительные дани и поборы. Его сын и наследник Ровоам сразу столкнулся с этой проблемой. Северные племена потребовали, как только он вступил на трон, снижения податей, а когда им было отказано, взбунтовались. Это привело к распаду государства на две части: Иудею (южная часть с Иерусалимом) и Израиль (северная часть, большая из двух). Между этими частями началась война, в результате которой больше всего пострадал Иегова. Иерусалим перестал быть единым центром культа. Израильтяне воздвигли свои храмы в Дане и Вефиле. Религиозный либерализм Соломона, усвоенный его наследниками, вел к все большему распространению культа иных богов. Иегова оказался в серьезной опасности. Браки с дочерьми могущественных родов соседних государств приводили к тому, что аристократия все чаще отходила от «единого» бога. Иегова неожиданно нашел защитников в народных массах, которые свою борьбу против имущих классов связывали с борьбой против их отступничества от национальной религии. Ведь это они, аристократы-эксплуататоры, брали в жены неверных амореянок и дочерей Тира.
Еще с времен пророка Самуила в Иерусалиме и других больших городах создавались школы публичных ораторов, которые выступали на площадях, на лестницах храмов, проводя дискуссии на разные темы, в том числе и на религиозные. Таких ораторов называли «наби», т. е. «тот, который возглашает слово». Наби, произносящие речи на религиозные темы, выступали всегда от имени Иеговы, поэтому они считались также и пророками Иеговы.
О популярных наби слагались легенды, рассказывающие не только об их великолепных речах или стихотворных повествованиях, но и о сверхъестественных поступках, которые они якобы совершали. Некоторым приписывались всевозможные чудеса. Пророку Елисею, например, Яхве, довольный его набожностью, послал перед смертью огненную карету, на которой пророк вознесся в царствие небесное.
Самая древняя из книг пророков приписывается Амосу. Автором одного из более поздних сборников считается Исаия, но этот сборник — явная компиляция из разных пророков. Существуют сборники, приписываемые и другим известным наби. По этим книгам мы можем познакомиться с деятельностью пророков. Например, Амос — глашатай угнетенных масс. Он выступает против тех, которые «продают правого за серебро, а бедного за пару сандалий», против тех, которые женятся на чужеземках, «телицах Васанских», клеймит священников за жадность.
«Пусть как вода течет суд, а правда — как сильный поток», — восклицает Амос. Это звучит почти как призыв к восстанию.
Другой из пророков, Осия, так определяет состояние общества, в котором он живет:
«Слушайте слово господне, сыны Израилевы; ибо суд у господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Осия, гл. 4, ст. 1–2).
А господу приходилось все труднее. Для примера расскажем историю из времен царя израильского Ахава. Он женился из политических соображений на Иезавели, дочери одного из владык соседнего финикийского царства. Она привела с собой финикийских жрецов, вынудила мужа построить при царском дворе в Самарии храм Ваала, ввела культ Астарты.
Не ограничившись этим, Иезавель стала открыто преследовать почитателей Яхве.
Таких примеров в истории древних евреев немало: Ахаз (царь Иудеи) запретил культ Яхве и принес своего сына в жертву Молоху; царь Манаса также преследовал Иегову. Примеру царей следовала аристократия, связанная торговыми и другими общими интересами с аристократией соседних государств. Яхве оказался в опале, теперь ему пришлось бороться не только за влияние, но и за существование.
Классовое расслоение общества и растущее напряжение классовой борьбы приводило к все более сильному расколу и в области религии. Народ, клеймящий тех, «кто продает бедного за пару сандалий», клеймил и «чужих богов», которых богачи ставили рядом с национальным богом Яхве и даже выше. Наби и священники, выступающие в защиту Яхве, использовали настроение народных масс в своих целях. Но не все наби были сторонниками Иеговы, даже часть священников подверглась влиянию чужих религий. Началась яростная борьба двух течений: защитников иеговизма и либеральных, терпимо настроенных священников, склонных к слиянию культа Яхве с культами богов дружественных стран.
В «священных» книгах иудаизма, которые вошли в состав Библии, оказались, разумеется, только книги пророков, защищающих яхвизм. В этой пропагандистской борьбе все приемы были дозволены: ссылка на чудеса, на необычайные события или явления вроде огненной колесницы Ильи Пророка или обнаружения где-то в закоулках храма текста Второзакония.
Такой случай произошел якобы в Иудее во время царствования Иосии, ярого сторонника яхвизма. Книга эта выразительно и сильно подчеркивает, что единственным легальным культом может быть только культ Иеговы, а единственным местом этого культа — иерусалимский храм. В ней содержится призыв клеймить чужие культы. Книга Второзаконие, чудесным способом найденная первосвященником иерусалимского храма, появилась именно в то время, когда северное царство (Израиль) уже пало, поглощенное Ассирией, да и государству иудеев то и дело приходилось отбиваться от ассирийских набегов. Характерно, что кроме установки на возрождение культа Иеговы, Второзаконие содержит ряд требований, представляющих собой явную уступку угнетенным классам под их нажимом.
Правосудие в нем четко регламентировано, и царь уже не мог быть деспотом, который правил, опираясь на постоянную армию. За семь лет необходимо было ликвидировать все долги, которые успели наделать евреи, а рабы еврейского происхождения должны были расцениваться как слуги, а не рабы. Часть десятин, уплачиваемых священникам, предназначалась в пользу вдов и сирот. Эти и подобные им предписания свидетельствуют вполне определенно: в обстановке внешней опасности аристократия шла на уступки. Разумеется, такой более либеральный закон тоже был приписан Иегове, который якобы именно это продиктовал Моисею.
Борьба пророков, почитателей Яхве, с их противниками не могла ограничиться признанием Иеговы равным другим богам. Она носила наступательный характер. Иегова должен быть выше иных богов, он самый наивысший, более того, он единственный истинный бог. Так в религиозных спорах о первенстве Иеговы прежний генотеизм израильтян (вера в бога, который главенствует над другими богами) начал постепенно перерождаться в монотеизм. В представлении почитателей Яхве других богов не следует принимать в расчет, они не существуют как божества, они только идолы. Остается только Иегова, один и единственный, единый для всего мира.
В пропагандистской деятельности пророков немало и элементов утешения, пробуждения надежд, желания выстоять. Они обращаются к «старому доброму времени», времени Давида и Соломона, когда государство было могущественным, когда Иегова владычествовал в иерусалимском храме, а хорошо вооруженные отряды Давида привозили взятые в битвах богатые трофеи. Должен был вновь появиться такой Давид, который бы смог вернуть былую славу Израилю, а врагов его «повергнуть к подножию стоп его». Такие легенды, распространявшиеся среди израильского народа, приобрели еще большую популярность, когда в 586 году до н. э. пал Иерусалим и наступил конец Иудеи.
Завоеватель Иерусалима, вавилонский царь Навуходоносор, не желая, чтобы на границе с Египтом существовала провинция, склонная к бунтам, переселил большую часть евреев в Вавилон. Их не считали рабами и относились к ним не так уж плохо. Но все-таки они были чужими, и при очень четких классовых разграничениях в Вавилоне ассимилироваться им было нелегко. Пропаганда наби (среди которых выделялся Иезекииль) обращалась к чувству тоски по родине, подогревала желание вернуться в страну отцов. Рассказы о спасителе приобретают новый характер, они говорят об освобождении «из дома неволи». В это же время появляются записи легенд и проповедей, предписывающих, как надо поступать в повседневной жизни. Переписчики, называемые соферим, создают также различные комментарии к закону.
После падения вавилонского царства, потерпевшего поражение от мидян, мидийский царь Кир дает согласие на возвращение евреев в родные края. Но прошло немало лет, пока в отстроенном Иерусалиме затеплилась новая жизнь. Возникает новое государство, вместе с ним новые формы принимает и религия. В этом участвуют персы. Персия, дошедшая в это время до границ Греции, после неудачных попыток завладеть греческими землями была вынуждена укреплять свои пограничные районы. Поэтому персы помогают отстроить и окружить защитными стенами Иерусалим, вокруг которого возникает новое иудейское царство. Это царство было организовано священниками и ими же управлялось. Господствовали в нем законы, сформулированные священнослужителями. Следовательно, это было теократическое государство. Храм становится центром, вокруг него концентрируется и общественная и политическая власть. Культ Иеговы как единого бога упрочивается, у него больше нет конкурентов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Христианство и религии мира"
Книги похожие на "Христианство и религии мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира"
Отзывы читателей о книге "Христианство и религии мира", комментарии и мнения людей о произведении.