Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Христианство и религии мира"
Описание и краткое содержание "Христианство и религии мира" читать бесплатно онлайн.
Книга польского публициста Г. Хмелевского показывает процесс эволюции религии от первобытных верований к развитым религиозным системам. Она насыщена массой познавательного материала о истории древних народов, о возникновении и развитии их культуры. Серьезная полемика с современной богословской трактовкой проблем формирования и эволюции религиозных представлений делает книгу весьма полезной и актуальной для пропагандистов атеизма, преподавателей и студентов.
Книга вполне доступна верующим благодаря простоте языка и популярности изложения.
Терахиты во время своего пребывания в Уре были политеистами, и ничто не указывает на то, что могло быть иначе.
У истоков религии патриархов мы напрасно искали бы, что именно предшествовало ее развитию. Она не была ни следствием политики, как религия Хаммурапи, ни теологической спекуляцией, как религия Аменофиса IV (Эхнатона. — Г. X.).
Религия эта началась с воззвания к Аврааму бога, прежде ему не известного. Следовательно, в основе верований патриархов лежит факт мистического характера, не поддающийся никакому археологическому контролю. (Внимание: таинственный занавес откровения опускается в первый раз. — Г. X.)
Такой призыв имел место еще в Уре (Деяния апостолов, гл. 7, ст. 2–3) и был первым из множества откровений Аврааму бога, обращавшегося к нему во время ночных видений.
Не следовало бы предполагать, что уже тогда Авраам вполне отдавал себе отчет в том, какова природа открывшегося перед ним бога, и что в один момент он успел стать монотеистом в полном значении этого слова.
Этот процесс длился гораздо дольше, и много времени прошло, прежде чем родоначальник иудеев понял, что его бог — это единый бог.
Неизвестно также, насколько ближайшее окружение Авраама разделяло его религиозные взгляды.
Однако известно, что он услыхал божий призыв, оставил страну, в которой жил до этого времени, и направился на запад.
Добавим для точности, что сперва он пошел на север, потому что Харран, куда вначале направил свой путь Авраам, лежит к северу от Ура.
Лишь на следующем этапе странствий племя Авраама выбрало западное направление»[51].
Мы привели точную цитату из книги польского католического специалиста по Библии, а теперь попробуем над ней подумать.
Вопрос первый. Мы уже знаем, что Ур в те времена, которыми начинается захватывающее библейское повествование, главный герой которого — господь-вседержитель, творец неба и земли, отнюдь не был какой-нибудь жалкой деревенькой. Он имел серьезное культурное и государственное значение. Это неопровержимо установлено английским ученым Вулли, обнаружившим Ур при раскопках. Открытие Вулли имело двойное значение. Во-первых, оно подтвердило, что библейский Ур действительно существовал. Во-вторых, оно помогло установить, что рассказ о потопе, при помощи которого бог Авраама уничтожил мир, не более чем легенда, и притом шумерская. Терахиты наслушались таких рассказов от жрецов и пророков, поклонявшихся «идолам» из Ура. Очевидно, они верили в этих «идолов», поэтому поверили и рассказам.
Мы знаем и больше. Действие библейских рассказов начинается примерно в период деятельности Хаммурапи, который из политических соображений расширял сферу религиозного господства Бель-Мардука.
Возникает вопрос: а может быть, отец Авраама (а это именно он покинул Ур, взяв с собой сына) тоже «из политических соображений» отправился в Харран? Мы знаем наверняка, что в это время семитские племена аморреев двигались с юга на север. Знаем и то, что завоевания отдельных городов Месопотамии приводили к тому, что на первое место среди богов выдвигался бог победившего племени, отодвигая в тень прежнего «владыку богов». Нам известно также, что в Уре почитали Луну (там был раскопан храм Луны), в Харране, как доказала археология, тоже почитали Луну. Это уже кое-какие следы.
Терахиты скорей всего были лунопоклонниками (в Книге Иудифь упоминается, что они чтили «бога на небе»), поэтому становится ясным, зачем они отправились в Харран, где в это время культ Луны еще не преследовался.
Археология настойчива. Начатые в 1934 году раскопки на холме Тель-Харири привели к открытию столицы древнего государства Мари. Там было найдено множество табличек, покрытых клинописью. Это оказался государственный архив. В нем удалось прочитать интереснейшие вещи. Выяснилось, что к этому государству принадлежал Харран, а также такие города, как Накхур, Турагги и другие. И вдруг сенсация! Имена родственников Авраама по Библии — это Нахор, Терах. Выходит, родственниками Авраама были целые города? Еще большей сенсацией оказались записи о том, что на территории этого государства жили племена Абам-рам и Иакоб-эль. Абам-рам — это почти то же самое, что Авраам; следовательно, история подтверждается? Да, только речь идет не о человеке по имени Авраам, избраннике господнем, но о племени.
Таким образом, открытие столицы государства Мари поставило под вопрос само существование патриарха Авраама.
Был ли бог Авраама тем, который «в ночных видениях» открывался конкретному человеку, заключал с ним соглашения и т. д., или это был просто бог племени (разумеется, главенствующий над прочими богами)? Бог одного из племен не мог быть единым богом. В те времена таких местных богов были сотни. Он мог признаваться единым, но только в своем племени и, конечно, боролся с богами других племен, считавшимися ложными. В таком случае, бог Авраама или бог Иакова, побеждающие лжебогов, были едиными только для племени Авраама или Иакова.
Вопрос второй. Католический ученый осторожно формулирует: Авраам не сразу понял, с кем имеет дело, «процесс был более длительным», было еще много «откровений» бога, являвшегося в «видениях». Значит, в воображении, в мысли, может быть, во сне. Так это вполне можно понять.
Представление о боге у племени авраамитов создавалось постепенно, понемногу, в течение длительного времени. Согласимся с этим. Все боги создавались именно так. Так возникало и представление об Эль или Элохим — в процессе общественного развития этого кочевого народа, встречавшего в своих странствиях немало разных народов, слышавшего немало рассказов и легенд. Чужие легенды, признанные хорошими, использовались для характеристики своего бога. Но католический знаток Библии жаждет доказать, что в этом случае речь идет о совсем ином боге, не племени, а всего мира. Это очень трудная задача. Именно поэтому он отказывается от помощи археологии и скрывается за туманную завесу откровения. Он утверждает: то, что Авраам услышал призыв неизвестного ему бога, «не подвластно археологическому контролю».
Конечно, трудно раскопать в песках следы «видений». Но дело, однако, не в этом. Вопрос о доказательствах истинности Библии требует некоторого разъяснения.
В течение многих тысяч лет, во времена Древнего Израиля и долгие годы после победы христианства, никто не беспокоился ни о каких доказательствах. Библии, свидетельства «отцов церкви», науки епископов и пап было вполне достаточно. Кроме того, примеры Джордано Бруно, Галилея и других показывали, что выражать какие-либо сомнения в действиях руки епископа, продолженной светской рукой (читай: палача), было небезопасно. Но затем пришел протестантизм, который дал Библию в руки массам и, что гораздо хуже, позволил ее комментировать. Началось либеральное движение. Энциклопедисты вообще отрицали божественное откровение и открыто утверждали, что гораздо больше доверяют человеческому разуму. Еще позже Жан Шамполион, расшифровав иероглифы египтян, открыл дверь в более древний мир, чем мир Аристотеля и Платона, помог открыть культуру Египта. Дарвин выдвинул «святотатственную» теорию о естественном происхождении человека. Оказалось, что человечество существует гораздо больше, чем 5000 лет, что оно существовало значительно раньше библейских времен.
Англичане завоевали Индию ради перца, корицы и сокровищ Великого Могола и при этом открыли Ригведу, которая в свое время наделала много шуму в Европе.
Это все привело к тому, что слепая вера в «священное писание» перестала удовлетворять людей, во всяком случае людей читающих, критически мыслящих и нуждающихся в доказательствах истинности своих убеждений. Не все они были безбожниками. Многие веровали и хотели веровать, но не только на слово.
За доказательствами пришлось обращаться к археологии, заняться изучением истории, расшифровкой знаков неведомой письменности, поисками. Начались великие розыски следов бога. О таких розысках в более древних эпохах мы писали в первой главе.
Напомним, что наши рассуждения прервались на утверждении, что якобы дальнейшая история человечества содержится в «священном писании», основанном на божественном откровении. Но и со «священным писанием» оказалось немало хлопот. Снова потребовались доказательства. Каждые новые раскопки, каждый прочитанный древний текст, надпись на скале или черепке — все было досконально и скрупулезно обследовано в поисках материальных доказательств откровения, и, надо сказать, удалось собрать доказательства, подтверждающие многое, о чем написано в Библии. Только эти доказательства подтверждают в основном исторические факты, документируют историю кочевых племен (называемых в египетской дипломатической корреспонденции хабири, т. е. евреи) и более позднюю историю государств Иудеи и Израиля.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Христианство и религии мира"
Книги похожие на "Христианство и религии мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира"
Отзывы читателей о книге "Христианство и религии мира", комментарии и мнения людей о произведении.