Виктор Голявкин - Избранные

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Избранные"
Описание и краткое содержание "Избранные" читать бесплатно онлайн.
В сборник избранных произведений Виктора Владимировича Голявкина включены самые первые авангардистские фрагменты прозы, никогда не выходившие в книгах; лирические, юмористические, гротесковые рассказы для взрослых, писавшиеся в течение всей жизни, в том числе в самые последние годы; раздел рассказов для детей, давно ставших хрестоматийными; также известная неустаревающая повесть о войне «Мой добрый папа».
Издание сборника предпринято к юбилею Петербурга и к семидесятилетию писателя, патриота города, светлой талантливой личностью которого в своем культурном арсенале петербуржцы могут гордиться.
— Лучше в Бильгя, — сказал Таракан, — там глуше.
— Поселиться всем в Бильгя, — согласился Сашок, — и через некоторое время обрушить на Союз художников серии пейзажей в свойственной нам широкой манере! Это было бы убийственно! Помещение нам дадут. Мы потребуем. Откроем выставку и загремим!
— Вниз по лестнице, — сказал Миша.
— Да что с ним говорить? — сказал толстяк. — Пусть пишет свои стенды.
— А вы что пишете? — спросил Миша.
— Мы пишем временно, а ты всю жизнь. Ты нас с собой не сравнивай. Ты только в училище поступил, а мы все прошли. Пройди с наше, после рассуждай.
— В таком случае я могу вас из своей мастерской вытурить.
— Удар ниже пояса, — сказал Сашок.
— Тогда молчите.
— Молчим, — сказал Сашок.
— Что значит мастерской своей не иметь! — сказал толстяк. — От каждого выслушивай, мне это не по душе!
— Иметь мастерскую еще не все, — сказал Сашок. — Левитан ютился по чердакам, а пейзажист отменный.
— Пришли в мастерскую, так работайте, — сказал Миша.
— Работаем, работаем, — сказал Сашок.
На самом деле они давно уже не работали. Для приличия немного помазали, и дальше:
— Настоящий мастер тот, кто умеет находить красоту в обычном!
— Делакруа имел солнце в голове и бурю в сердце!
— Фрагонара, оттого что он все время смеялся, быстро сочли посредственным живописцем.
— А Караваджо закалывал всех, кто его критиковал.
— А Сальватор Роза был бандит.
— Франс Хальс писал широко!
— Малявин писал широко!
— Цорн писал широко!
— Коровин писал широко!
— Шире надо писать, — сказал толстяк, — и плотней.
— Плотней надо писать, — согласились Таракан с Сашком. — И шире!
В дверь ворвался странного вида парень, без шапки, на шее еле держался шарф. Он именно ворвался, а не вошел. На вид ему было лет двадцать.
— Где мой стенд? — спросил он.
— Бери в углу, — последовал ответ.
Он взял стенд без фотографий, приготавливал место, выжимал на палитру краски, а я рассматривал его.
— А кто это такой? — спросил он, показывая на меня.
— Мишин приятель.
— Художник?
— И вы тоже пишете пейзажи? — спросил я.
Он не ответил, сел с краю пятым, принялся за работу. Но тут же спросил:
— А собственно говоря, почему вы так решили?
— Так… — сказал я.
— Писать пейзажи их дело. — Он кивнул на приятелей.
— А ваше дело?
— Это не ваше дело.
— Рауф нас не признает, — сказал толстяк. — Потому что он все делает навыворот, а мы просто и естественно.
— Через оперу, — сказал я.
— Как вы сказали? — спросил Рауф.
— Не важно, — сказал я.
— Сейчас мы будем делать просто, — сказал зло Рауф, набрасывая панораму города, — очень просто. А вы что, собственно, здесь делаете? — спросил он меня.
— Сушу штаны, — сказал я.
— Я сейчас делаю то же самое.
— Значит, мы с вами оба сушим штаны?
— Вот именно.
— Оригинальничает во всем, — сказал толстяк, — даже сейчас, заметьте, он не рисует, а сушит штаны. Не правда ли, занятно?
— Не ваше дело, — огрызнулся Рауф, — сушу штаны.
— Я тоже сушу штаны в таком случае, — сказал толстяк, — мы тоже сушим штаны. С какой стати он себя каждый раз выставляет? Мы все работаем одинаково, на равных, и нечего выкаблучиваться!
— А кто вам мешает тоже сушить штаны? — сказал Рауф. — Делайте вид, будто вы не рисуете, а именно… так сказать… сушите штаны… а?
— Бесполезно с ним разговаривать, — сказал Таракан.
— Нечего с ним разговаривать, — сказал толстяк.
— Каждый прав по-своему, — сказал Сашок.
— Миша работает как машина, — сказал Рауф. — Пикассо тоже работает как машина, но ни одной линии не проведет без напряжения, вот это художник! Не найдете у него вялости, ни за что на свете! У него все в напряжении, и я не могу без напряжения.
— Не испорти стенд, — сказал Миша, — не слишком напрягайся, если хочешь заработать.
— Пикассо все делает наоборот, — сказал толстяк, — птицы у него в аквариуме, а рыбы в клетке.
— А где, по-твоему, должны быть рыбы? — спросил Рауф.
— Разумеется, в аквариуме, — сказал толстяк.
— И рыбы, и птицы, и весь мир должен быть в голове у художника, — сказал Рауф.
— Хватит нам одного товарища с тараканом в голове, — сказал толстяк, — еще рыб не хватает.
— Ну вот, опять… — сказал Сашок.
— У меня готово, — сказал Рауф, поворачивая стенд на всеобщее обозрение.
Я увидел нечто, отдаленно напоминающее мою стену.
Миша положил палитру, подошел к Рауфу и сказал:
— А ну, сотри.
— Пожалуйста. — Рауф послушно смочил тряпку в скипидаре, стер свое художество.
— Больше ты стенда не получишь, — сказал Миша.
— Подите вы все в болото! — заорал Рауф, запуская тряпку в абажур. Он закачался, заплясали тени по мастерской. Хлопнула дверь за Рауфом.
— Он ни во что нас не ставит, — возмутился толстяк, — а мы ему работу достаем!
— Может, он принципиально считает, — сказал Сашок, — лучше без шапки ходить, чем такую работу делать. Каждый по-своему считает, и каждый прав.
— Я считаю, живопись — первое искусство… — вздохнул толстяк.
— А я — второе, — сказал Таракан, — несмотря на то что сам являюсь живописцем.
— Именно живопись есть первое из искусств, как говорил Рембрандт, — сказал Сашок.
— А по-моему, музыка, — сказал Таракан.
Все, кроме Миши, давно уже отвлеклись от панорам города и размахивали кисточками в воздухе.
— Что бы ты предпочел: видеть или слышать? — спросил Сашок.
Таракан подумал и сказал:
— Ну, видеть.
— Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — выдал Сашок.
— Семь раз отмерь — один раз отрежь, — выдал Таракан.
— Работайте, ребята, — просил Миша.
От Миши отмахнулись. Спорили, что первое: музыка или живопись. Сыпались имена как из рога изобилия: Гойя, Тинторетто и Курбе, Чайковский, Дебюсси, Бетховен, Мясоедов, Максимов и Саврасов, Веронезе, Тициан, Эль Греко, Греков, Врубель и Рублев. Передвижники, кубисты, сезаннисты…
— Дулова отличная арфистка, — сказал я.
— Кто, кто? — все повернулись в мою сторону.
— Дулова.
— Какая Дулова?
— Кончаловский написал ее портрет.
— Ну и что?
— И больше ничего.
Совсем не к месту заявил я о Дуловой. Так вышло. Рудольф Инкович хвалил мне Дулову, и портрет ее написал Кончаловский. Рудольф Инкович смыслил в музыке, а Кончаловский не писал бы ее портрет, если бы она того не заслуживала. Глупо влез в разговор, я это сразу понял. Они завели дальше, а я больше влезать не стал.
Высохли мои штаны. Я оделся, попрощался, поблагодарил. Взглянул еще раз на стены с унылыми пейзажами и вышел на воздух. Мало я знал о художниках и всяких там полутонах. Ни черта я не смыслил ни в музыке, ни в живописи, а они хоть и знали, да толку что?
Парк был мокрый, пустой и темный. Темнела груда скамеек. Гудел в море пароход.
27Скрипит трамвай на повороте. В нашем южном городе внутрь трамвая не любят залезать. Облепят его снаружи, висят со всех сторон, даже спереди. Не видно водителю дороги. Останавливает вожатый трамвай, выходит из своей кабины и кричит:
— Слезайте с моего стекла, не видно мне дороги.
А земляки возмущаются:
— Езжай, не задерживай, хорошая погода, не хотим внутри сидеть.
Махнет рукой водитель, возвращается на свое место, и дальше покатили. Спереди люди — предупредят опасность, если она появится. Не волнуйся, вагоновожатый, предупредим об опасности!
Остановится трамвай между остановками, народ спрашивает: «В чем дело?» Водитель отвечает: «Погодите, братишка сейчас придет, газированной воды отправился напиться».
Вернулся братишка, и дальше поехали. Брат есть брат. Если он пить захотел, так что же ему делать? Не помирать же от жажды брату! Хуже, если он туфли собрался почистить в такой момент. Чистят ему туфли на углу, а земляки торопят. Водитель объясняет: «Если тебе завтра то же самое понадобится — остановим». Земляк земляка видит издалека, а не рыбак рыбака, как обычно считают.
Во какие мои земляки.
Иду по той же Ольгинской под скрип трамвая, выиграл два боя, сдал в школе все экзамены и трамвайный скрип как музыку воспринимаю.
28Зарекся к живописи возвращаться, да только никто не может заранее сказать, что ему завтра в голову взбредет.
29Машу отцу на горе и маме на пристани. Сверху отец с экскурсией видит пристань и пароход. Меня он не увидит с такого расстояния, но я помахал ему и Нагорному парку. Убрали трап. Отходим медленно. Бурлит вода за кормой. Море гладкое, удачная погода. Устраиваются палубные пассажиры. Открываю чемодан, бьются на крышке боксеры. Вытаскиваю Алькино письмо, перекладываю в карман. Он зовет меня к себе. В Москве поступлю в художественное училище. Лучшее училище в Союзе. Везу холст «Нокаут». Будем с Алькой учиться в одном училище, как в детстве учились в одной школе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные"
Книги похожие на "Избранные" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Голявкин - Избранные"
Отзывы читателей о книге "Избранные", комментарии и мнения людей о произведении.