» » » » Борис Лапин - Серебряный остров


Авторские права

Борис Лапин - Серебряный остров

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Лапин - Серебряный остров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детские приключения, издательство Восточно-Сибирское книжное издательство, год 1980. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Лапин - Серебряный остров
Рейтинг:
Название:
Серебряный остров
Автор:
Издательство:
Восточно-Сибирское книжное издательство
Год:
1980
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Серебряный остров"

Описание и краткое содержание "Серебряный остров" читать бесплатно онлайн.



Серебряный остров — приключенческие рассказы о приключениях ребят, живущих на озере Байкал. Повесть о приключениях, поисках и находках юных краеведов — с историческими, публицистическими и научно-популярными отступлениями в прошлое, настоящее и будущее Сибири.






С этими словами он выставил на стол тускло блеснувший предмет размером с большую пепельницу. Я узнала его, это был остров, скалистый остров, увиденный мною на берегу! Одна сторона утеса, торчащего из воды, была совершенно голой, на другой сверкал ноздреватый снег. Теперь я поняла: это не снег и не лед, это намерзшие брызги от волн, ударявших о подножие утеса. Невысоко над водой по скале тянулся узкий и длинный карниз…

— Закрой глаза! — приказал старик.

Когда я снова увидела остров — ледяным холодом повеяло на меня. На уступе, почти сливаясь со льдом, стоял заиндевелый человек. Он распростер руки, закинул голову, стараясь как можно плотнее прижаться к скале, врасти в нее. Казалось, порывистый ветер, кидающий ледяные брызги, вот-вот столкнет человека в море.

— Что это? — спросила я, поеживаясь от внезапно охватившего озноба. И сразу поняла: серебряный остров с ледяным человеком на уступе и есть то необычайное, что с самого начала почудилось мне в старике.

— Это длинный и печальный рассказ. О прошлом, о пережитом. О дружбе людей, о человеческой жестокости и о песне, которая громче шторма. Если бы я мог рассказать это словами! Но мой язык — серебро. Я решил сделать это еще в детстве, когда не смог бы отковать и подкову. И я учился, всю жизнь учился, чтобы отнять у забвения один миг прошлого. Однако правда не поддавалась мне. Но теперь, кажется, все в порядке. И если сделано уже так много… Я ведь еще не стар. Как думаешь, успею, нет?

Может, он был и не очень стар. Но для восемнадцатилетней девчонки пятьдесят — уже глубокая старость. Я поглядела на его морщинистое лицо, сгорбленную фигуру, узловатые, все в шрамах пальцы — и мне стало грустно.

— Э, гони плохие мысли! Человек сильнее. Человек в три раза сильнее самого себя. Запомни-ка, пригодится. И вот еще что… Приезжай через два года, если не забудешь старика. У тебя хорошие глаза, а чего не увидит глаз, разглядит сердце. Закончу к тому времени эту штуку, и все поймешь. Без слов…

Старик начал раздувать очаг. Вскоре запылали угли, задымленные стены мастерской осветились призрачным светом, и я снова прилипла к шкафчику. По серебру метались красные искры, фигурки заговорили, запели. Когда через полчаса я оторвалась наконец от рельефов, старик сидел за столом и стучал молоточком по крошечному зубилу. Перед ним лежал кусочек серебра. На мгновение он отодвинул инструменты — и я увидела судорожно изогнутую руку, цепляющуюся за что-то невидимое, за пустоту.

Поглощенный работой, он забыл про меня, и я выскользнула на улицу. В тот же день уехала домой и ничего больше не слышала ни о старике, ни о Серебряном острове…

* * *

Стояла тишина, лишь опавшие листья шуршали в траве. Ребята молчали. Потом вдали затявкала собака, где-то стукнула калитка, и Снегирь первым нарушил эту задумчивую тишину:

— Вот бы найти старика!

— Или хотя бы Серебряный остров! — подхватила Валюха.

А Санька стоял за спинами ребят, привалившись плечом к шершавому стволу березы, и раздирали его чувства самые противоречивые. Конечно, старик-чеканщик понравился ему, сутулая фигура в красноватых бликах так и маячила перед глазами. Но с другой стороны… как бы эта заманчивая история не отвлекла от главного от музея. Он представлял себе музей в виде нескольких застекленных витрин аккуратно размещенные реликвии прошлого, фотографии, таблички, пояснения. Да тут до конца года всему классу забот хватит! И вдруг какой-то старик с его Серебряным островом! Надо уж что-то одно выбирать…

— Самое интересное — сказал Кешка, — процесс работы. Как он правду искал. По-моему, — это здорово!

— А по-моему, самое интересное, — вставила обычно молчаливая Катя Давиденко, — история гибели тех людей на острове. Старик хотел изобразить случай, который был на самом деле. Так я поняла, Фаина Дмитриевна?

— Правильно, Катя. Но я многих расспрашивала, книги читала по истории Байкала, воспоминания — нигде ни слова.

— А как вы думаете, Фаина Дмитриевна, можно распутать этот клубок? В принципе? — спросил Снегирь. — Дело как раз для нашего музея.

— Ага, «для нашего»! — поддела Валюха.

— Нет, правда! — вскочил Рудик. — Что такое музей сам по себе? Мертвечина, Старые вещи, разложенные под стеклом. Можно сказать, бабушкин сундук истории. А тут загадка, тайна, экспедиции, приключения!

«А ведь верно, — осенило Саньку. — Музей — не витрины с экспонатами, а прежде всего поиск, непрестанный, увлекательный поиск интересного! Прошлое, восстановленное твоими руками. Пели так, стоит заняться музеем не только для сплочения класса — для себя, для души. Разве не об этом мечтали!»

— Ну что, Фаина Дмитриевна, — напомнил Снегирь. — Можно, нет?

— В принципе, Снегирев, любой клубок можно распутать. Все будет зависеть от вашего упорства, от находчивости, от талантов. Вот вам нить, распутывайте!.. — Тут она спохватилась и поднесла часы к глазам, потому что стало уже совсем темно. — Ого, десять минут после отбоя! Ну и влетит нам…

Санька поискал глазами Цырена, чтобы поделиться с ним новыми мыслями о музее. Но Цырена не было. Не было его и когда Павел Егорович рассказывал о Байкале. «Сам ты чучело!» — вспомнилось Саньке. Кажется, с этого момента они и не виделись. Можно подумать, Цырен нарочно избегает всяких разговоров о музее. Будто музей вовсе его не интересует. И будто не ему первому пришла в голову эта счастливая мысль там, в пещере.


ССОРА

Если прямо от школы подняться в падь Крутую, пересечь Заячью поляну, где устраивают пионерские костры, еле заметной стежкой взобраться еще выше, к старому кедру, а потом перевалить гривку и чуть-чуть спуститься в соседний распадок, картина откроется головокружительная. С одной стороны Байкал, дальние его мысы, порт, поселок, промбаза леспромхоза, а с другой — отвесный обрыв заброшенной каменоломни. Дно ее как чаша, выдолбленная в граните. Крикнешь вниз: «Кто украл хомуты?» — долго откликается на разные голоса: «Ты… ты… ты…» Едва ли есть в округе место более подходящее для ребячьих игр: со всех сторон высятся угрюмые замки, башенки, бастионы. Ни дать ни взять — средневековая крепость.

Впрочем, не обязательно идти длинным кружным путем. Цырен, Рудик и Санька знали немало иных путей, не беда, что круче и опаснее, зато короче. Именно здесь зародилась их дружба. Здесь завязалась та бесконечная игра, от которой позднее пошли и пираты, и робинзоны, и геологи. Здесь, на скалах, изодрали ребята не одни штаны и заработали бессчетное количество ссадин и синяков. Здесь, в потаенной нише под нависшим каменным козырьком, хранились их ребячьи ценности: луки, стрелы, особая «дальнобойная» рогатка, бухта старого каната — вещь, совершенно необходимая для скалолазанья, и потрепанный самоучитель по борьбе самбо. Здесь же лежали припасенные на случай сухари и вяленая рыба собственного производства, завернутые в полиэтиленовые мешочки.

Нельзя сказать, что Санька, Рудик и Цырен искали уединения или избегали общих с одноклассниками игр. Просто они обожали простор. И с помощью воображения превращали каменоломню в джунгли, пустыню Сахару и северный полюс, в пиратский корабль и партизанский центр. Однако при всех своих плюсах каменоломня имела и один существенный минус: время здесь летело неправдоподобно быстро, только разыграешься — пора возвращаться. Не сразу приспособились ребята к этой особенности, частенько — теряли счет часам — и опаздывали. То на ужин, то на разные школьные мероприятия, а то и на уроки. Однажды, когда они опоздали на воскресник, Кешка Похосоев, известный острослов, сказал ядовито: «Опять наши робинзоны в лесу заблудились». Но кличка не привилась, и вскоре о ней забыли все, кроме самих робинзонов. Нм прозвище пришлось по душе, и Рудик прикрепил в нише объявление: «Стоп! Не входить. Штаб Трех Робинзонов. Опасно для жизни!» — а ниже оскаленный череп и скрещенные кости. Впрочем, и без этого предупреждения никто на тайник не покушался.

Это было давным-давно, еще в пятом классе. Однако со временем их поманил настоящий простор, настоящие приключения, и каменоломня была забыта. Наверное, давно уже погнили съестные припасы, а грозное объявление сорвало ветром…

Хватаясь за кусты багульника на крутой осыпи, подтягиваясь и скользя, Санька еще и еще раз проверял себя: в чем же он провинился перед Цыреном?

В том, что предложил музей? Но ведь он не выскакивал, дал возможность Цырену выступить первым. Может, у него были какие-то свои планы насчет пещерных находок? Да нет, какие планы, если все лето твердил человек: музей, музей!

Очень похоже, опять взыграли в Цырене командирские замашки. Наверное, если бы ему поручили придумать для класса какое-нибудь общее дело, он и сам предложил бы музей… Да нет, командирство тут ни при чем, все гораздо сложнее. Заведовать музеем Цырен мог бы и теперь, это его право, да и некому больше. Скорее всего обиделся, что у него не спросили разрешения. Но ведь о пещерных находках и так знал кое-кто: Павел Егорович, Валюха, Снегирь. Не такая уж тайна, чтобы держать ее за зубами, не легенда о верблюдах Чингисхана. Странный человек Цырен — сегодня одно на уме, завтра другое…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Серебряный остров"

Книги похожие на "Серебряный остров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Лапин

Борис Лапин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Лапин - Серебряный остров"

Отзывы читателей о книге "Серебряный остров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.