» » » » Владимир Санги - Легенды Ых-мифа


Авторские права

Владимир Санги - Легенды Ых-мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Санги - Легенды Ых-мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство © Издательство "Советская Россия", Москва,1967 год.. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Санги - Легенды Ых-мифа
Рейтинг:
Название:
Легенды Ых-мифа
Издательство:
© Издательство "Советская Россия", Москва,1967 год.
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Легенды Ых-мифа"

Описание и краткое содержание "Легенды Ых-мифа" читать бесплатно онлайн.



Первый нивхский писатель Владимир Санги, автор романа «Ложный гон», повестей «Изгин», «Семиперая птица» и ряда сборников рассказов и стихов, уделяет много внимания культурному наследию своей маленькой четырехтысячной народности - его эпосу. Пожалуй, нет на Сахалине селения или стойбища, где бы не побывал неутомимый исследователь. Зимой - на собаках, летом - на лодках, а чаще - пешком он пробирается в самые отдаленные стойбища охотников и рыбаков, где едва ли не каждый второй старик - сказитель. Полные рюкзаки записей наблюдений и древних преданий привозит с собой писатель из каждого путешествия. Эта книга - первая большая работа, написанная по мотивам нивхского фольклора. Самый широкий читатель найдет для себя в этой книге много интересного.






Второе название стойбища — Романовка. Оно появилось в начале нашего столетия. И пошло от Романова — одного из русских предпринимателей, поселившихся в нивхских стойбищах. В Нгань-во еще до Романова поселились русские крестьяне. Они научились нивхскому промыслу, ловили рыбу и били морского зверя. Но и не ушли от привычного занятия: обрабатывали скудную землю, сажали картофель.

В стойбище Тамла-во (в переводе означает: «Многолюдное») жил русский купец Григорьев. Он поселился на Лер раньше других купцов.

Наиболее известным и богатым кулаком был Тимошка Прохорехин. Он поселился с женой и детьми на берегу реки Лангри («Нерпичья река»). Сперва занимался охотой. Тимошка откуда-то доставал стрихнин, травил лис и быстро «стал на ноги». Он раздавал нивхам стрихнин, и те добывали лис и соболей в большом количестве и отдавали Тимошке за незначительное вознаграждение. Вскоре он построил себе и детям два дома, развел большой огород. Заимел две лошади, собачью упряжку, 50 коров. Из них 25 дойных. Купил шхуну, маслобойку. Масло продавал русским из Романовки. Открыл свой магазин. К Тимошке на заработки ходили и русские и нивхи. Коров пас пастух из русских поселенцев.

Зимой Тимошка отдавал нивхам в кредит муку, а летом брал деликатесом — соленой кетовой брюшакой. Пользуясь полным отсутствием какого-нибудь контроля и конкуренции, Тимошка устанавливал «свои» цены. За трехцентнеровую бочку кетовой брюшины отдавал куль белой муки (в куле 16 килограммов). За одну бочку брюшины в Николаевске-на-Амуре он получал от китайских, корейских или русских купцов 15 кулей муки.

За шкуру соболя давал 4 аршина хлопчатобумажной материи. А в Николаеве за соболя давали 20 аршин.

Любопытно, что нивхи побережья Лер быстро оценили, коровье молоко и охотно покупали его у кулака для грудных детей. В то же время ороки восточнопобережной тайги никогда не видели коров. Как-то случилось, одна корова Прохорехииа забрела по долине Лангри вверх, перевалила водораздел и оказалась в верховьях реки Вал, что вытекает в Пила-керкк. Ороки-таежники, не раз ходившие с ножом на медведя, увидев корову, перепугались насмерть и с криком: «Кинр! Кинр!» — разбежались кто куда. Но «кинр» мирно пасся рядом и вовсе не собирался уходить от людей. Тогда самые храбрые заарканили корову и привели к стану. Они долго держали невиданное животное у себя, не зная, что с ней делать. И в декабре, когда нечем стало кормить корову, ороки зарезали ее. Мясо съели. И нашли мясо невиданного животного довольно вкусным. Ороки благодарили всевышнего, пославшего им большое животное. Но недолго они обращались к великому духу: Тимошка узнал о случившемся и отобрал за корову двух оленей.

В 1932 году, когда организовывали рыболовецкие колхозы, Тимошку Прохоренина сослали.

ОТОБРАЛИ ЖЕНУ

Нивхов не коснулось христианство, и они принесли в двадцатое столетие свой первобытно-родовой уклад жизни. Устойчивые обычаи язычников трудно подвергались изменениям. У нивхов в течение многих веков сложилась строгая и стройная система родства.

Один род (род ымхи — зятей) мог постоянно пополнять себя женщинами из другого рода (род ахмалк — тестей), но запрещался взаимообмен женщинами между этими родами. В то же время первый род отдавал своих женщин в третий род. Третий род отдавал женщин во второй род. Таким образом между тремя родами устанавливался прочный родственный союз. При этом род тестей занимал преимущественное положение. Оно выражалось в примитивной, чисто утилитарной форме: люди из рода зятей за женщину отдавали юскинд — выкуп, как правило, в виде соболиных шкур, ездовых собак, бытовых предметов. Ахмалки требовали к себе уважения, любви. Гостинцы и подарки от ымхи само собой разумелись.

Покажись какому-нибудь ахмалку, что его не очень почитают и обделяют вниманием — быть гневу. Рассвирепевший ахмалк мог забрать из упряжки ымхи любого пса, отобрать лодку, ружьё или ещё какой-нибудь приглянувшийся предмет.

Довольно часто один род обзаводился двумя или более родами — зятями. В таком случае второй род зятей выбирался территориально как можно дальше, чтобы не было кровосмешения.

Иногда на один и тот же род (особенно, когда он слабый) падали путы родства сразу от двух или более сильных родов. И тогда возникали конфликты, которые, как правило, решались в битве: соперники вооружались тярами — длинными палками и в бою завоёвывали сердца и руки женщин. Довольно часто весь род поднимался в защиту обиженного сородича. И тогда возникала настоящая война между родами.

У нивхов была полигамия. Нивх имел столько жён, сколько мог прокормить.

Это совсем не означает, что у счастливого обладателя жёны — тунеядки.

Наоборот, в нивхском роду женщина трудилась от зари до зари. На ней лежала забота об очаге, уход за детьми, уход за собаками, шитьё и много, много домашних дел. Трудолюбие у нивхов особо почитается.

Сильные удачливые охотники имели по нескольку жён, а неудачники, бедные и сироты не всегда имели возможность завести семью. Вот почему излюбленной темой в нгастурах является путешествие сирот, бедных юношей в дальние стойбища за женой.

Не редки случаи, когда сильный род попросту отбирал женщину у человека из слабого родя. Такой случай и произошёл когда-то на побережье Лер, о чём рассказывает название стойбища Васких (Стойбище Васких сегодня имеет второе название: «Верещагино», что и означает: «Отобрали жену».

НЕРПИЧЬЯ РЕКА — НЕРЕСТИЛИЩА — ИДОЛЫ — ЖЕРТВЫ

В окружающих Ых-миф водах водится много нерп и других разновидностей тюленей. Нерпы и лахтаки — давали нивху мясо, жир, шкуру для обуви и одежды. И промысел на морского зверя всегда являлся одним из ведущих занятий нивха. Поэтому нивхи селились по берегам лагун, заливов и в устьях рек. Нерпы — морские хищники. Летом и осенью они преследуют горбушу и кету. Мне не раз удавалось видеть, как нерпа всплывала на поверхность с отчаянно бьющейся кетой в зубах.

Нерпы идут за стадом лососей в реки. И часто они после утомительного пути против течения вылезают отдыхать на галечные пляжи.

На побережье Лер несколько названий, связанных с нерпой. Все они начинаются со слова «лангр» — «нерпа». Река Лангри, что пересекает Лер в его средней части, имеет множество притоков и нерестилищ, куда идут на нерест горбуша и кета. Рыба нерестится в углублениях на дне реки, называемых тымы (дымы, рымы).

Любопытно, один из ключей — нерестилищ называется Чнгай-рымы (Чингай-рымы). Какой-то скульптор, имя которого время не сохранило, вырезал на толстых деревьях идолов (чнгай). Идолы — духи предков. Они должны покровительствовать живущим потомкам. Идолы на берегу речушки Чпгай-рымы велики по размерам и высокохудожественны в своем воплощении.

Ниже Чнгай-рымы есть приток с названием Кан-ку-дымы. О чем расскажет нам это название?

Первобытный человек считал, что его благополучие зависит от всевышнего духа курнга и множества более мелких духов — богов, или ызнгов — «хозяев». Удача на охоте или рыбалке — это не столько результат умения охотника, сколько вознаграждение от доброго курнга. А чтобы курнга и другие боги были добрыми, надо приносить им жертвы.

Жертвы бывают разные: клубни саранки, юкола, крупа, табак, мое. Наиболее крупной жертвой является собака. Первобытный человек приносил собаку в жертву с самыми благими намерениями.

Не всякая собака может удостоиться высокой чести — быть жертвой. Для этого отбирают лук — собаку с вьющейся лохматой шерстью. Нартовые лайки имеют гладкую прямую шерсть. Но иногда в выводке попадаются отдельные особи с вьющейся густой шерстью. Они резко отличаются от обычных лаек своей «медве-жеватостью» и угрюмым видом:, как бы являя собой особую «божественную» «касту» собак. Нивхи любовно откармливают луков, чтобы потом с почестями отправить к всевышнему. Луков приносят в жертву, когда «празднуют медведя» (медвежий праздник); когда «кормят воду» — приносят жертву богу (хозяину) моря. Но луки появляются не часто, а всесильные боги требуют много жертв. И тогда нивх приносит в жертву обыкновенных лаек, но обязательно подбирается определенному богу соответствующая масть: Тол-ызнгу (богу моря) — белую собаку, Пал-ызнгу (богу тайги и гор) — черную или серую собаку. Пятнистые не годятся.

КАТОРГА ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ

На юге побережья Лер выступает в Татарский пролив знаменитый мыс Погиби. Все жители острова знают версию о iipoiicxte-дении названия мыса. Стоит появиться на, острове новому человеку, как местные «знатоки», захлебываясь от избытка знаний, обрушат на него россказни о достопримечательностях их земли, дадут исчерпывающую историческую справку о своем крае. Доверчивого слушателя ошеломят подробностями из книги В. Дорошевича о жизни каторжан на Сахалине. Особое место в этих посвящениях занимает рассказ о происхождении названия «Погиби». С чьей-то легкой руки эта версия довольно прочно вошла в жизнь. Ее зафиксировали ученые мужи в работах, посвященных истории Сахалина, и выдают за «чистую монету». Она вдохновила поэтов на стихи. Журналисты (кажется, они-то и пустили эту версию) любят ее смаковать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Легенды Ых-мифа"

Книги похожие на "Легенды Ых-мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Санги

Владимир Санги - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Санги - Легенды Ых-мифа"

Отзывы читателей о книге "Легенды Ых-мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.