Марк Подвижник - Аскетические творения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Аскетические творения"
Описание и краткое содержание "Аскетические творения" читать бесплатно онлайн.
Преподобный Марк Подвижник (V в.) — один из величайших египетских пустынников. Обстоятельства его жизни во многом остаются сокрытыми для нас, но преподобный Марк оставил драгоценное свидетельство духовного подвига — свои аскетические творения.
Поучения преподобного Марка Подвижника разнообразны по жанру и содержанию: это и беседы с братией, и ответы на вопросы, заданные философом, и пространные поучения, и проникновенное толкование отдельных библейских стихов, которое преподобный Марк всегда ставит в связь с аскетическим деланием. Творения святого Марка затрагивают сложные богословские вопросы и вместе с тем свидетельствуют о глубоком знании человеческой души, понимании малейших ее движений. Мудрые наставления преподобного Марка Подвижника вошли в «Добротолюбие»; на протяжении веков не оскудевало их значение как надежного духовного руководства для монашествующих и мирян.
{136}
волею и не пренебрегай сим; борьба эта междоусобная, и она не внешняя, — ибо не с ближними нашими должны мы будем вести борьбу, — но внутренняя, и никто из людей не будет вспомоществовать нам. Мы будем иметь только одного Помощника, таинственно в нас сокровенного со времени крещения, Христа, Который непобедим и от Которого ничто не сокрыто. Он будет споборствовать нам в сей борьбе, если мы, по силе своей, будем исполнять Его заповеди.
Противники же наши, как выше сказано, суть сластолюбие, соединенное с телом, и тщеславие, которое мною и тобою обладает. Они прельстили Еву и обольстили Адама: сластолюбие указало древо, яко добро в снедь и угодно очима видети, а тщеславие присоединило к тому: будете яко бози, ведяще доброе и лукавое[378]. Как первосозданные Адам и Ева [познав свою наготу] начали стыдиться друг друга, так и мы, отвергши от мысленных наших очей незлобие и видя себя обнаженными, стыдимся друг друга в совести нашей и вот сшиваем себе смоковничные листья, облекаясь внешним покровом слов, притворных поступков и самооправданий. Господь же соделывает нам кожаную одежду и говорит: «В терпении вашем стяжите души ваша»[379], — и сообразно с этим советует: «Обретый душу свою», — т. е. в злопамятности или в каком-нибудь ином грехе, — погубит ю; а иже погубит душу свою[380], обрящет ю[381] в жизни вечной, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому
{137}
подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и животворящим Духом вовеки. Аминь.
Слово шестое. О духовном рае и законе[382]
Как из явных дел можно уразуметь сокровенный образ мыслей, так из дел души можно уразуметь то, о чем говорится в Писаниях. Но могут сие [постигать] не все, а лишь те, которые злостраданием отчасти приобрели бесстрастие. Ибо Писание поведает как будущее, так и дела души, потому что будущее все в ней скрывается духовно, и чего кто бывает причастником здесь, того и там причастником будет. Итак, когда услышишь Писание, поведающее относительно рая, Адама и змия, внимай бесстрастно своему сердцу и найдешь, что рай есть слово Божие; наслаждение в нем — причастие Святого Духа; змий же, убивающий преслушанием, есть пресмыкающееся сладострастие, чрез дружество приползающее и прельщающее нас вкусить от древа, т. е. от попечения житейского; [ибо сказано]: «Не пецытеся
{138}
о утрии»[383]. Так же оба [запрещения] совокупно сказал один и Тот же Бог: «В оньже аще день снесте от древа, смертию умрете»[384] и: «Внемлите, да не отягчают сердца ваша объядением»[385]; потому что тьма, бывающая от объядения и попечения [житейского], умерщвляет душу, изгоняя ее из духовного слова и лишая Божественного действия. Итак, от сего древа воспрещает нам Господь вкушать, говоря: «Ни о чемже пецытеся, только о Царствии». Ибо те, которые вошли в [сей] рай Божий и сохранили сию заповедь, не были изгнаны; но, удержав себя от земного, сторицею насладились духовного, будучи действенно и подобообразно утешаемы благодатию. Итак, будем молиться и мы о том, чтобы нам сохранить ее [сию заповедь], дабы, пребывши в слове Господнем, насладиться наслаждением Духа и здесь, и в будущем.
2. Как Адам, вкусив от древа разумения, изгоняется, так и мудрствующий земное не может пребывать в слове Христовом, по написанному: «Любы мира сего вражда на Бога есть»[386]. Потому Писание и говорит: «Всяцем хранением блюди твое сердце»[387], дабы тот, кто хранит в себе, как рай, слово Божие, насладился благодати, не слушая внутри пресмыкающегося змия, который советует [избрать] служащее к сласти, из коей рождается братоубийственная раздражительность, и душа, рождающая ее, умирает. Но послушай Господа, Который говорит: «Старайтесь о вере и на-
{139}
дежде, от которых рождается боголюбивая и человеколюбивая любовь, подающая вечную жизнь». В сей рай вошел Ной, храня заповедь и делая, и любовию избавился от гнева. Сей [рай] сохраняя, Авраам услышал глас Божий. Сей [рай] храня, Моисей получил славу на лице своем. Подобным образом Давид, храня сей [рай], делал и потому господствовал над врагами. Но и Саул, пока хранил сердце, имел успех; когда же наконец преступил [заповедь], был совершенно оставлен. Ибо в каждом [человеке] действует слово Божие по мере [его произволения] и сообразно [с его деланием]. Кто сколько владеет, столько и овладевается, кто сколько хранит, столько и храним бывает.
3. Посему весь лик святых, пророки, апостолы и мученики хранили слово в сердцах своих, ни о чем ином не имея попечения, но презрели земное и пребыли в заповеди Святого Духа, предпочтя боголюбивое и благое не одним словом и простым разумением, но словом и делом — в самой действительности: избирая вместо богатства нищету, вместо славы — бесчестие, вместо наслаждения — удручение себя, а посему и вместо раздражительности — любовь. Ибо ненавидя сладостное этой жизни, они более любили отнимающих оное, как содействующих их намерению, удаляясь еже ведети доброе и лукавое, ни благих человеков не отрицались, ни злых не обвиняли, всех почитали ответственными служителями Владычнего промысла и ко всем имели доброе расположение. Когда слышали слово Господне: «Отпущайте, и отпустится вам»[388], —
{140}
тогда обижающих их считали своими благодетелями, признавая, что они подали им причину к отпущению [их грехов]. Когда же слышали слово Господне: «Якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде»[389], — тогда и благих любили по совести. Ибо, оставив свою правду и взыскав правды Божией, они постепенно обрели и любовь, в оной по естеству внутри сокровенную.
4. И Господь, дав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви. Ибо невозможно иначе спастись, как только чрез ближнего, как заповедал Господь, сказав: «Отпущайте, и отпустится вам»[390]. Таковой духовный закон, в сердцах верующих написуемый, есть исполнение первого закона: «Не приидох бо, — говорит [Господь], — разорити закон, но исполнити»[391]. Как же он исполняется, разумей: первый закон, осуждая согрешившего [против своего ближнего] какою-либо справедливою виною, осуждал и обиженного, поелику в чем судит кто иного, себя осуждает, а в чем прощает, простится ему[392]; ибо закон так говорит: за осуждение — осуждение, за отпущение — отпущение. Следовательно, исполнение закона есть прощение.
5. Мы сказали «первый закон» не потому, чтобы Бог дал два закона людям, но один закон духовный по естеству, по отношению же к воздаянию произносящий праведный приговор: прощающему — прощение, а взыскивающему — взыскание, ибо сказано: «Со избранным избран будеши, и со
{141}
строптивым развратишися»[393]. Посему духовно его совершающие и по мере совершения бывающие причастниками благодати любят не только благодетельствовавших, но и тех, которые поносили и гнали их, ожидая приобрести духовную любовь, как воздаяние благих; благих же, говорю, не потому только, что они прощают обиды, но потому, что и душам обижавших благодетельствуют, молятся о них Богу, как бы чрез них получают блаженство, по сказанному в Писании: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут вас»[394], и прочее.
6. Мудрствовать так они научились от духовного закона, ибо когда они терпели и соблюдали мысленную кротость, то Господь, видя терпение сердца борющегося, но любви не отступающего, разорил средостение ограды и совершенно упразднил вражду, так что уже не с усилием, но по Божией помощи возымели они любовь, ибо Господь сдерживает наконец обращаемое оружие, воздвигающее помыслы; и также входили во внутреннейшее завесы, идеже предтеча о нас вниде Господь[395], и наслаждались в плодах Духа, и, увидев будущее постоянством сердца, яко зерцалом в гадании[396], согласно с апостолом говорили: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его»[397].
7. Вопрос. Но я о сей чудной вещи вопрошу: если на сердце человеку не взыдоша, как же вы сие
{142}
знаете? Особенно же исповедав в Деяниях, что и вы подобострастны нам человецы[398]?
Ответ. Но послушай, что отвечает на сие блаженный Павел: «Нам же, — говорит, — открыл есть Бог Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия»[399]. Но дабы не сказал кто-либо, что им дан был Дух Святой, как апостолам, нам же Он по естеству невместим, посему говорит [апостол], молясь: «Да даст вам Бог силу утвердитися во внутреннем человеце, вселитися Христу в сердца ваша[400]; Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода»[401]; и опять говорит: «Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов»[402].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аскетические творения"
Книги похожие на "Аскетические творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марк Подвижник - Аскетические творения"
Отзывы читателей о книге "Аскетические творения", комментарии и мнения людей о произведении.