» » » » Олег Ивик - История и зоология мифических животных


Авторские права

Олег Ивик - История и зоология мифических животных

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Ивик - История и зоология мифических животных" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Ивик - История и зоология мифических животных
Рейтинг:
Название:
История и зоология мифических животных
Автор:
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91678-107-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История и зоология мифических животных"

Описание и краткое содержание "История и зоология мифических животных" читать бесплатно онлайн.



Первые свидетельства о мифических животных относятся к эпохе верхнего палеолита - именно в это время художники начинают рисовать их на стенах пещер. О фантастических существах писали древние авторы, их «встречали» во время своих странствий путешественники и паломники. В средние века их охотно изображали геральдисты и описывали в своих бестиариях литераторы. Потом интерес к мифическим животным упал, да и «встречаться» с ними людям приходилось все реже - лишь моряки порой видели их выходящими из морской пучины. Но двадцатый век неожиданно всколыхнул увлечение существами, которые давно канули в Лету. Биологи придумали специальный термин «мифозои» и стали с увлечением изучать их особенности.

 О мифических животных, их взаимоотношениях с людьми и об истории их изучения рассказывает новая книга Олега Ивика.






Поскольку число священных гор, располагающихся на территории Поднебесной, в «Каталоге» указано — их 5370, — можно представить, какое огромное количество мифозоев ведает одними только горами. А ведь свои духи-покровители, как правило негуманоидные, есть и у других географических объектов и даже понятий. Так, например, бог Востока имеет «птичье туловище и человеческое лицо» и ездит на двух драконах. А богом Севера назван некий «Обезьяний силач» — почему он носит такое прозвище, не вполне понятно, ибо у силача этого «человеческая голова, птичье туловище, в уши продеты две зеленые змеи, под ногами две зеленые змеи». Бог долины Утреннего света (являющийся по совместительству повелителем реки Хуанхэ и носящий имя Небесный У) «имеет вид животного желто-зеленого цвета с восемью головами, у каждой по человеческому лицу; с восемью ногами и восемью хвостами».

Среди мифозоев, связанных с географическими объектами, можно особо отметить бога Горы-Колокол по имени Освещающий Тьму, или Чжуинь (он же — Чжу-лун). Это огромный красный змей с человеческой головой и «длиной в тысячу ли». В Древнем Китае «ли» — это около 250 метров (в современном — примерно в два раза больше), следовательно, длина этого животного — около 250 километров. Змей этот ведает сменой дня и ночи: «Когда смотрит — наступает день, закрывает глаза — опускается ночь». Кроме того, про него сообщается, что он «не пьет, не ест, не дышит». Но, судя по всему, животное это все-таки иногда дышит, поскольку далее про него же говорится: «А если вздохнет — поднимется ветер».


Богаты мифозоями и воды Китая. Из рыб, которые обитают в реках Западных гор, можно отметить рыбу ю, «похожую на петуха, но с красными перьями (плавниками), тремя хвостами, шестью ногами и четырьмя головами» и голосом, напоминающим сорочий. Будучи съеденной, она помогает исцелиться от печали. У рыба хэло на одну голову приходятся целых десять туловищ, голос она имеет собачий и помогает излечивать чирьи. В Северных горах водится рыба чжи — у нее «туловище рыбы, а голова собаки»; она «кричит, как маленький ребенок» и исцеляет «от помрачения разума». В реке Цветочной во множестве обитают некие красные жу — похожие на рыбу, но с человеческим лицом; они кричат, как утки.

Во многих реках Китая водятся так называемые жэньюй — человеко-рыбы, которых переводчики на европейские языки почему-то иногда называют саламандрами. Впрочем, архимандрит Палладий, начальник Русской православной миссии в Пекине и создатель китайско-русского словаря, в девятнадцатом веке писал, что жэньюй — это морские животные величиной в фут, с четырьмя лапами и дыхательным отверстием на лбу; Палладий также сообщил, что, с точки зрения самих китайцев, жэньюй могут превращаться в прекрасных мужчин и женщин и склонять обычных людей к прелюбодеянию. Но несмотря на то, что существа эти были, вероятно, сходны с европейскими русалками, практичные китайцы использовали их жир для наполнения светильников.

* * *

Очень распространены в Китае самые невероятные пернатые. Согласно «Каталогу», в Южных горах водятся птицы цюй, «похожие на цаплю, но с белой головой, тремя лапами и человеческим лицом». В этом же регионе встречается юй, напоминающая сову, но имеющая «человечье лицо, четыре глаза, уши». Ее появление предвещает большую засуху. В Западных горах живут птицы, похожие на диких уток, но имеющие всего по одному глазу и одному крылу, — беднягам приходится летать, «поддерживая друг друга». У птицы сяо тоже один глаз, зато четыре крыла, и в дополнение имеется собачий хвост. У зеленой, в красную полосочку, птицы под названием бифан — только одна нога. Зато у птицы бэнь целых шесть ног — это нарядное существо, похожее на сороку, но с белым оперением и красным хвостом. Сколько ног, крыльев и глаз у птицы чи, «Каталог» умалчивает, но зато доподлинно известно, что у нее три туловища (впрочем, голова при этом только одна). Довольно много избыточных (с традиционной точки зрения) конструктивных элементов у птицы суаньюй — сама она похожа на змею, при этом обладает четырьмя крыльями, шестью глазами и тремя ногами. «В том городе, где ее увидят, испытают сильный страх». «Каталог» не разъясняет, пугаются ли люди самой птицы, или же она лишь знаменует собой грядущие страхи. Впрочем, упомянуты в «Каталоге» и пернатые, представляющие непосредственную опасность для человека. Среди них, например, цицяо — птица, «похожая на петуха, но с белой головой и ногами, как у мыши, когтями, как у тигра» — она «поедает людей».

Особый интерес представляет китайская разновидность феникса — фэнхуан. Птица эта, в отличие от описанных ранее перелетных фениксов, мигрирующих между Передней Азией или Индией и Египтом, размножается обычным образом — «Каталог» упоминает самцов и самок фениксов. Самосожжением фэнхуан не занимается, но, как и ее западный собрат, имеет отношение к стихии огня, считаясь его олицетворением. Кроме того, ее соотносят с югом и летом. Эта же птица, будучи одной из ипостасей божества ветра, в далекой древности исполняла обязанности посланца небесного императора Тянь-ди. Позднее на фениксах путешествовали по небу даосские святые. «Каталог» сообщает, что фэнхуан «похожа на петуха, пятицветная, с разводами». Разводы эти напоминают наиболее чтимые китайцами иероглифы: узор на голове читается какдэ (добродетель), на крыльях — и (справедливость), на спине — ли (благовоспитанность), на груди — жэнь (совершенство) и на животе — синь (честность). «Она ест и пьет, как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступят спокойствие и мир». Впрочем, увидеть замечательную птицу не так-то просто, и сам великий Желтый император Хуан-ди мечтал об этой чести.

Современный китайский исследователь Юань Кэ пишет: «Как говорится в книгах, даже сам Хуан-ди никогда не видел фениксов и очень хотел взглянуть на них. Он спросил сановника Тянь-лао, как выглядят фениксы. Тянь-лао, вероятно, тоже их никогда не видел и сказал Хуан-ди, что “спереди феникс напоминает лебедя, со спины он похож на единорога цилиня. У него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, подбородок ласточки, петушиный клюв”». Позднее об этих замечательных пернатых мечтал Конфуций, живший в беспокойное время и с сожалением восклицавший: «А фениксы не появляются!» Впрочем, существовали в китайской мифологической географии и территории, где фениксы были не в диковинку и люди даже питались их яйцами. Такова, например, Долина Плодородия в Замо-рье Запада. Яйца фениксов очень крупные — «Каталог» сообщает, что люди «держат обеими руками каждое яйцо феникса, когда едят их».

На территории Китая, согласно «Каталогу», обитают фениксы «трех видов»: фэн, хуан и луань. Многие исследователи считают (с учетом и других источников), что фэн — это название самца, а хуан и луань — самок. Впрочем, все не так однозначно, поскольку «Каталог» говорит о «яйцах птицы-феникса фэн», и это наводит на мысль, что либо самцы фениксов несутся (но тогда они, в сущности, и есть самки), либо различия между фэн, хуан и луань сложнее, чем различия половые. Что же касается разницы между хуан и луань, авторы настоящей книги и вовсе отчаялись ее постигнуть. Во всяком случае, это не просто разные названия самок — в «Каталоге», в частности, сказано: «К западу… живут птицы фениксы фэн, хуан и луань. На головах и на ногах у них висят змеи, на груди тоже змеи красного цвета». При описании царства Плодородия «Каталог» сообщает, что там «птица феникс луань поет, а птица феникс хуан танцует».

Надо отметить, что фениксы вообще склонны к изящным искусствам, причем соблюдают строгое разделение жанров. В каждом из регионов Китая существует своя популяция фениксов, о которой, как правило, сообщается, кто именно здесь поет, а кто танцует. Так, например, на берегах реки Черной, в долине Дугуан, поют птицы луань, но танцуют уже птицы фэн. Интересно, что не только фэн, но и хуан, и луань, согласно «Каталогу», «носят доспехи и оружие», но с кем они воюют и воюют ли вообще — источник умалчивает.


Как феникс-фэнхуан считается главной среди китайских птиц, так и среди зверей главным является единорог — цилинь. Собственно, животных с одним-единственным рогом китайская традиция знает не так уж и мало. Среди них — обычный носорог, упомянутый в «Каталоге» и носящий имя си; экзотический жучжэн, похожий на красного барса, «но с пятью хвостами и одним рогом»; дундун, похожий на барана, но с одним рогом и одним глазом, расположенным за ухом; уже упоминавшийся нами конеподобный бо, предохраняющий от войны, — обладатель одного рога и тигриных когтей… Особо можно отметить животное под названием желтый Чэн, или чэнхуан, — оно напоминает лисицу, рог же свой носит на спине; «кто ездит на нем, живет тысячу лет». По своим внешним данным европейского единорога больше всего напоминает хуаньшу — он похож на коня и имеет один рог «с резьбой». Но все эти, по-своему замечательные, животные не обладают теми воистину уникальными свойствами, которыми наделен цилинь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История и зоология мифических животных"

Книги похожие на "История и зоология мифических животных" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Ивик

Олег Ивик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Ивик - История и зоология мифических животных"

Отзывы читателей о книге "История и зоология мифических животных", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.