Н. Симонова - Христианская Церковь в Высокое Средневековье

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Христианская Церковь в Высокое Средневековье"
Описание и краткое содержание "Христианская Церковь в Высокое Средневековье" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие, подготовленное ведущими преподавателями МПГУ И. А. Дворецкой и Н. В. Симоновой, включает фрагменты источников по истории Христианской Церкви в эпоху Высокого Средневековья. Тексты подобраны по тематическому принципу и сопровождаются вступительными очерками об авторах и эпохе, а также научными комментариями.
Пособие может быть использовано при организации учебного процесса бакалавров и магистров по направлениям подготовки 050100.62 – педагогическое образование (профиль «История») и 030600.62 – история (профиль «Историческая политология»).
Ужасный приговор, безумное наказание, скорбное зрелище: отдаются на пожирание птицам небесным, зверям земным и рыбам морским. Ох-хо-хо, несчастные матери, которые столь несчастны, породив сыновей (Иер., 15, 2–3).
Глава 30. Об ужасном поступке, а именно: как некая женщина пожрала свое дитя
Нужно вспомнить то событие, которое описал Иосиф Флавий в сочинении об осаде Иудеи.
Некая женщина, богатая и благородного рода, пришла с другими в Иерусалим и вместе со всеми переносила несчастья осады. Все, что она сумела прихватить из дома, отобрали правители. А то, что оставалось от больших богатств, служило ей для скудного пропитания. Но однажды вторглись грабители и похитили все дочиста. Из-за немыслимых страданий и негодования женщину вскоре после этого охватило некое безумие, так что порою ее брань и проклятия побуждали грабителей, которые нападали на ее дом вновь и вновь, к желанию ее убить. Они продолжали отнимать у женщины даже ту случайную пищу, которой ей удавалось разжиться, так что у нее ничего не оставалось.
Страшный голод проник не только до ее чрева, но до мозга костей. А голод вынуждает к исступлению, оно же подталкивает к самым худшим решениям и борется уже с самими законами природы.
У нее был маленький сын, и однажды, глядя на него, женщина сказала: «Ты принадлежишь несчастной матери. Для кого тебя, несчастного сына моего, я сохраню в голоде войны и среди разбоя? Ведь если и можно надеяться на жизнь, то ты будешь в ярме римского рабства. Поди же сюда, кровинка моя, утоли голод матери, назло грабителям. Ты станешь преданием века, среди несчастий которого недоставало только иудейских».
Сказав так, она задушила сына и изжарила на огне. Половину съела, а остальное припрятала.
Учуяв запах жареного мяса, тотчас ворвались грабители и стали грозить смертью, требуя немедленно отдать им приготовленное жаркое. Тогда женщина сказала: «Я сохранила для вас лучшую часть». И подала им куски тела ребенка. Тех внезапно обуял дикий ужас, все их члены содрогнулись, в глотках застрял крик, да и то из-за жестокосердия. А она в безумной злобе говорит: «Эта часть – тоже моя, ведь сын-то мой и преступление мое. Нате, ешьте, ведь я первая начала есть того, которого породила. Не будьте лучше матери и человечней женщины. Ну, а если в вас проснется что-то человеческое, вы проклянете эту пищу, а я ее уже ела и еще буду есть». Грабители, потрясенные до глубины души, попятились назад, оставив несчастной матери из всех богатств только эту пищу.
Глава 31. Чем и в какой степени будет наказан невинный и от чего освобожден виноватый
«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (I Кор., 10, 12). Ведь часто невинные наказываются, а преступные освобождаются, благочестивые страдают, а грешные окружаются почестями; Иисус был распят на Кресте, а Варавва освобожден. Никто не может быть уверен, что он освободится от наказания, даже если он считает, что свободен от прегрешений.
Сегодня считается опасным справедливый и благоразумный муж, благочестивый кажется лицемером, простой – глупцом. «Посмешищем становится человек праведный» (Иов, 12, 4). Те, кто печется о богатстве, презирают лампаду.
Итальянский гуманизм эпохи Возрождения.
Ч. II / Пер. Н. И. Девятайкиной. М., 1988. С. 117–130.
Франциск Ассизский
Франциск Ассизский (настоящее имя и фамилия – Джованни Бернардоне) (1182–1226) был родом из купеческой семьи. В юности он вел разгульный образ жизни, но тяжелая болезнь привела его к душевному перелому. Отказавшись от богатства, он посвятил себя проповеди евангельской бедности, при этом, однако, сохранял лояльность по отношению к Католической Церкви. В 1207–1209 гг. он основал Братство миноритов, при содействии папства превратившееся в монашеский Орден францисканцев. В качестве странствующего проповедника Франциск Ассизский побывал в Испании, Южной Франции, Египте, Палестине, и везде, после его проповедей складывались организации последователей Франциска Ассизского. По возвращении с Востока (где он пытался распространять христианство среди мусульман) в 1220 г., противясь перерождению францисканцев в обычный монашеский орден, Франциск отошел от его руководства. В 1228 г. Франциск Ассизский был канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».
Цветочки св. Франциска Ассизского
Глава I. Как господин наш святой Франциск в начале существования Ордена своего избрал двенадцать товарищей, так же, как Христос – двенадцать апостолов; из этих двенадцати апостолов один удавился – то был Иуда, так же и один из двенадцати товарищей святого Франциска повесился – брат Иоанн с шапкой, сам надевший веревку себе на шею
В самом начале надо обратить внимание на то, что преславный святой Франциск во всех деяниях своей жизни был подобен Христу, ибо как Христос в начале Своей проповеди избрал двенадцать апостолов, чтобы они презрели все мирское и последовали за ним в бедности и других добродетелях, так и святой Франциск при основании своего ордена избрал двенадцать товарищей, наставников возвышенной бедности. И подобно тому, как один из двенадцати Христовых апостолов, проклятый Богом, кончил тем, что повесился, так же и один из двенадцати товарищей Франциска, по имени брат Джованни делла Капелла, отрекся от него и в конце концов повесился. И это великий пример для избранных и основание для смирения и страха, ибо никто не может быть уверен, что он пребудет до конца в милости у Бога. И подобно тому, как святые апостолы, исполненные Духа Святого, поражали весь мир своею святостью, так и святые товарищи святого Франциска были такой святости, что со времен апостольских мир не имел таких святых и удивительных людей. Один из них был вознесен до третьего неба, подобно святому Павлу, – это был брат Эгидий. К устам другого, брата Филиппа Длинного, ангел прикоснулся пылающим углем, как к устам пророка Исайи. Третий, брат Сильвестр, подобно Моисею, говорил с Богом, как друг беседует с другом. Четвертый проникновенным духом возносился к свету Божественной мудрости, как орел, то есть евангелист Иоанн, – это был смиреннейший брат Бернард, который толковал Священное Писание вплоть до его сокровеннейших тайн. Один из них был избран Богом и причислен к лику святых на небе, пока еще жил на земле, – это был брат Руффин, знатный человек из Ассизи. И каждый из них был отмечен особою печатью святости, что будет видно из дальнейшего повествования.
Честь и слава Христу.
Аминь.
Глава V. Как брат Бернард основал обитель в Болонье
Святой Франциск и товарищи его были призваны и избраны Богом, чтобы словом, делом и помышлением проповедовать Крест Христов; и поэтому они были будто распятыми и в одежде, и в суровой жизни, и во всех деяниях и поступках своих; поношение и позор ради Христа были им дороже мирских почестей, славы или пустых восхвалений. Они даже радовались поношениям и печалились о почестях; так проходили они в мире, как странники и чужеземцы, не беря с собой в дорогу ничего, кроме распятого Христа. И так как они были истинными ветвями истинной лозы, т[о] е[сть] Христа, то и получали великую и добрую жатву душ, обращавшихся к Богу.
Случилось однажды, в самом начале существования ордена, что святой Франциск послал брата Бернарда в Болонью, чтобы с помощью благодати, которую он имел от Бога, собрать там достойные плоды. И вот брат Бернард, осенив себя Крестным Знамением в знак святого послушания, отправился в путь и пришел в Болонью. Дети, увидев его необычную и жалкую одежду, стали издеваться над ним и оскорблять его, будто безумного. Брат Бернард это терпеливо и радостно переносил ради Христа. Он нарочно садился на городской площади, чтобы быть на виду у всех; дети и взрослые собирались вокруг него, и один дергал его за плащ сзади, другой – спереди, тот осыпал его пылью, а этот бросал в него камнями, кто толкал его в одну сторону, а кто – в другую. Брат Бернард терпеливо и радостно, без перемен и жалоб много дней подряд возвращался на то же место, чтобы испытать то же самое.
Терпение есть дело совершенства и залог добродетели; поэтому один ученый законовед, видя, что постоянство и добродетель брата Бернарда никак не изменились от оскорблений и преследований в течение стольких дней, сказал себе: – Не может быть, чтобы он не был святым человеком.
И, подойдя к нему, спросил: – Кто ты? И для чего пришел сюда?
В ответ на это брат Бернард вынул устав святого Франциска и дал ему прочесть. Прочтя устав, ученый муж понял его совершенство и, повернувшись к друзьям, с изумлением и благоговением сказал: – Поистине я не встречал еще такого великого благочестия. Этот человек и его товарищи – самые святые люди на земле, истинные друзья Бога, достойные всякого почитания, и оскорблять их – великий грех.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Христианская Церковь в Высокое Средневековье"
Книги похожие на "Христианская Церковь в Высокое Средневековье" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Симонова - Христианская Церковь в Высокое Средневековье"
Отзывы читателей о книге "Христианская Церковь в Высокое Средневековье", комментарии и мнения людей о произведении.