» » » » Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель


Авторские права

Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Зиновьев А.Н, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель
Рейтинг:
Название:
Сталинское метро. Исторический путеводитель
Издательство:
Зиновьев А.Н
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9903159-1-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сталинское метро. Исторический путеводитель"

Описание и краткое содержание "Сталинское метро. Исторический путеводитель" читать бесплатно онлайн.



Книга «Сталинское метро» — это исторический путеводитель, который поможет представить станции метрополитена в их первоначальном великолепии, узнать идеологический смысл их архитектурно-художественного оформления, проследить путь «сталинской неоклассики» от зарождения до заката.

Это первое издание о московском метро, которое максимально объективно и подробно исследует процесс «борьбы с культом личности» в художественном убранстве станций, структурирует все архитектурные утраты, которые происходили в метрополитене в различные периоды.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей метрополитена и советским искусством.






На станцию ведут два монументальных вестибюля. Южный вестибюль с 6 квадратными колоннами повторяет вестибюль Фрунзенской (ныне реконструированный). Северный вестибюль несколько шире южного. Портик выполнен в виде двух квадратных колонн по краям и четырех круглых колонн между ними. Потоки пассажиров разделены выступом с металлической решеткой.

Рижский радиус

1 мая 1958 года открывается Рижский радиус, который во время строительства назывался Щербаковским в честь партийного деятеля сталинского времени А.С.Щербакова. Радиус, ведущий к Всесоюзной Выставке, имел 4 станции: Ботанический Сад (с пересадкой на Кольцевую линию), Рижская, Мир, ВСХВ.

Окончательный конкурс проектов станций данного радиуса был проведен в июле 1957 года. В это время в проектирование станций прочно закладывается практика ограничения стоимости строительства. На каждый вестибюль и станцию отводится определенная сумма денег, превысить которую архитектор не имеет права. Также стандартизуется вид наземного вестибюля. Это, по мыслям правительства, должно было облегчить нахождение вестибюлей метро в городской среде, удешевить его строительство.

Авторами «типового вестибюля» в виде ротонды стали С.М.Кравец, Г.Е.Голубев, Ю.А.Колесникова. Габариты такого вестибюля были относительно просторными, но уже заметно меньше по высоте вестибюлей Четвертой очереди. Охватившая архитектуру лихорадка экономии приносила свои плоды. Интерьеры вестибюлей и станций не украшались скульптурами и барельефами, не монтировались богатые люстры, а в газетах сообщалось о тысячах и миллионах сэкономленных рублей от такого строительства.

Типовой вестибюль был построен для станций Рижская, Мир, ВСХВ. Таким образом, канули в Лету эскизные проекты индивидуальных вестибюлей, планировавшихся еще во времена «излишеств». Вестибюль станции Мир (ныне Алексеевская) изначально планировался встроенным в жилой дом «сталинской» архитектуры по типу станции Ботанический Сад Четвертой очереди. Затем вестибюль запланировали в разрыв между домами в виде колоннады под общим перекрытием. В центральных проходах между колоннами размещались двери вестибюля. Затем проекты упрощались, пока не дошли до типовой ротонды. А, например, наземный вестибюль ВСХВ изначально планировался похожим на вестибюль Комсомольской Четвертой очереди: высокий, с куполом и золоченым шпилем. Такой силуэт был бы созвучен павильонам выставки.


Ст. Мир. Один из эскизных проектов застройки Проспекта Мира с наземным вестибюлем между зданиями


Проекты подземных залов станций выглядели, конечно, беднее станций Четвертой очереди, но у них пока оставалась одна схожесть: по габаритам это были все еще станции «сталинского типа».

Станция Ботанический Сад была запроектирована самой аскетичной, хотя и являлась пересадочной на Кольцевую линию. Конструктивно она повторяла одноименную станцию, но была лишена даже малейшего декора. Карнизы пилонов, за которыми размещаются скрытые источники света, по проекту должны были быть выполнены в виде плетеных цветов из бронзы. Но даже и такой карниз при постройке показался слишком роскошным. В итоге станция, облицованная светлым мрамором и черно-белой кафельной плиткой, стала одной из самых простых в метро среди станций глубокого заложения. Высокий наземный вестибюль, по типу Фрунзенской, был открыт в 1959 году. Позже он был разобран, а на его месте возведен Инженерный корпус московского метрополитена со встроенным вестибюлем.

Станция Рижская получилась довольно оригинальной. Несмотря на жесткие ограничения, здесь авторы пошли путем игры цветом. Пилоны были облицованы желтой и коричневой керамикой, передающей цвета янтаря. На керамических плитках пилонов в центральном зале были нанесены малозаметные рельефы с изображением известных мест Риги.

Станция Мир интересна с точки зрения получения названия. Данная станция строилась под названием Щербаковская, также назывался и сам радиус. В начале апреля 1958 года металлические буквы «Щербаковская» уже украшали наземный вестибюль станции и ее путевые стены. Для торцевой стены был изготовлен мраморный барельеф А.С.Щербакова (автор Г.И.Мотовилов). Однако, после того как 29 апреля 1958 года станции посетил Президиум ЦК КПСС во главе с Н.С.Хрущевым, станция Щербаковская вдруг стала носить название «Мир» (по наименованию проспекта), а радиус вдруг стал называться Рижским. Оказалось, что Хрущев не любил Щербакова и, увидев барельеф, проявил недовольство в своей манере. Барельеф был тут же снят, но вполне вероятно, что в первые дни работы на путевых стенах еще висели буквы с названием «Щербаковская». Пилоны на станции облицованы белым мрамором со вставками мрамора зеленого цвета. Освещение производится круглыми люстрами по типу тех, которые используются на Курской-кольцевой.

Конечная станция ВСХВ (ныне ВДНХ) выглядит более нарядно. Подземные залы освещаются люстрами, которые были использованы на Киевской Новоарбатского радиуса и Первомайской в депо. Они несут в себе торжественные черты. По проекту на пилонах должны были висеть четырехрожковые бра, но вместо них были реализованы красивые декоративные решетки с изображением цветов. Распалубки пилонов покрашены зеленой краской, но по проекту там должны были находиться мраморные мозаики с изображением орнаментов всех союзных республик. Эскизы орнаментов были заказаны В.А.Фаворскому, но даже такая робкая попытка украшения мозаикой была, в конце концов, пресечена.

Университет

Второй участок Фрузенского радиуса Пятой очереди, к сожалению, был изменен относительно первоначального варианта. Трассу линии сделали более прямой, и, вместо двух станций Лужники и Уса-чевская, была построена одна станция Спортивная с двумя вестибюлями. Станция Ленинские горы в целях экономии вместо глубокого залегания была построена на мосту. Характер ее архитектуры был слишком новаторским, легким и современным, что совсем не вписывается в концепцию «Сталинского метро», поэтому описывать ее не представляется нужным.

Открытая 12 января 1959 года станция Университет стала последней станцией конструктивно схожей с другими станциями глубокого заложения предыдущих очередей. Диаметр центрального зала 9,5 метров. Пилоны облицованы светлым мрамором, а путевые стены керамической плиткой. Над пилонами проложен фриз из рельефной керамической плитки. По проекту фриз должен был быть несколько сложнее. Около пилонов в центральном и боковых залах установлены мраморные скамьи. Освещение производится люминесцентными лампами, закрепленными в плафонах. В проекте освещение предполагалось выполнить большими оригинальными люстрами, но идея не была реализована.

Станция имеет два наземных вестибюля-ротонды, имеющих большие остекленные поверхности. Козырек поддерживают парные граненые колонны. Вид вестибюлей схож с вестибюлями Рижского радиуса.

С открытием станции Университет завершилось строительство Пятой очереди метро.

Эпилог

Еще во время строительства Пятой очереди, 25 ноября 1955 года Президиум ЦК КПСС принимает решение о присвоении московскому метрополитену имени В.И.Ленина вместо Л.М.Кагановича «по предложению товарища Л.М.Кагановича». Постановление, отмечая заслуги Кагановича, принимает решение о переименовании станции Охотный Ряд в его честь. Очевидно, что это переименование было инициировано Хрущевым, который спустя два месяца, в феврале 1956 года, в докладе «О культе личности и его последствиях» осудит присвоение имен ныне здравствующих людей городам и объектам. В июне 1957 года Каганович выводится из состава ЦК, как участник «антипартийной группы», не согласной с осуждением культа личности Сталина. Таким образом, он заканчивает свою политическую карьеру.

С завершением Пятой очереди история «Сталинского метро» заканчивается. Уже в середине 1950-х нумерация очередей строительства перестала активно использоваться и ушла в прошлое, а вместе с ними перестали строить станции метро с просторными, богато оформленными вестибюлями. Так был прерван проект строительства «самого красивого метро в мире» со станциями, украшенными мозаиками и барельефами, поражающими своим великолепием. Образ станций перестал передаваться через произведения искусства, их вид был абстрактен, стандартизирован, а габариты станций уменьшены.

К счастью, эпоха минимализма в архитектуре метро была недолгой. Уже после отставки Н.С.Хрущева начинаются робкие попытки разнообразить станции. С каждым новым участком использовались различные конструктивные решения, и применялся синтез искусств. Но все же ту планку, которую задала Четвертая очередь метро, превзойти не удалось. Но такой задачи уже и не ставилось. Метрополитен перестал быть выставкой достижений, витриной социализма, он стал обычным транспортным средством, где удобство и легкость эксплуатации было превыше всего.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сталинское метро. Исторический путеводитель"

Книги похожие на "Сталинское метро. Исторический путеводитель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Зиновьев

Александр Зиновьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Зиновьев - Сталинское метро. Исторический путеводитель"

Отзывы читателей о книге "Сталинское метро. Исторический путеводитель", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.