» » » » Джек Голдстоун - Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850


Авторские права

Джек Голдстоун - Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850

Здесь можно купить и скачать "Джек Голдстоун - Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Института Гайдара, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джек Голдстоун - Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850
Рейтинг:
Название:
Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-93255-383-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850"

Описание и краткое содержание "Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850" читать бесплатно онлайн.



В этой книге известный американский социолог и политолог Джек Голдстоун объясняет, как Европа в веке превратилась из периферийного и относительно отсталого региона в то место, где были осуществлены инновации грандиозного масштаба, чье могущество неизмеримо увеличилось, а благосостояние населения резко выросло. Было ли такое возвышение следствием какой-то уникальности Европы? Стало ли оно результатом изменений во взаимоотношениях региона с остальным миром? Отличался ли этот расцвет от других подобных периодов в истории человечества? Немногие историки способны ответить на такие вопросы лучше Джека Голдстоуна, посвятившего их осмыслению несколько десятилетий. В настоящей работе, опираясь на самые последние исследования в данной области, он предоставляет самой широкой аудитории свои зрелые размышления о причинах бурного развития Европы.






На самом деле в XV–XVI вв. католическая церковь была весьма открыта научному прогрессу и даже оказывала ему поддержку, и именно два католика — итальянец Торричелли и француз Паскаль — совершили прорыв, открыв существование атмосферного давления. Начало научной революции в XVI–XVII вв. было панъевропейским, а не чисто протестантским явлением, и важную роль в ней играли католики.

В итоге, хотя нет никаких сомнений в том, что в начале XIX в. Британия стала господствующей технологической, промышленной и военной державой, а остальная Европа на протяжении последующих ста лет просто следовала за ней, это развитие не может быть просто связано с показателями западной религии как таковой, или даже одного протестантизма или кальвинизма в частности. Возвышение Британии как промышленной державы произошло довольно поздно и было во многих отношениях уникальным явлением, весьма отличным от общих тенденций, наблюдавшихся в других христианских и протестантских странах. На протяжении большей части последнего тысячелетия именно ученые, ремесленники и мореплаватели из Китая, Индии, Персии и мусульманских государств Азии и Африки были движущей силой изобретательства, экономического роста и глобальной торговли.

Принимая во внимание все это, мы задаемся вопросом: откуда вообще взялось представление о западной религии как основе экономического роста? В XIX в. подобные идеи разрабатывались европейскими мыслителями, наблюдавшими, как их общества претерпевали радикальные изменения в ходе промышленной революции и освобождались от британских и французских монархов во время американской и французской революций. Они всесторонне изучили свои общества и были ошеломлены имевшимися доказательствами изменений. Пренебрежительно отвергнув 1000 лет европейской истории как Темные века, они изображали Европу, акцентируя внимание на гении Греции и величии Рима, которые, в их представлении, напрямую вели к расцвету Возрождения, а затем к политической и промышленной революциям XVIII–XIX вв. С легкой руки европейских исследователей XIX в., динамичное развитие Запада представлялось непрерывным и неизбежным прогрессом.

Восточные же общества европейские исследователи рассматривали опосредованно, при помощи фрагментов восточных текстов, доступных в западноевропейских библиотеках, и отчетов путешественников. Как первые астрономы, которые до появления телескопов рассматривали Луну как сияющую райскую сферу, а не подобное Земле небесное тело с огромными горными грядами и кратерами, исследователи XIX в., пытавшиеся проанализировать тысячи лет азиатской истории при помощи неадекватных средств, не могли изучить ее во всех деталях и вместо этого считали ее неизменной и невыразительной стагнацией.

Вдобавок ко всему мы должны понять, что исторические сочинения конца XIX — начала XX в. писались европейцами во время, когда Европа была, пусть и недолго, господствующей в мире силой. Чтобы обосновать подобное положение, европейцы изучали события своей истории и общества, которые помогли бы объяснить обретенное могущество. Обращаясь к своим религиям, европейцы (а в особенности, протестанты в Англии) убеждали себя в том, что их приход к мировому господству был не только неизбежным, но и морально обоснованным.


Веротерпимость или ортодоксия: обмен стабильности на рост

Оглядываясь в прошлое, мы ясно видим, что многие общества в разное время играли ведущую роль в области технических инноваций и экономического роста. Ближний Восток при Багдадском халифате, Китай династии Сун, средневековая Испания, Италия Возрождения, Голландия Золотого века, Англия времен промышленной революции — все они прошли этапы исключительной креативности и благосостояния. Есть ли что-то, что помогло бы объяснить наступление и завершение подобных уникальных периодов?

Мы можем выделить как важнейший элемент религию, которая, судя по всему, действительно влияет на подобные периоды. Это не характеристика какой-то определенной религии, а, скорее, сосуществование многих религий в условиях плюрализма и толерантности. И напротив, для завершения подобных периодов расцвета почти всегда свойственно возвращение или навязывание репрессивной официальной религиозной ортодоксальности.

Подъем ислама на Ближнем Востоке в VII в. характеризовался смешением новой религии с более старой иудейской, христианской и зороастрийской традицией Палестины, Египта и Персии. Арабы также открыли философские работы греков в византийских библиотеках и в последующие века стали неутомимыми переводчиками и новаторами в математике, философии и естественных науках, вдохновляясь примером греков. На протяжении семи столетий, в течение которых лидеры ислама управляли на основе принципа веротерпимости народами другой веры, ислам вел мир по пути научного прогресса.

Упадок науки и техники в мусульманском мире, по-видимому, начался в XII в., когда, после завоевания Багдада турками-сельджуками, некоторые мусульманские ученые осудили исследования, продолжавшие традиции светской греческой философии и индуистской науки, и стремились перевести обучение в русло жесткой мусульманской ортодоксальности.

Затем, в XIII–XV вв., на крупнейшие научные центры Месопотамии и Испании обрушился ряд бедствий: в результате вторжения монголов в XIII в. были уничтожены библиотеки, университеты и больницы и опустошены крупнейшие города; после Черной смерти в середине XIV в. регион обезлюдел еще больше; затем в 1400–1402 гг. вторжение Тамерлана вновь опустошило Ирак и Сирию. В XI в. испанский халифат был разрушен гражданскими войнами и христианской Реконкистой. Многие территории так никогда полностью и не оправились от охватившего их политического хаоса. Научный и технический прогресс в мусульманском мире тем не менее продолжался, но в основном в Персии, Сирии и Северной Африке. Бывший центр мусульманского мира в Месопотамии более не обладал уровнем благосостояния, необходимым для поддержки огромных сообществ исследователей и ученых, а консервативные религиозные идеи распространились с приходом всех этих бедствий.

В XV–XVI вв. наиболее динамично развивавшимся обществом на Ближнем Востоке была Османская империя, чья военная технология и организационные навыки позволили расширить свои владения в Юго-восточной Европе и Северной Африке и установить господство над большей частью Среднего Востока. Однако в XVII в. весь научный прогресс в данных регионах практически остановился, когда религиозные элиты Османской империи отреагировали на ряд внутренних восстаний критикой в адрес османских правителей за отход от чистой практики ислама. По их решению повсеместно распространялась традиционная мусульманская ортодоксальность, а всяческая философская инновация приостанавливалась.

Китай династии Сун, вероятно, стал наиболее развитым и технически прогрессирующим обществом в мире в XII в., вслед за проникновением буддизма из Индии и ислама из Центральной Азии. Даже христианские и иудейские общины (основанные торговцами и миссионерами, достигшими Китая) процветали наряду с конфуцианством, даосизмом и другими верованиями. Динамично развивавшаяся торговля Китая впитала влияния со всей Азии. Династия Мин в XVI–XVII вв. также была свидетелем большого разнообразия идей и технического прогресса. Однако в конце XVII в. маньчжуры завоевали Китай, установив более жесткую конфуцианскую идеологию для поддержки своего правления. Их реставрация конфуцианской философии XII в. в понимании Чжу Си — в качестве официальной ортодоксальной идеологии новой династии Цинь задушила дальнейший прогресс во многих областях и убедила приезжающих европейцев, что Китай оставался неизменным на протяжении многих столетий.

В Индии процветание империи Моголов в XVI–XVII вв. было обусловлено смешением мусульманской культуры, принесенной вторгшимися монгольскими правителями, и богатым индуистским наследием идей и верований, сохраняемых коренным индийским населением. Правитель Акбар (1560–1605), величайший из Моголов, славился своей терпимостью и часто приглашал иезуитов, сикхов, индусов и мусульман для придворных диспутов по предметам веры и практики. Однако на смену ему пришли крайне деспотичные правители, руководившие страной во время упадка и разложения империи Моголов. Последний из великих Моголов, Аурангзеб, сделал из жесткой приверженности к ортодоксальному исламу ключевой элемент своего правления, разрушив множество индуистских храмов и выступив против немусульманского большинства.

Таким образом, во всем мире традиция веротерпимости резко приходит в упадок, начиная с XVII в. В Китае, Индии и на Ближнем Востоке правители относились к религиозному инакомыслию как к угрозе их авторитету и устанавливали все более жесткий ортодоксальный религиозный режим.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850"

Книги похожие на "Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джек Голдстоун

Джек Голдстоун - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джек Голдстоун - Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850"

Отзывы читателей о книге "Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.