Авторские права

Николай Рубакин - Среди тайн и чудес

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Рубакин - Среди тайн и чудес" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Политиздат, год 1965. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Рубакин - Среди тайн и чудес
Рейтинг:
Название:
Среди тайн и чудес
Издательство:
Политиздат
Год:
1965
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Среди тайн и чудес"

Описание и краткое содержание "Среди тайн и чудес" читать бесплатно онлайн.



Наряду с привычным для нас в мире нередко встречаются явления, ставящие человека в тупик своей необычностью, кажущейся таинственностью. Поют египетские статуи, говорят камни, стонут горы, перед воспаленным взором путника в знойной пустыне встают видения ангелов, святых, нечистых духов, происходят мгновенные «исцеления» тяжелых болезней, на глазах изумленной толпы творят «чудеса» пророки и факиры. Не удивительно, что суеверные люди издавна истолковывали эти факты как проявление сверхъестественных сил, а предприимчивые служители культов выдавали их за доказательство истинности своей религии.

В этот таинственный мир, в мир, о котором А. С. Пушкин говорил: «Там чудеса, там леший бродит…», ведет читателя талантливый популяризатор Н. А. Рубакин (1862–1946). Автор шаг за шагом срывает ореол святости с «чудес» и религиозных тайн, утверждает силу человеческого разума, мощь научного познания. Очень занимательная по своему содержанию и увлекательная по форме, книга Рубакина доставит большое удовольствие каждому любознательному читателю.






Современная наука раскрыла те процессы, которые лежат в основе зрения. Глаз человека является наиболее совершенным и точным среди других органов чувств. Через роговицу и хрусталик изображение предмета попадает на светочувствительную оболочку глаза — сетчатку. В воспринимающих клетках (палочках и колбочках) сетчатки находятся особые светочувствительные вещества, способные быстро разлагаться и почти столь же быстро восстанавливаться. В этих клетках под влиянием света происходят химические превращения веществ, которые порождают биоэлектрические импульсы разной силы, передаваемые в зрительные отделы головного мозга. Эти импульсы, возбуждая соответствующие участки мозга, и вызывают в нем образы, соответствующие тому, что человек видит. Более светлые участки предметов (белая стена) порождают больший импульс, чем вещи темного цвета, например черный костюм. Если принять во внимание, что в глазу имеется около 140 миллионов светочувствительных клеток, которые связаны с головным мозгом с помощью 800 тысяч нервных волокон, то легко представить, с какой точностью глаз может передавать в мозг малейшие оттенки цвета и света.

21

Объяснение данных явлений приливами и отливами крови не соответствует данным современной науки. Главную роль здесь играют процессы возбуждения и торможения, ассоциативные связи между различными группами клеток головного мозга. Подробнее об этом говорится в следующем примечании.

22

Чтобы разобраться в описываемых автором «чудесных» явлениях, необходимо знать сущность нервной деятельности нашего организма, раскрытую исследованиями великого русского ученого И. П. Павлова. Человек совершает массу самых разнообразных движений: глотание, дыхание, движение рук, ног, головы и т. д. Все эти движения — результат сокращения мышц, работой которых управляет нервная система. Благодаря ей осуществляется постоянное взаимодействие организма с непрерывно изменяющимися условиями жизни. Связи нашего организма со средой могут быть постоянными, когда ответная реакция на раздражение извне является наследственной (глотание, выделение слюны, желудочных соков и т. д.). И. П. Павлов назвал такие связи безусловными рефлексами (независимыми от условий), в отличие от временных связей, или условных рефлексов, возникающих в связи с приспособлением организма к условиям существования. Различные образы предметов возникают в сознании человека не только благодаря прямому их воздействию на органы чувств, но и под действием слова. Например, слово «Христос» вызывает в сознании верующего образ, созданный фантазией религиозных проповедников и изображаемый на иконах, хотя никто его никогда не видел. Речевые условные рефлексы И. П. Павлов назвал (в отличие от сигналов, поступающих в мозг от непосредственных раздражителей) второй сигнальной системой. Слова могут вызывать в организме те же последствия, что и восприятие самих вещей. Когда человек совершает какую-либо работу, то в его мозгу определенные группы клеток находятся в состоянии возбуждения, а деятельность других клеток заглушена, заторможена. С переменой рода работы очаги возбуждения и торможения меняются местами. Если бы участки возбуждения излучали свет в зависимости от степени их возбуждения, мы видели бы картину быстро движущейся мозаики светлых и темных пятен, меняющихся местами, постепенно гаснущих в одном месте и возникающих в другом. Заглушая ненужное возбуждение различных участков мозга, торможение позволяет нам сосредоточиться именно на том, что нужно в данный момент, что нас интересует. Процесс возбуждения, напротив, позволяет устанавливать все новые и новые связи. Когда торможение охватывает все участки мозга, наступает сон. При этом во время сна могут образовываться отдельные очаги возбуждения: возникают сновидения. Все эти явления автор, которому еще было неизвестно учение о высшей нервной деятельности И. П. Павлова, объясняет притоком и оттоком крови к различным участкам мозга.

23

«Следы» процессов возбуждения и торможения представляют собой условно-рефлекторные, ассоциативные связи между различными участками коры головного мозга. Наличие таких временных связей и делает возможным воспоминание: возбуждение, возникшее под влиянием внешнего раздражителя или слова в том или другом участке коры, переходит по проторенным путям этих связей на другие ее участки, с которыми данный участок был связан процессами возбуждения и торможения в прошлой деятельности. В результате в нашем сознании всплывает образ когда-то виденного предмета, прочитанной книги и т. д.

В коре головного мозга насчитывается 14–15 миллиардов нервных клеток. Число связей между ними, а также комбинаций возбужденных и заторможенных участков поистине неизмеримо. А каждая такая связь отражает то, что мы видим, слышим, ощущаем, думаем.

24

Возбуждения, возникающие под действием предмета в нескольких органах чувств сразу (в глазу, ухе, коже, носу, во рту и т. д.), передаются одновременно или в той последовательности, как они воспринимаются, в соответствующие отделы мозга. Одновременное возбуждение их приводит к образованию нервных связей между ними, так что отдельные ощущения сливаются в единый образ вещи (например, апельсина), в состав которого входят и ожившие следы прежних нервных связей, прежних впечатлений от сходных вещей (различных сортов апельсина, фруктов вообще и т. п.).

25

Объяснение таких видений, или галлюцинаций, с помощью приливов и отливов крови не является научным. Галлюцинации — это чувственные образы, возникающие самопроизвольно, когда на органы чувств не падает соответствующих им раздражений, т. е. мы видим или слышим то, чего в действительности перед нами нет. Эти образы иногда соответствуют реальным, когда-либо виденным предметам, а иногда носят фантастический характер: человек видит смерть с косой, страшных зверей и т. п. Галлюцинации можно и внушить. К таким внушенным галлюцинациям относится большинство массовых галлюцинаций, когда одни и те же образы воспринимала толпа людей: видения различных «чудес», изгнание беса, видения «святых» и т. п.

Психогенная природа этого явления раскрыта И. П. Павловым. Галлюцинации — это те же представления, но доведенные до интенсивности реальных восприятий. Происходят они в результате резкого преобладания процессов возбуждения над процессами торможения. Такое состояние может возникнуть в результате нервного переутомления, расстройства, действия таких ядовитых веществ, как алкоголь, опиум, гашиш и т. п. Подробнее об этом рассказывается в следующих популярных брошюрах: Л. Л. Васильев. Таинственные явления человеческой психики. Политиздат, 1964; Д. А. Бирюков. «Миф о душе. Изд-во «Советская Россия», 1958; Л. Т. Пинчук. «Чудеса» религии. Изд-во «Знание», 1958.

26

Такое чисто психологическое выведение религии из индивидуального сознания не выясняет действительных причин сохранения религиозных пережитков.

В. И. Ленин указывал, что при капитализме корни религии главным образом социальные. Гнет капитала, бесправие и бессилие перед эксплуататорами ежедневно, ежечасно приносят трудящимся массам в тысячу раз больше самых ужасных зол, мучений и страданий, чем наводнения и землетрясения, вселявшие ужас в сознание первобытного человека. Этот гнет неизбежно закрепляет старые религиозные верования и постоянно порождает предрассудки, суеверия и мистику. Поэтому религию нельзя преодолеть, не ликвидируя эксплуататорского строя. Построение социализма в нашей стране ликвидировало эти социальные корни религии. Вместе с тем у нас еще имеются граждане, находящиеся под влиянием религиозных предрассудков. В силу ряда причин религия не ликвидируется сразу. Процесс отхода масс от религии совершается в течение известного времени, необходимого для перевоспитания целых поколений людей. В течение этого времени под влиянием различных факторов (как, например, войны, длительная угроза войны, недостатки культурно-воспитательной работы и т. п.) религия может временно оживляться. Но процесс отхода верующих от религии совершается постоянно и неуклонно. В результате построения коммунистического общества религия исчезнет окончательно и навсегда.

27

Ученые-психиатры, специально исследовавшие рассказы о жизни и видениях Магомета, пришли к выводу, что его видения представляли собой галлюцинации и бред, вызванные расстройством нервной системы. Припадки эпилепсии наблюдались у него, когда ему было 6 лет. Эти припадки возобновились в 40-летнем возрасте, в период его мучительных религиозных исканий и борьбы с врагами. Нервное переутомление, истощение постами и молитвами привели к тому, что у него снова появились припадки и галлюцинации, которые им самим и его ближайшими сторонниками воспринимались не как результат болезни, а как доказательство его божественного призвания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Среди тайн и чудес"

Книги похожие на "Среди тайн и чудес" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Рубакин

Николай Рубакин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Рубакин - Среди тайн и чудес"

Отзывы читателей о книге "Среди тайн и чудес", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.