» » » » Сима Чиркович - История сербов


Авторские права

Сима Чиркович - История сербов

Здесь можно скачать бесплатно "Сима Чиркович - История сербов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Весь Мир, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сима Чиркович - История сербов
Рейтинг:
Название:
История сербов
Издательство:
Весь Мир
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-7777-0431-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История сербов"

Описание и краткое содержание "История сербов" читать бесплатно онлайн.



Известный сербский историк, С.М. Чиркович посвятил свою книгу истории сербского народа. Конечно, сербская государственность и ее исторические перипетии (подробно рассматриваемые в работе) не отделимы от этнической истории сербов, однако первична именно последняя. Автор подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают точку зрения автора и придают неоценимое значение его книге, впервые вышедшей в свет в 2004 г. на сербском и английском языках.






Андрей II вернулся из крестового похода в 1218 г. и, узнав о коронации Стефана, пошел на него войной, которую удалось остановить, вероятно, только в 1220 г. благодаря дипломатическим усилиям брата Стефана — Саввы. Но венгерские короли оставили название Сербия в своем титуле, продолжая и в дальнейшем считать сербских правителей вассалами и демонстрируя такое отношение к Сербии при любой возможности.

Стефан провозглашал себя в грамотах первым венчанным королем, и потомки стали называть его «Стефан Первовенчанный». Не совсем ясным остается отношение сербских правителей к титулу «король Диоклитии», который носили Вукан и его первые наследники. С уверенностью можно говорить, что Стефан и Савва, прося у папы корону, ссылались на то, что Диоклития, где родился их отец, называлась «великим королевством от начала», однако очевидно и то, что данный титул не признавался на общегосударственном уровне. Об этом лучше всего свидетельствует тот факт, что Вукан, завладев всей страной, имел титул великого жупана, а позднее (с 1209 г.) — великого князя.

Итак, новый титул сербского правителя гласил: «венчанный король и самодержец всей сербской земли и поморской». Хотя, став королем, сербский правитель выбывал из византийской иерархии, он все же позаимствовал термин автократор (часть титула византийского императора), переведя его как самодержец, по-сербски самодржац, — это означало в то время, что носивший данный титул правитель ни от кого не зависел и не был подчинен ни одному другому правителю. Уже намного позже это понятие приобретет внутриполитический смысл: носители титула самодержец будут восприниматься как обладатели абсолютной, единоличной власти. А в Средние века термин самодержец имел внешнеполитический оттенок и в полной мере соответствовал учению, согласно которому власть дается непосредственно от Бога, как это утверждалось в одной хиландарской грамоте 1198 г.: «Премилостивый Бог сделал греков императорами, венгров королями, разделил народы, дал каждому народу закон и учредил устои и правителей над ним по обычаю и закону поставил своей премудростью».

Карта 2.1. Королевство Сербия и государство боснийских банов. Около 1220 г. 

Отдельное упоминание «сербских» (или «рашских») и «поморских» земель, которое сохранится в титуле сербских королей до эпохи Сербского царства (XIV в.), обобщенно отражало всю предшествующую историю, когда земли в глубине полуострова и приморские области рассматривались как отдельные политические образования. Наряду с упомянутым способом титулования вплоть до периода правления Владислава I употреблялась и более широкая форма, в которой словосочетание «поморские земли» заменялось их перечислением: Диоклития, Травуния и Захлмия (Захумле), в точности как в X в. при Константине Багрянородном.

Вместе с коронацией правителей среди сербов установилось представление о короне (она чаще называлась по-сербски венац (венец) или свети венац (святой венец), sacra corona) как о символе власти как таковой, власти, которая не зависит от личности отдельного короля, поскольку каждый человек смертен. Такое понимание власти вело, в свою очередь, к иному пониманию сущности государства: оно теперь рассматривалось как всеобщее и неделимое, подчеркивался его общественный характер. С тех пор как Стефан стал «первовенчанным королем», Сербия больше не делилась на уделы (чести), как это было при Стефане Немане и его наследниках до коронации. Уже при сыновьях Стефана Первовенчанного были отстранены от власти самостоятельные до той поры потомки побочной династической ветви в Зете и Хуме.


Автокефальное архиепископство

Территория, которую приобрел Стефан Неманя, а его сын Стефан сохранил в целости, укрепили возвысил с помощью королевского титула, в церковном отношении была неоднородна. Центральная часть территории Сербии, отвоеванная в течение XI и XII вв. у Византии, принадлежала древним епископствам в городах Рас, Липлян и Призрен, причем епископство в Расе считалось в церковных кругах Охрида «епископством Сербии». Все три епископства входили в состав автокефального Охридского архиепископства, находившегося под юрисдикцией Константинопольской вселенской патриархии. Области, до которых в 1018 г. Византия не добралась, остались под юрисдикцией церковных центров, расположенных в городах Приморья и подчиненных папе. У епископства Сплита еще до эпохи Немани были отторгнуты многие области, так что за церковное господство над «тремя странами» (tria regna Травуния, Захумле и Сербия; последняя в то время в папских документах отождествлялась с Боснией) боролись только Дубровник и Бар.

Эта церковная разобщенность нашла символическое отражение в личности самого Стефана Немани, родоначальника династии, впоследствии признанного святым. По словам сына, он был крещен в городе Рибница (у современной Подгорицы) «латинскими иереями», а намного позднее заново крестился в Расе. Этот факт свидетельствует как о понимании различий между католичеством и православием, так и о реальной конфессиональной разделенности государства. Складывается впечатление, что своим новым крещением Неманя хотел исправить какую-то ошибку.

Самое важное конфессиональное различие касалось отношения к славянскому языку богослужения и, соответственно, к алфавиту и богослужебным текстам. В областях, подчиненных папе, со священниками, служившими на славянском языке, а также с распространением славянских богослужебных книг велась борьба. Еще в 927 г. собор в Сплите постановил запретить рукоположение священников, не знавших латинского языка. Эта ситуация обострилась еще более в XI в., когда на территории Адриатического побережья стали сказываться последствия разделения церквей. Употребление в областях, подчиненных папе, глаголицы, славянского письма из наследия Кирилла и Мефодия, ограничивалось узким поясом северной части Адриатического побережья и прилегающих к нему островов.

Иерархи Константинопольской патриархии относились к богослужению на славянском языке более терпимо; особенно это касалось обширной территории Охридского архиепископства, где сохранялись традиции славянского богослужения болгарского периода. И даже несмотря на то, что следствием терпимого отношения к славянскому языку была языковая пропасть, возникшая между образованными иерархами-греками и их славянской паствой, вследствие чего греческие священники чувствовали себя среди славян как в изгнании, славянское богослужение все же продолжало распространяться. В восточных и центральных частях Охридского архиепископства славянские тексты писались уже на кириллице и приобретали черты разговорного языка той местности, в которой использовались. Об этом свидетельствуют такие памятники, как Мирославово Евангелие конца XII в., Вуканово Евангелие начала XIII в. и некоторые другие древние рукописи.

На территориях Сербского королевства, находившихся в церковной юрисдикции Византии, существовала целая сеть приходов, через которые оказывалось влияние на верующих. В приморских католических епископствах подобной организации, где бы с верующими занимались католические священники, не было. Христианскую жизнь здесь поддерживало местное монашество; прибывшие в эти земли в начале XIII в. посланники папы застали его, однако, в весьма запущенном состоянии. Состояние паствы в Боснии как с точки зрения дисциплины, так и в отношении сопротивляемости различным ересям тоже было крайне неудовлетворительным, хотя формально католический епископ Боснии подчинялся архиепископу Дубровника. Около 1230 г. прибывшие в Боснию папские делегаты обнаружили, что боснийский епископ не знает формулы крещения и живет в одном селе с еретиками-дуалистами.

Состояние церкви было, неудовлетворительным и в приморских городах. Это стало очевидно на местном соборе, состоявшемся в 1199 г. в Баре под патронатом Вукана Неманича и в присутствии папского легата. На соборе обсуждались как общие вопросы дисциплины среди священников и отношений церкви с миром, так и ряд конкретных проблем, связанных прежде всего с устранением сильного светского влияния на церковь. Особенно собор настаивал на отмене практики покупки церковных чинов за деньги (симония).

Конфессиональная разделенность, по всей видимости, не миновала и членов правящей сербской династии. Вукан называл себя «верным сыном римской церкви», но, когда он стал правителем всей Сербии, папа все-таки потребовал от него и всех его подданных присягнуть на верность Риму (1203), стремясь тем самым укрепить их в «истинной вере». Стефан Неманич писал, обращаясь к папе, что также хотел бы назваться «верным сыном римской церкви». Однако это ничуть не помешало ему вместе с братом обратиться с целью решения проблемы церковной организации в Сербском королевстве к византийской стороне.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История сербов"

Книги похожие на "История сербов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сима Чиркович

Сима Чиркович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сима Чиркович - История сербов"

Отзывы читателей о книге "История сербов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.