Леонид Амирханов - Броненосцы железных дорог

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Броненосцы железных дорог"
Описание и краткое содержание "Броненосцы железных дорог" читать бесплатно онлайн.
Книга написана на основе опубликованных и архивных материалов и представляет собой попытку систематизировать сведения о строительстве и боевой деятельности бронепоездов во время Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войны. Книга предназначена для всех интересующихся историей военной техники.
— Оборудования для железнодорожного хода бронеавтомобилей — 14 комплектов.
— Переговорных устройств БПУФ-8 — 34 комплекта.
В 1944 году для железнодорожного хода переоборудовались бронеавтомобили БА-64. Постановлением ГКО № 5186 от 16 февраля 1944 года предусматривалось переоборудование 15 бронемашин БА-64 на железнодорожный ход на заводе им. Войтовича. С этим заданием завод успешно справился к 1 июня 1944 года.
Продолжилось и строительство бронеплощадок ПВО-4. В частности, 5 марта 1944 года вышло Постановление ГКО № 5306 о постройке в 1944 году на заводе «Стальмост» 17 бронеплощадок ПВО-4. Постановление было выполнено в следующие сроки:
к 1 августа — три бронеплощадки,
к 1 сентября четыре бронеплощадки,
к 1 октября — шесть бронеплощадок,
к 1 ноября — три бронеплощадки,
к 1 декабря — одна бронеплощадка.
Всего 17 бронеплощадок ПВО-4.
Кроме того, завод «Стальмост» сверх задания изготовил еще семь бронеплощадок ПВО-4. Броневые детали для бронеплощадок ПВО-4 поставлял завод Наркомана танковой промышленности № 180.
Предполагалось строительство бронеплощадок ПВО-4 и на заводе № 105 ГлавУРТ Красной армии в Хабаровске. В конце 1944 — начале 1945 годов завод № 180 изготовил для обеспечения этого задания 14 комплектов броневых деталей. Вооружение выделило ГАУ в конце 1944 года. Однако из-за отсутствия необходимого сортового металла строительство бронеплощадок так и не было начато.
Бронемашина БА-20
Проблема защиты подвижного состава от господствовавшей в первые месяцы войны германской авиации вынудила создать совершенно новый тип бронепоезда — зенитный. Железнодорожный транспорт по-прежнему оставался основным сухопутным видом транспорта для перевозки грузов. Ежедневно и еженощно к фронту и обратно двигались сотни и сотни железнодорожных составов. Боеприпасы и горючее, продовольствие и личный состав — все это было предметом пристального внимания немецкой авиации, справедливо считавшей нарушение коммуникаций одной из главных своих задач.
В каждый зенитный бронепоезд входили:
— огневой взвод среднего калибра, включавший три 76,2-мм зенитных орудия с приборами управления зенитным огнем (ПУАЗО-З) и дальномером;
— огневой взвод малого калибра — две автоматические 37-мм зенитные пушки:
— пулеметный взвод — три крупнокалиберных пулемета ДШК.
Все это вооружение размещалось на специальных бронеплощадках. Сопровождая эшелон, огневые средства, как правило, распределялись по всему составу. Бронеплощадки с зенитной артиллерией обычно прицеплялись в голове и в хвосте состава. Пулеметы располагались в середине.
Легкий зенитный бронепоезд
Всего в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны было построено около 100 зенитных бронепоездов. Они представляли собой самостоятельные формирования войск противовоздушной обороны, находясь в подчинении командиров дивизий и корпусов ПВО, и действовали в основном самостоятельно.
Большое количество зенитных бронепоездов было сосредоточено на Севере. Финские и германские части с самого начала войны пытались нарушить работу Кировской железной дороги, по которой шли составы с грузами, которые доставлялись по ленд-лизу полярными конвоями.
Эшелоны постоянно подвергались налетам авиации, атакам диверсионных групп из Финляндии. Особенно частым ударам с воздуха подвергался участок железной дороги длиной 164 км от станции Лоухи до станции Кандалакша. Начиная с декабря 1942 года, немецкая авиация усиленно бомбила станции и мосты этого участка. Возникла реальная угроза срыва важнейших для нашей страны ленд-лизовских поставок. Советское командование срочно усилило противовоздушную оборону Кировской железной дороги, в том числе и формированием здесь зенитных бронепоездов.
Бронепоезд НКПС-42
Бронеплощадка бронепоезда НКПС-42
Площадка ПВО бронепоезда НКПС-42
Бронепоезд ОБ-3
Бронепаровоз бронепоезда ОБ-3
Бронеплощадка бронепоезда ОБ-3
Площадка ПВО бронепоезда ОБ-3
В мае — июне 1943 года авиацией противника было атаковано и повреждено около 170 эшелонов. Иногда на железной дороге развертывались настоящие сражения между атакующими самолетами и обороняющимися бронепоездами.
Так, в мае 1943 года зенитный бронепоезд № 201, сопровождавший эшелон с военным грузом в Кандалакшу, был атакован двумя парами немецких истребителей. Бронепоезд успешно отразил несколько атак и даже сбил один самолет. Расстреляв боекомплект, истребители ушли на свой аэродром, но вскоре появилась группа бомбардировщиков, и бой разгорелся с новой силой. Бронепоезд сбил два «юнкерса», но и сам получил ряд серьезных повреждений, сумев, правда, выполнить поставленную перед ним задачу.
Тяжелый зенитный бронепоезд
Бронедрезина БДТ
Наиболее эффективным стало использование зенитных бронепоездов на завершающем этапе войны. В этот период следовало достаточно быстро обеспечить развертывание противовоздушной обороны железных дорог на освобожденных территориях. Зенитно-артиллерийские полки и истребительные авиаполки не успевали за стремительно продвигавшимися на запад советскими частями. В этих условиях лишь бронепоезда, которые за одни сутки могли покрыть расстояние в 800 км, могли успешно справиться с этой проблемой.
Кроме бронепоездов в течение 1942 года было изготовлено семь бронедрезин на шасси мотовоза МЗ/2 и автодрезин Уа. Последние показали себя в эксплуатации маломощными, и их изготовление прекратили. В дальнейшем изготавливались бронедрезины нескольких типов: тяжелые, транспортные, штабные. Толщина корпуса бронедрезин колебалась от 9 до 15 мм. Вооружение составляли 45-мм пушка или пулемет «максим» в башне, а также пулеметы ДТ или «максим» на бортах.
Бронедрезины, в которых использовались корпуса и башни легких танков, изготавливались на заводе НКПС им. Войтовича и в депо Московского железнодорожного узла. Почти все бронедрезины были оборудованы роликами для перехода на соседний путь по специально возимым полосам — рельсам.
Бронеавтомобиль БА-20, захваченный немецкими войсками
Наибольшее распространение в тот период получили бронедрезины БДТ. При весе 19 тонн они имели следующие габариты: длина 7,075 метра, ширина 2,868 метра, высота 3,29 метра. Вооружение бронедрезины составляли одна 45-мм танковая пушка, два пулемета «Максим» по бортам и три пулемета ДТ (один в спаренной установке).
Бронирование борта и башни имело толщину 16 мм, крыши — 10 мм. Максимальная скорость составляла 75 км/час при расходе горючего 24 литра на 100 км. Экипаж состоял из восьми человек.
Также на заводе им. Войтовича 11 бронеавтомобилей (БА-10 и БА-20) были переоборудованы для возможности передвижения по железной дороге.
Не дожидаясь окончания строительства бронепоездов БП-43, заводы Наркомата путей сообщения в 1942 году начали изготавливать бронепоезда, которые в незначительной степени отличались от проектируемых бронепоездов БП-43.
Таким, например, был бронепоезд ОБ-3, имевший четыре бронеплощадки с одним орудием Ф-34 на каждой, кроме того, бронепоезд имел 20 пулеметов ДТ, две 37-мм зенитных пушки и один зенитный пулемет ДШК.
Бронеплощадка бронепоезда «Советская Армения»
Экипаж бронеплощадки бронепоезда «Советская Армения»
Кроме того, НКПС строил бронепоезда с бронеплощадками на основе четырехосных платформ, на которых размещались по две пушки Ф-34.
В августе 1942 года в Москве заново был сформирован 62-й отдельный дивизион бронепоездов (ОБДП), потерявший свою боевую технику в боях в районе Воронежа. В новый состав 620-го ОДБП входили бронепоезда № 653 «Мичуринец», построенный рабочими Мичуринского паровозоремонтного завода, и № 701 «Советская Армения». Этот бронепоезд был построен в депо Москва-Пассажирская-Октябрьская на средства, собранные трудящимися Армянской ССР. Бронеплощадки бронепоезда «Советская Армения» создавались на основе башен танков Т-28.
Бронепоезда Красной армии геройски сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны до самых последних ее дней. На их долю выпали и громкие победы, и горькие поражения. Одними из самых тяжелых оказались сражения под Ленинградом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Броненосцы железных дорог"
Книги похожие на "Броненосцы железных дорог" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Амирханов - Броненосцы железных дорог"
Отзывы читателей о книге "Броненосцы железных дорог", комментарии и мнения людей о произведении.