Виктор Губарев - Генри Морган

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Генри Морган"
Описание и краткое содержание "Генри Морган" читать бесплатно онлайн.
Книга представляет собой новейшее исследование жизни и деятельности «короля» пиратов Карибского моря, одного из прототипов капитана Блада, героя многочисленных приключенческих романов и кинофильмов. Генри Морган родился в семье валлийского фермера, но по воле судьбы очутился на далеких островах Вест-Индии и прошел нелегкий путь от рядового участника пиратских набегов до адмирала корсарской флотилии, судьи адмиралтейского суда и губернатора Ямайки, за многочисленные ратные «подвиги» был возведен в рыцари и похоронен в Порт-Ройяле с адмиральскими почестями. Много позже семья американских миллионеров Морган вписала его имя в свою родословную, а одна из фирм по производству рома сделала «Капитана Моргана» всемирно известным брендом.
Из отчета самого Моргана видно, что французские флибустьеры не пожелали участвовать в набеге на Портобело: «Французы полностью отказались присоединиться к акции, полной таких опасностей…»
Морган отнесся к уходу большинства французских союзников философски, процитировав своим сторонникам слова Шекспира: «Чем нас меньше, тем больше достанется на каждого».
Сколько же людей и кораблей было у Моргана перед нападением на Портобело? Эксквемелин сообщает о 460 флибустьерах. Испанские документы упоминают о двенадцати судах.
Кто же командовал отдельными отрядами?
Официальный отчет об экспедиции подписали девять флибустьерских вожаков: адмирал флотилии «полковник Генри Морган», его вице-адмирал капитан Томас Солтер, капитан Эдвард Коллир, капитан Томас Кларк, капитан Джон Моррис-старший, капитан Джон Моррис-младший, капитан Джон Анселл, капитан Жан Дюгла и капитан Рудольф Курт.
Жан Дюгла (в английских документах — Джон Дуглас, Даглесс, Доглар) в письме, отправленном позже в Гавр и перехваченном испанцами, приводит несколько иной список вожаков. «Командирами экспедиции, — читаем в английской версии письма, — были Генри Морган, главнокомандующий; Джон Доглар, Джулиан Джон Солтер, Энох Кларк, капитан Рудольф Курт, Коллиэр, Джон Джеймс и Морис». Итого — восемь человек. Между тем статьи соглашения, заключенного между участниками экспедиции в январе 1668 года, были подписаны двенадцатью капитанами и двадцатью шестью представителями команд. Среди них упоминаются английские капитаны Роберт Деландер и Эдвард Демпстер, позже не поставившие свои подписи под отчетом об экспедиции.
Капитан Томас Солтер, избранный заместителем Моргана, впервые был замечен на флибустьерском поприще годом ранее — в 1667 году. Командуя фрегатом «Джордж», снаряженным на Ямайке, он крейсировал в заливе Кампече и захватил там испанский корабль с грузом кампешевого дерева. Командование этим призом, названным на английский манер «Сидаром» (а позже — «Уильямом»), он передал своему заместителю Уильяму Смиту с приказом отвести его в Порт-Ройял. Но Смит, подстрекаемый совладельцем «Джорджа» Абрахамом Килингом, сговорился с матросами завладеть «Сидаром» и увести приз в Новую Англию. Мятежники привели «Сидар» в Бостон (Массачусетс). Узнав о похищении трофейного судна, Солтер бросился в погоню за вероломными товарищами. В конце августа он появился у берегов Новой Англии и стал на якорь в бостонской гавани. Здесь ему сообщили, что «Сидар» ушел в Нью-Йорк. Не имея времени гоняться за шайкой Смита, Солтер попросил своего бостонского друга капитана Сэмюэла Моузли взяться за это дело. В сентябре Моузли написал письмо нью-йоркскому адвокату Джону Райдеру, перепоручив ему довести указанное дело до суда. Позже шайка Смита была арестована и отдана под суд. Что касается капитана Солтера, то он покинул Бостон в конце осени 1667 года, а уже в начале 1668 года присоединился к флотилии Генри Моргана.
Кровавый головорез Эдвард Коллир к тому времени еще не успел получить широкой известности, но вскоре станет весьма популярным флибустьерским вожаком и даже будет одним из заместителей Моргана.
О капитане Томасе Кларке известно лишь, что его весьма уважали как английские приватиры на Ямайке, так и французские флибустьеры на Тортуге и Эспаньоле. Губернатор Модифорд нередко использовал его в качестве агента для связей с губернатором Тортуги Бертраном д’Ожероном.
Капитан Джон Моррис-старший уже знаком читателю — вместе с Морганом, Давидом Маартеном и некоторыми другими пиратскими вожаками он участвовал в походах на Вилья-Эрмосу и Гранаду в 1665 году. Джон Моррис-младший был его сыном.
Капитан Джон Анселл — личность загадочная. Жан Дюгла называет его Джоном Джеймсом, а некоторые исследователи ассоциируют его с капитаном Хадселлом. Последнего, однако, звали Чарлзом, а не Джоном.
Упомянутый выше капитан Дюгла в 1662 году командовал судном «Сен-Жан», принадлежавшим португальцу Карлушу де Билсу. Прикрываясь португальским каперским свидетельством, он оперировал против испанского судоходства в Атлантике и Карибском море. Близ Мартиники его атаковал французский военный корабль. В результате сражения большая часть команды Дюгла была убита или ранена, сам он тоже получил серьезное ранение — мушкетная пуля пробила ему руку, вызвав большую потерю крови. Сбежав с поля боя, корсары отправились зализывать раны на принадлежавший англичанам остров Монтсеррат. Местный губернатор, полковник Роджер Осборн, позволил гостям остаться во вверенной ему колонии. По словам самого Дюгла, он «питался и жил на упомянутом острове двенадцать месяцев». За это время его корабль обветшал и стал непригоден для проведения корсарских операций. В начале 1664 года Жан Дюгла перебрался на Ямайку, где с разрешения сэра Чарлза Литтлтона купил небольшой фрегат, вооружил его и нанял новую команду. В том же году в ямайской бухте Блуфилдс-Бей он захватил голландский пинк «Блу дав» (тот самый, который ранее захватил и привел в Порт-Ройял Джон Моррис). Дюгла отвел свой приз в Северную Америку, но в июле 1664 года был задержан в Портсмуте и доставлен в Бостон. Там капитана Дюгла и его шайку судили по подозрению в пиратстве, однако, уплатив залог, флибустьеры смогли выйти на свободу и скрыться. Где скитался Дюгла в течение следующих нескольких лет — неизвестно. В конце 1667 года он снова появился на Ямайке и присоединился к флотилии, снаряженной Морганом.
О капитане Рудольфе Курте известно крайне мало. Он был уроженцем Флиссингена (Зеландия) и, прежде чем примкнуть к Моргану, базировался на Тортуге, где приобрел каперское свидетельство у губернатора Бертрана д’Ожерона.
Капитан Роберт Деландер до осени 1664 года был мирным купцом. В октябре указанного года его судно было потрепано штормом у берегов Кубы, и, нуждаясь в ремонте, Деландер обратился за помощью к губернатору Гаваны. Однако губернатор велел арестовать судно и его команду. Пленников отправили в Севилью, где они провели в заключении девять месяцев. Выйдя на свободу, Деландер сначала отправился в Англию, затем перебрался на Ямайку и, горя желанием отомстить испанцам, присоединился к флотилии Моргана.
Что касается капитана Эдварда Демпстера, то он в 1667 году командовал приватирским фрегатом «Релиф». О его антииспанских деяниях известно из «Петиции Чарлза Модифорда и других собственников корабля „Крессент“ королю». В ней отмечалось, что в силу переданного губернатору Ямайки разрешения «жаловать или нет специальные военные поручения против испанцев» он «выдал каперскую грамоту против подданных Испании капитану Демпстеру; который, еще до мира с Испанией (заключенного в Мадриде в мае 1667 года. — В. Г.), захватил корабль „Крессент“, тогда называвшийся „Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон-и-Сан-Хосе“, и привел его на Ямайку, где он был осужден адмиралтейским судом как законный приз и продан Хендеру Моулзвёрту и другим, которые отправили его нагруженным в Англию на попечение петиционера; из владения коего испанский посол пытался забрать его обратно. Молит, чтобы Его Величество признал, что названный губернатор имел право так поступить, и позволил петиционеру продолжить владение названным кораблем».
Все попытки испанской стороны вернуть судно и груз не увенчались успехом. В августе 1668 года Джо Майлз и Ричард Ллойд, замещавшие судью Адмиралтейства, подали рапорт членам Тайного совета, в котором пояснили, «почему они отказались постановить отдать корабль „Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон“ Антонио Мальденасу Висино и команде, испанцам». Основной их аргумент сводился к тому, что «поскольку этот корабль, теперь называемый „Крессент“, был осужден судьей адмиралтейства на Ямайке в августе 1667 года и затем продан на публичных торгах Моулзвёрту, Холмсу и компании, английским купцам и был ими нагружен для следования в порт Лондон под командованием Сэмюэла Уокера… то нет никаких оснований доказывать, почему его следовало бы изъять из владения».
Согласно испанским и нидерландским источникам, в экспедиции Моргана участвовали также голландский капитан Геррит Герритсзоон по прозвищу Роки и его компаньон Йохан Йеллес де Лекат (в английских документах — Яллас или Йеллоуз, в испанских — Хуан Иелес де ла Кот). Они присоединились к ямайской флотилии где-то в районе Москитового берега Никарагуа.
О Геррите Герритсзооне мы упоминали, когда рассказывали об экспедиции сэра Эдварда Моргана на Малые Антильские острова. В «Пиратах Америки» Эксквемелина он фигурирует под кличкой Рок Бразилец. Хотя Роки родился в Гронингене (Нидерланды), большую часть детства он провел в Бразилии. В книге Эксквемелина уточняется, что его родители были купцами, переселившимися в Бразилию после того, как голландцы отвоевали ее прибрежную часть у португальцев в 1644 году. Когда португальцы выбили голландцев из Бразилии, Роки нашел убежище во французских колониях на Наветренных островах. Это случилось около 1654 года. Точно неизвестно, когда Роки впервые появился на Ямайке, — вероятно, в конце 1650-х годов. Из свидетельского показания, которое он сделал на Ямайке в середине 1660-х годов, можно заключить, что в течение нескольких лет он плавал на борту фрегата «Гриффин» под командованием Сварта и, следовательно, должен был участвовать в походах на Сантьяго-де-Кубу и Кампече. Уйдя от Сварта на небольшом трофейном суденышке, Роки какое-то время безуспешно выслеживал добычу, пока не взял на абордаж 16-пушечный корабль «Севильяна» из Новой Испании. Свой приз, переименованный в «Сивилиэн», он привел в Порт-Ройял в 1664 году. «Эта удача, — рассказывает Эксквемелин, — создала Року среди пиратов большую славу, а сам он сильно возгордился. Перед ним стала трепетать вся Ямайка. Он был груб, неотесан и вел себя словно бешеная фурия. Когда он напивался, то как безумный носился по городу и немало перекалечил людей, которым довелось попасть ему под руку. Никто не осмеливался ему ни в чем перечить, только за глаза говорили, что он дурной человек. А у испанцев Рок стал известен как самый злой насильник и тиран. Однажды он посадил несколько человек на деревянный кол, а остальных связал и бросил между двумя кострами. Так он сжег их живьем, как свиней. А вина этих людей заключалась лишь в том, что они пытались помешать его черному делу и спасти свой свинарник, который он намеревался разграбить».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Генри Морган"
Книги похожие на "Генри Морган" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Губарев - Генри Морган"
Отзывы читателей о книге "Генри Морган", комментарии и мнения людей о произведении.