Михаил Жижка - Радищев

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Радищев"
Описание и краткое содержание "Радищев" читать бесплатно онлайн.
В настоящем издании представлен биографический роман жизни и творчестве великого русского писателя философа и поэта Александра Николаевича Радищева (1749-1802).
Разбирая вопрос об «удовлетворении за нанесение оскорбления», Радищев говорит, что «удовлетворение за оскорбление телесное закон должен оставить на волю обиженного… Из такого распоряжения в законе выйдет величайшее в некоторых отношениях добро, ибо через оное изведется из унижения и презрения большая часть народа, на которую высшие и богатые состояния взирают всегда с презрением. Всякий обиженный будет судить сам о сделанном ему оскорблении, и от него зависеть может воздать обижающему тем же, чем он его обидел. Намеряющийся учинить обиду простолюдину (мужу от народа) воздержится и не захочет разрушать закона».
Комментарии излишни. Стоит лишь себе представить, что бы значил такой закон на практике для «богатых».
НЕ САМОУБИЙСТВО, А УБИЙСТВО
Своими предсмертными работами в Александровской комиссии Радищев доказал, что значили для него убеждения. Переживши ужасы приговоренного к смертной казни, моральные пытки одиночества в неравной борьбе, долголетнюю ссылку в снежной Сибири, преследуемый нуждой, всеми покинутый, он вместе с тем не отступил от своих убеждений и до последнего дня защищал «страждущее человечество», твердо веря в конечное торжество разума. «Истина, — говорит он, — есть высшее для меня божество и если бы всесильный восхотел изменить ее образ, являясь не с ней — лицо мое будет от него отвращено».
Самоубийство Радищева было заранее предопределено и обусловлено совокупностью социально-политических обстоятельств, среди которых ему приходилось выступать. Угрозы же графа Завадовского явились лишь последней каплей, переполнившей чашу скорби.
За десять с лишком лет до трагического конца Радищев обосновал необходимость самоубийства. «Если, — говорит он устами крестецкого дворянина, — ненавистное щастие изтощит над тобой все стрелы свои, если добродетели твоей убежища на земле не останется, если доведену до крайности не будет тебе покрова от угнетения; тогда вспомни, что» ты человек, вспомяни величие твое… — умри!».
После ссылки и работы в комиссии для него было очевидно, что в самодержавно-крепостнической России для «общественной добродетели» не оставалось места; зато было место в Петропавловской крепости и сибирском остроге.
Вот почему глотком яда он прервал «несносное и ненужное существование».
Граф Завадовский, познакомившись с проектом Радищева, пригрозил ему ссылкой в Сибирь. «После этого, — пишет сын его Павел, — он сделался беспокоен, задумчив, недоволен. Напрасно старались его успокоить; он повторял, что на него имеют зло. Наконец, в сильной меланхолии он однажды сказал всем своим детям: «Ну что вы скажете, детушки, если меня опять сошлют в Сибирь?» Это волнение усиливалось в нем со дня на день. Он призвал доктора, но без пользы.
11 сентября в часу 10-м утра… Радищев, чувствуя себя нездоровым… беспрестанно беспокоясь и имея разные подозрения, вдруг берет стакан с крепкой (острой или царской) водкой и выпивает его разом. Потом, схватив бритву, хочет зарезаться… Часу в первом ночи Радищев скончался».
Так трагически оборвалась жизнь стойкого политического бойца, защитника угнетённых, искреннего поборника общенародного благоденствия и справедливости на земле.
Похоронив его «без церковного пенья, без ладана» как богоотступника и самоубийцу, имя его было проклято с церковного амвона, а над «Путешествием» и одой «Вольность» на целое столетие повисло цензурное гонение.
С точки зрения исторического процесса классовой борьбы самоубийство Радищева символически знаменовало собою победу крепостников над развивающейся промышленной буржуазией России конца XVIII и начала XIX века.
Объективно Радищев своей деятельностью подготовлял торжество буржуазных порядков несмотря на всю свою талантливость, он не смог выйти за пределы, которые ставила ему тогдашняя эпоха, но вместе с тем о нем больше, чем о ком-нибудь другом, можно сказать словами Энгельса: «Люди, — говорит он, — подготовившие торжество буржуазии, сами не были буржуазно ограниченными людьми»…
Наоборот, овеянные возвышенными идеалами, почти все они «живут всеми интересами своего времени, принимают участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются, кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим, отсюда та полнота и сила характера, которая делает из них цельных людей» (т. XIV, стр. 476).
К оценке деятельности Радищева необходимо подходить с историческим учетом эпохи, в которой ему приходилось выступать. «У нас, — писал Ленин в своей статье «О революционном наследстве», — зачастую крайне неправильно, узко анти-исторично понимают слово буржуа, связывая с ним (без различия исторических эпох) своекорыстную защиту интересов меньшинства. Нельзя забывать, что в ту пору, когда писали просветители XVIII века, (которых общепризнанное мнение относит к вожакам буржуазии), когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия тогда в идеологах буржуазии не проявлялось, напротив и на западе, и в России они совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренне ждали его, искренно не видели, отчасти не могли еще видеть противоречий в том строе, который вырастал из крепостного» (Собр. сочинений т. II, стр. 332).
Искреннее желание освободить от «унижения и презрения» большую часть населения от «высших и богатых» самолюбцев», помещиков и высокопоставленных тиранов; бескорыстное стремление восстановить крестьян в политических и имущественных правах, освобождение человеческой личности от политический религиозных и бытовых предрассудков; борьба за свободное, всестороннее и ничем не стесняемое развитие человеческой сущности — вот что характерно для субъективных стремлений Радищева.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Август Октавиан. Первый римский император, положивший начало имперских учреждений, охранявших интересы торгово-земледельческой знати. В интересах торгового капитала вел многие войны в Африке, Азии и Европе. Радищев упрекает римского поэта Горация за то, что тот в стихах льстил Августу. (См. Плутарх — Биография Августа).
Аврелий Марк. 121–180). Римский император. Представитель римского «просвещенного абсолютизма». Радищев симпатизировал Марку Аврелию, как просвещенному монарху — с одной стороны, и как представителю философии стоицизма, проповедующему внутренний покой и равнодушие к ударам судьбы — с другой.
Аристид по прозвищу «Справедливый». Афинский политический деятель (род. около 540, ум. в 467 до хр. э.). Вошел в историю, как символ честности, справедливости и неподкупности.
Богданович, Петр Иванович. Писатель и издатель конца XVIII в. В 1796 году он был выслан из Петербурга: «яко беспокойный и упорного нрава человек, не повинующийся начальству».
Безбородко, граф. Александр Андреевич Безбородко, ведавший прошениями, поступавшими на имя Екатерины II, принимал деятельное участие в деле осуждения Радищева, хотя в частных письмах старался свалить вину за выпуск книги Радищева на «свободу типографии и халатность полиции».
Болотов, Андрей Тимофеевич (1738–1833). Агроном, писатель и издатель. Кроме статей и переводов по сельскому хозяйству, оставил после себя записки: «Жизнь и приключения Андрея Болотова», которые представляют собой ценнейший памятник социально-экономической и бытовой истории крепостной России. В противоположность Радищеву, по своему мировоззрению, Болотов был убежденнейший крепостник.
Брут, Люций-Юний, по римскому историческому преданию вождь республиканского восстания против царя Тарквиния Гордого.
Брут, Марк-Юний. Глава республиканского аристократического заговора против Юлия Цезаря и соучастник его убийства.
Вергилий. Римский поэт. Написал поэму «Энеида» и сельские поэмы «Буколики» и «Георгики».
Вольтер, Марк-Франсуа, поэт, философ, историк и публицист; один из крупнейших представителей французских «просветителей» XVIII в. За сатирические стихи на высокопоставленных лиц сидел в политической тюрьме — Бастилии. Затем эмигрировал в Англию; после этого находился при дворе прусского короля Фридриха II. После разрыва с королем поселился в Швейцарии на границе Франции. Был владельцем больших имений и часовой фабрики. Выразитель идеологии крупной и средней промышленной буржуазии. Вел деятельную переписку с Екатериной II, без меры льстил и восхвалял ее <добродетели», за что получал от нее большие подарки. В своем творчестве Радищев с большой симпатией относится к Вольтеру, как энергичному борцу с политическими и религиозными суевериями.
Гагарин, С. В. Действительный тайный советник. Увлекался сочинениями Гельвеция; вместе с Радищевым работал в комиссии сочинения законов при Александре I. Доказывал, что основные законы не нужны при наличии самодержавной власти царя, который по своей прихоти может отменить любые законы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Радищев"
Книги похожие на "Радищев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Жижка - Радищев"
Отзывы читателей о книге "Радищев", комментарии и мнения людей о произведении.