Георгий Рузавин - Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов."
Описание и краткое содержание "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов." читать бесплатно онлайн.
Это первая в отечественной литературе попытка рассмотреть законы и принципы логики в тесной связи с аргументацией, используемой в практических и научных рассуждениях.
Основное внимание обращается на диалог как на ту реальную среду, в рамках которой происходят споры, дискуссии, диспуты и полемики. Изложение логических вопросов подчинено целям выработки навыков критического мышления в процессе аргументации.
Для студентов гуманитарных вузов, а также широкого круга лиц, желающих овладеть навыками аргументации как искусства рационального убеждения.
Процесс понимания тесно связан с аргументацией, под которой подразумевают рационально-логический способ убеждения. Как будет подробно сказано во второй части книги, аргументация предполагает диалог, в ходе которого происходит обмен мыслями между его участниками. Чтобы убедить другого человека, необходимо прежде всего точно уяснить смысл тех понятий и утверждений, которые используются для этого и которые называются доводами или аргументами. Слушатель или оппонент только тогда их поймет и согласится с ними, когда они будут точно определены и обоснованы. Чтобы ваш собеседник или оппонент согласился в ходе диалога с вашими мнениями и аргументами, необходимо:
1) точно определить или по крайней мере разъяснить смысл ваших слов и понятий;
2) так построить свою речь, чтобы из нее стало понятным, почему выдвигаемое вами мнение вытекает логически из приводимых для его обоснования или подтверждения посылок.
Такие посылки и заключения, их логическую структуру и правила вывода одних суждений из других мы будем изучать в последующих главах курса.
Проверьте себя[1]1. Определите содержание следующих понятий: существительное, квадрат, товар, четное число, логика, психология.
2. Укажите какое из понятий в следующих определениях богаче по содержанию, т.е. содержит большее число существенных признаков:
существительное - часть речи; четное число - число; материальное благо - товар; логика - наука; млекопитающее - животное; растение - живой организм; правонарушение - преступление; понятие - норма мышления; рациональное число - действительное число; рациональное число - дробь; ромб - параллелограмм; равнобедренный треугольник - равносторонний треугольник.
3. Какие из понятий имеют больший объем в следующих парах:
рыночная экономика - экономика; предложение - текст; преступление - взятка; повествовательное предложение - предложение; имя - название.
4. Найдите ближайшие родовые понятия к следующим видовым:
адвокат, равносторонний треугольник, мышление, глагол, труд, профессия, береза, город, стул, учебник логики, континент, день, ромб, прямоугольник, монархия, демократия, солдат, шар, многоугольник, подсистема, траектория.
5. Укажите видовые понятия к следующим родовым:
география, треугольник, транспортное средство, предложение, доход, богатство, кислота, населенный пункт, студент, металл, галоген, радиоактивность.
6. Какая связь существует между содержанием и объемом понятия? Меняется ли эта связь со временем?
7. Определите, эквивалентны ли понятия:
квадрат, равноугольный ромб, равносторонний прямоугольник.
8. Что означает смысл слова логически?
9. Как можно охарактеризовать синонимы логически? Найдите синонимы к словам "храбрость", "самолет" и "равнодушие" и укажите, чем они разнятся по смыслу.
10. Определите, правильно ли сделано обобщение понятий:
1) медь - металл - химический элемент - вещество;
2) квадрат - четырехугольник - многоугольник - плоская фигура;
3) прибыль - доход - капитал;
4) доброта - гуманизм - справедливость;
5) книга по логике - книгопечатное издание.
11. Определите, правильно ли сделано ограничение понятий:
1) населенный пункт - крупный населенный пункт - город;
2) химический элемент - радиоактивный элемент - искусственный радиоактивный элемент, плутоний;
3) судебное дело - уголовное дело - дело о взятке;
4) промышленность - легкая промышленность - производство ткацких станков;
5) треугольник - равносторонний треугольник - равнобедренный треугольник.
12. Какие из перечисленных ниже понятий являются общими, единичными и нулевыми:
1) озеро;
2) самое большое озеро в мире;
3) ромб;
4) вечный двигатель;
5) столица России.
13. Укажите понятия, равнообъемные перечисленным ниже:
1) равноугольный треугольник;
2) автор романа в стихах "Евгений Онегин";
3) первая буква русского алфавита;
4) самое глубокое озеро в мире;
5) суверенитет.
14. Правильны ли следующие определения:
1) понятие - форма мышления;
2) экономист - специалист в области экономики;
3) правильное мышление - мышление согласно правилам логики;
4) квадрат - равносторонний прямоугольник;
5) психический - относящийся к психике (Толковый словарь В. Даля)
15. Определите, правильно ли произведено деление понятий:
1) треугольники делятся на равнобедренные и разносторонние;
2) понятия делятся на абстрактные и конкретные;
3) вещества делятся на проводники и непроводники;
4) числа делятся на четные, нечетные и дроби;
5) науки делятся на естественные, технические и гуманитарные.
16. Чем отличается дихотомическое деление от недихотомического?
17. Являются ли истинность и правильность дихотомическими понятиями?
18. Как можно применить понятия смысла и денотата к синонимам и омонимам? Приведите конкретные примеры.
19. Какая связь существует между словом и понятием?
20. Верно ли утверждение, что итоги науки выражаются в понятиях? Обоснуйте свой ответ.
21. Как графически и символически изображается операция объединения объемов понятий?
22. Как можно изобразить пересечение (произведение) объемов понятий? Когда объемы понятий совпадают?
23. Образуйте сумму (объединение) следующих понятий и изобразите это графически:
1) электроны, протоны, нейтроны;
2) определение, дополнение, обстоятельство;
3) понятие, суждение, умозаключение.
24. Образуйте произведение (пересечение) следующих понятий:
1) нравственность, общество;
2) деятельность, ум, воображение.
3 ГЛАВА. Логика высказываний
Под высказыванием (суждением) понимают форму мысли, которая выражает соответствие или несоответствие ее действительности. Так, еще великий античный философ Платон утверждал, что "тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе - лжет".
В традиционной логике, которая ограничивалась изучением связи между вещами и их свойствами, общепринятым считался термин "суждение", в современной же логике предпочитают говорить скорее о высказываниях. Однако эти термины рассматриваются как синонимы, и поэтому в дальнейшем мы будем употреблять их как равнозначные.
Высказывания входят в качестве составной части в любое умозаключение либо как посылка, либо как результат рассуждения. Между посылками и заключением любого рассуждения существует определенная логическая связь. В дедуктивных умозаключениях, которые мы будем рассматривать в этой и последующих главах, эта связь имеет характер логического следования или вывода, в правдоподобных - характер вероятностного отношения, когда посылка лишь с той или иной степенью правдоподобия подтверждает заключение.
Современная дедуктивная логика начинает изучение высказываний, отвлекаясь от их внутренней структуры, и рассматривает их либо как истинные, либо как ложные. Как мы убедимся далее, именно такой подход служит основой для построения исчисления высказываний и позволяет обращаться с рассуждениями, как с вычислениями. В дальнейшем этот подход, ограниченный и слишком абстрактный, может быть преодолен путем снятия подобных ограничений. Именно в этих целях строится логика предикатов, в которой рассматривается логическая связь между предметами и характеризующими их предикатами. Однако в отличие от традиционной логики под предикатами сейчас подразумеваются не только свойства, но и различные отношения между предметами.
Хотя в высказываниях в качестве терминов включаются и понятия, но они в познании играют совсем иную роль. Как мы убедились ранее, понятия отделяют одни классы предметов от других по их отличительным признакам. В языке они выражаются одним именем, представляющим собой либо отдельное слово, либо сочетание слов. Высказывания же формулируются с помощью предложений.
3.1. Высказывание и предложение
Любая мысль становится доступной для понимания других людей только тогда, когда она выражается в языке, в устной или письменной речи. Формой выражения высказываний являются предложения, но не всякое предложение выражает высказывание. Если я спрашиваю: "Какая сегодня погода?", то этим не утверждаю и не отрицаю какой-либо мысли о действительности. Точно так же, когда прошу закрыть дверь, я тоже не высказываю какого-либо суждения. Отсюда становится ясным, что формой выражения суждений в языке являются повествовательные предложения.
Суждение (высказывание) можно определить как форму мысли, в которой нечто о действительности утверждается или отрицается. Более развернуто: в суждении утверждается или отрицается наличие связей между предметами и их свойствами, а также отношений между самими предметами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов."
Книги похожие на "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Рузавин - Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов."
Отзывы читателей о книге "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов.", комментарии и мнения людей о произведении.