» » » » Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли


Авторские права

Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли
Рейтинг:
Название:
Африка: четыре столетия работорговли
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-02-017493-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Африка: четыре столетия работорговли"

Описание и краткое содержание "Африка: четыре столетия работорговли" читать бесплатно онлайн.



В книге исследуется история трансатлантической европейско-американской работорговли — насильственного вывоза невольников-африканцев на плантации и рудники Америки и Вест-Индии, начавшегося в 1442 г. и продолжавшегося почти до конца XIX в. Рассказывается о развитии работорговли и способах захвата африканцев в рабство, о продаже их европейцам, выявляются причины запрещения работорговли в начале XIX в.






Вот строчки из стихотворения «Свидетели», — действительно, о какой стране речь? О Соединенных Штатах, Бразилии, России?..

«Есть рынки на нашей просторной
Земле, где людей продают:
Ярмо им вздевают на шею
И ноги им в цепи куют».

В сентябре 1861 г. Михайлова, который сотрудничал с Н. Чернышевским, арестовали — он участвовал в распространении и, возможно, в сочинении революционной прокламации «К молодому поколению», где резко критиковалось самодержавие. Над Михайловым был совершен обряд гражданской казни, после чего он был отправлен на каторгу, где умер в 1865 г. После его ареста переведенные им стихотворения Г. Лонгфелло распространялись в списках.

Одновременно с «Современником» некоторые из лонгфелловских «Песен о рабстве» напечатало «Русское слово». Там же появился перевод замечательного стихотворения Г. Гейне «Невольничий корабль». Перевод принадлежал перу В. Водовозова, известного русского педагога. Много лет он был преподавателем словесности, затем в 1866 г. его отстранили от преподавательской деятельности как «политически неблагонадежного». Вероятно, не случайно «Невольничий корабль» был напечатан в мартовском номере журнала за 1861 г. — в месяц опубликования указа об отмене крепостного права в России.

В 1847–1848 гг. в Египет по просьбе правительства страны для разведки золотых месторождений был командирован из России известный путешественник и писатель Егор Петрович Ковалевский.

По материалам этой экспедиции Ковалевский опубликовал большое исследование, вошедшее в золотой фонд русской африканистики [49]. Венгерский ученый Эндре Шик писал: «…чрезвычайно знаменательно появление в Петербурге в январе 1849 г. книги русского автора, содержащей также высказывания по поводу учения о “высших” и “низших” расах, которые не только опередили антирасистскую литературу того времени (не знавшего еще капитальных трудов Дарвина и Моргана, Маркса и Энгельса), но и на сегодняшний день не утеряли своей свежести и актуальности. Я имею в виду книгу Егора Петровича Ковалевского “Путешествие во Внутреннюю Африку”» [250, с. 127].

Ковалевский резко выступает против расизма по отношению к африканцам, с возмущением отвергает взгляд на африканцев как на «низшую» расу.

«Весьма я далек от того, — писал Ковалевский, — чтобы быть слепым защитником негров, но я защищаю человека, у которого хотят отнять его человеческое достоинство и выставляют, вместе с тем, все его пороки как неизбежную принадлежность народа покинутого, презренного; он менее виноват в своих пороках, чем другие, вполне сознающие их… Их дурные качества происходят решительно от внутреннего неведения» [49, с. 92–93]. И далее:

«Но отчего же этот жестокий жребий пал именно на негров? Не заключается ль причина этого глубокого унижения народа в нем самом, в том, что сами негры считают себя созданиями низшей породы, как будто отмеченными свыше цветом кожи, и покоряются своему рабству без ропота, как предназначенные к нему? Продолжительным сравнением племен свободных с племенами, покоренными чужеземной власти, мы убедились, что это не причина, а следствие постоянного их угнетения людьми другого цвета кожи» [49, с. 87].

Убежденным противником расизма был Н.Г. Чернышевский. Он считал, что возникновение расовых теорий объясняется стремлением колонизаторов оправдать и обосновать право на эксплуатацию африканцев, китайцев и т. д. Как бы продолжая мысли Ковалевского, Чернышевский писал: «Рабовладельцы были люди белой расы, невольники-негры; потому защита рабства в ученых трактатах приняла форму теорий о коренном различии между разными расами людей» [249, т. 3, с. 559]. «Мы убеждены, — писал он далее, — что негр отличается от англичанина своими качествами исключительно вследствие исторической судьбы своей; а не вследствие органических способностей» [249, т. 2, с. 183].

Н.Г. Чернышевский изучал вопрос о рабстве в США и предсказывал неизбежность открытой борьбы между Севером и Югом США. Он понял истинное значение восстания Д. Брауна и опубликовал в № 12 «Современника» за 1859 г. (т. е. почти одновременно с казнью Джона Брауна) брауновскую «Временную конституцию и постановления для народа Соединенных Штатов» (т. е. устав Военного общества для освобождения невольников). «Временная конституция» сопровождалась комментариями, где Н.Г. Чернышевский писал о восстании Джона Брауна: «По своему размеру случай этот вовсе неважен, но он многозначителен как первый в своем роде… Без всякого сомнения, борьба станет постепенно принимать новый характер, аболиционисты через несколько времени отмстят за первых мучеников Брауна, предводителя горстки людей, геройски сражавшихся в Гарперс-Ферри, и его неустрашимых товарищей» [182, 1859, № 12, с. 155, 158, 160].

Под непосредственным влиянием Н.Г. Чернышевского было написано несколько работ по истории рабства в США и истории аболиционистского движения. К ним относятся, например, статьи В.И. Обручева «Невольничество в Северной Америке» [182, 1861, № 3] и книга Г. Симоненко «Аболиционизм и аболиционисты».

В среде русской прогрессивной общественности всегда пользовалось большим уважением имя Авраама Линкольна. Поэтому с интересом и симпатией была принята читателем переведенная с немецкого языка книга М. Ланге «Авраам Линкольн и великая борьба между северными и южными американскими штатами в продолжение 1861–1865 гг.».

Примеров выступления русской прогрессивной общественности в защиту невольников в США против работорговли можно было бы привести очень много. Как и раньше, в XVIII и начале XIX в., передовая печать России выступала в защиту африканцев и рабов в США.


Глава VIII.

СИСТЕМА ТОРГОВЛИ НЕВОЛЬНИКАМИ XIX в.

…Перед ними торговцы рабами

Свой товар горделиво проводят,

Стонут люди в колодках тяжелых

И белки их сверкают на солнце.

Николай Гумилев

Когда пытаешься рассказать о работорговле в Восточной Африке, то необходимо излагать далеко не всю правду, чтобы не подумали, что ты преувеличиваешь…

Давид Ливингстон

Работорговля XIX в. — контрабандный вывоз африканцев из Африки — по организации купли-продажи невольников во многом отличалась от работорговли предыдущих столетий. Прежде всего, вывоз невольников из Африки перестал быть легальным. Как следствие этого перестала действовать довольно четкая организация работорговли у предпринимателей и купцов Европы, которая существовала (см. гл. III), когда работорговля была одной из форм принятой и разрешенной торговли. Кроме того, в XIX в. различия между системой торговли на западном и восточном берегах Африки также были весьма велики.

В XIX в. работорговля на западном побережье превратилась почти исключительно в посредническую. Редко и в очень небольшом количестве невольников захватывали в прибрежных районах. Как правило, африканцев захватывали в рабство в глубине континента и оттуда после многократной перепродажи доставляли на побережье.

Африканцы-работорговцы не продавали невольников непосредственно европейцам или американцам. Исключением отчасти являлись торговцы Бонни и Калабара. Вся посредническая торговля на побережье сосредоточилась в руках небольшого числа крупных торговцев, в основном бразильцев, португальцев или мулатов.

Испанцев-работорговцев не было. В XIX в. испанцы специализировались на обслуживании невольничьих кораблей.

На всем западном побережье существовало всего несколько центров по продаже невольников — работорговля стала централизованной. Нелегальность, угроза захвата невольничьих кораблей военными судами не разрешали долгого пребывания невольничьих кораблей у берега и покупку рабов по одному-два человека, как это было принято раньше. «Торговля через замок» и «торговля с корабля» более не применялись. Рабов закупали большими партиями, время стоянки корабля у берега было сокращено до предела.

Европейцы и американцы — команды невольничьих кораблей — в захвате рабов не участвовали. Они приобретали тех невольников, которые были заранее куплены торговцем-посредником и находились в его фактории. Как и раньше, основным источником получения рабов были междоусобные войны и военные работорговые набеги на соседние племена.

«Я скажу не колеблясь, — заявлял Т. Кэнот, торговавший рабами на западном побережье в первой половине XIX в., — что три четверти всего количества пабов, вывозимых из Африки за океан, — военнопленные, жертвы войн, которые разжигает жадность нашей собственной расы» [71, с. 127; 27, т. 13, с. 35–36]. Продажу в рабство европейцам африканцы считали хуже смерти.

До сих пор о работорговле XIX в. в Западной Африке мы знаем лишь по рассказам работорговцев и редких путешественников, побывавших на побережье. Однако у нас почти нет свидетельств очевидцев работорговли во внутренних районах Западной Африки (не считая Анголы и Конго), кроме, пожалуй, автобиографических рассказов Вазы и Кроутера, захваченных в рабство еще в детском возрасте. Воспоминания эти были написаны спустя много лет, когда они уже стали взрослыми людьми. Их современникам казалось, что в этих произведениях ужасы и размеры работорговли преувеличены, тем более что работы создавались в разгар борьбы за запрещение работорговли и преувеличения могли быть сделаны в интересах аболиционистов. Но прошло немного времени и появились рассказы очевидцев работорговли в Восточной Африке, которые полностью подтвердили достоверность сведений Кроутера и Вазы, какими бы ужасными они ни были.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Африка: четыре столетия работорговли"

Книги похожие на "Африка: четыре столетия работорговли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Абрамова

Светлана Абрамова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли"

Отзывы читателей о книге "Африка: четыре столетия работорговли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.