Никодим Святогорец - Толкование канона на Воздвижение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толкование канона на Воздвижение"
Описание и краткое содержание "Толкование канона на Воздвижение" читать бесплатно онлайн.
Именами «Господь» и «Бог» возвещается Отец; ибо сказано: благословите вся дела Господня Господа и еще: и тии трие Седрах, Мисах и Авденаго падоша посреде пещи и хождаху посреде пламене поюще Бога и благословяще Господа (Дан. 3, 23. 24). Сын же называется здесь именем Ангела: Ангел же Господень, говорится, сниде купно с сущими со Азариею в пещь, и оттрясе пламень огненный от пещи (Дан. 3, 49. 50); ибо этот Ангел не был один из простых ангелов, но единородный Сын и Слово Бога и Отца, Ангел великого совета, Который этим Своим снисхождением предуказал на будущее Свое схождение к нам плотию. Поэтому и царь Навуходоносор назвал Его Сыном Божиим говоря: не трех ли мужей ввергохом среде огня связанных? Се аз вижду мужи четыре разрешены ходящи среде огня и истления несть в них и зрак четвертаго подобен Сыну Божию (Дан. 3, 91–92). Таким же образом и Ангел, явившийся в купине Моисею, был Сам Сын Божий в виде ангела снисшедший, как толкует Василий Великий в словах против Евфимия. Подобно тому и Ангел, избавляющий Иакова от всех зол (Быт. 48, 15), как Сам говорил, был Бог Слово, Ангел великого совета, по мнению Афанасия Великого. А Дух Святый означается в песни этими словами: и сотвори среднее пещи як дух росы шумящ, (Дан. 3, 50). Поэтому и священный Косма, видя в этой песни упоминаемыми три Лица единоначальнейшей Троицы, не хотел, чтобы воспевалось в ней только одно Лицо, но каждому Лицу уделил соответственно и одно из выше упомянутых слов, чтобы и три Лица, как единосущные и избавившие отроков из печи, прославлялись. Вот по какому поводу и Церковь в конце настоящей осмой песни прибавила слова: благословим Отца, Сына и Св. Духа Господа (и эти слова не принадлежат трем отрокам) видя, что в этой песни говорится о трех Лицах единого Божества.
Какую же полезную для души твоей мысль можешь ты, возлюбленный, извлечь из этого ирмоса? — Ту, чтобы всегда благодарить и славословить Бога за благодеяния и дарования, которые Он дал тебе в разные времена и разными способами. Как три отрока не преставали благодарить и славословить Бога за то, что Он избавил их из пещи огненной, и не только сами славословили, но и всю тварь побуждали к славословию вместе с ними, — так и ты, брат, за все должен благодарить Бога, по наставлению апостола: о всем благодарите (1 Сол. 5, 18); особенно же должен благодарить Его, когда Он избавит тебя от какой-нибудь опасности искушения, если когда дарует тебе какое-либо благодеяние: исповесться Тебе, говорит Давид Богу, (т. е. будет прославлять и благодарить Тебя человек), егда благосотвориши ему (Пс. 48, 19). Так всегда благодарил Бога Апостол Павел; а потому говорил: благодарю Бога моего всегда (1 Кор. 1, 4); так божественный Златоуст имел привычку говорить всегда такие достопамятные и благодарственные слова: «Слава Богу за все; не перестану никогда говорить эти слова во всех обстоятельствах, случающихся со мною» (Послание 11-е к Олимпиаде). Он же говорит еще: «наилучшее хранение благодеяния есть воспоминание о благодеянии и непрерывное благодарение»; так и великий Григорий Фессалоникийский, подражая божественному Златоусту, повторял вышесказанные слова его. Если и ты, возлюбленный, таким же образом благодаришь Бога, твоего благодетеля, то этим не только не будешь оказывать неблагодарность к Нему, которая, по мнению блаженного Августина, не угодна Богу; но кроме того твоею благодарностью побудишь и Бога даровать тебе дарования более прежних великие, как говорит св. Исаак: «благодарение получающего благодеяние поощряет дающего, чтобы он подал еще большие прежних дарования» (Слово 30, стр. 186).
ТРОПАРЬ 1
Воздвизаему древу, окроплену кровию воплощшагося Слова Бога, пойте небесныя силы: земных воззвание празднующе: людие, поклонитеся Христову Кресту, имже миру востание во веки.
ТОЛКОВАНИЕ.
Побудив в предыдущем ирмосе трех отроков к воспеванию Святой Троицы, священный Косма в настоящем тропаре побуждает и ангелов и человеков воспевать Господа, ибо в осмой песни и ангелы и люди побуждаются к воспеванию Господа словами: благословите ангели Господни Господа, пойте и превозносите Его во веки (Дан. 3, 58. 32). Песнопевец так говорит буквально: «сегодня, когда воздвизается древо креста, окропленное Богоисточною кровию воплошенного Слова Божия, вы, силы небесные, т. е. премирные ангелы, населяющие небеса, пойте и славословьте Бога, так благоволившего, и таким славословием празднуйте, как братолюбивые и человеколюбивые, воззвание и воссоздание людей. Ибо для сего Господь созвал их, чтобы порадоваться обретению потерянной драхмы, т. е. потерянной природы людей. И обретши, сказано, жена драхму, созывает другини и соседы, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую (Лук. 15, 9). Подруги же и соседки суть ангельские силы по утверждению Григория Богослова, говорящего: „искал он царскую драхму и созывает силы, подруг своих, ради обретения драхмы и делает общниками радости тех, которых посвятил в тайну домостроительства“ (Слово на Рождество); и в другом месте: „я убежден, говорит он, что они вместе с нами торжествуют“. И тот же Евангелист Лука далее говорит таким образом: тако, глаголю вам, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (ст. 10).
И не только вы, ангелы, говорит, пойте, но и вы, христоименитые люди, поклонитесь кресту Христову, посредством которого соделано миру или вам людям воскресение и воссоздание во веки, т. е. вечное, ибо имеющие воскреснуть будут воскресшими всегда, в бесконечные веки. Можно выражение „во веки“ связывать и с вышеупомянутым словом „пойте“ и с словом „поклонитесь“, т. е. пойте во веки и поклонитесь во веки — по риторической фигуре превосхождения и парентезиса для того, чтобы выражением „во веки“, показать, что это есть осмая песнь, в конце которой полагается выражение „во веки“. Ибо в самом деле было бы странно, если б ангелы воспевали Бога за воссоздание людей, а люди, получившие это воссоздание, не приносили пения Богу. Это было бы похоже на то, как если бы человек исцелился от смертоносной болезни, и друзья исцеленного радовались и благодарили излечившего его врача, сам же исцеленный не чувствовал исцеления и спасения, которое он получил, не радовался и не воздавал врачу благодарности.
Ясна для тебя, возлюбленный, нравственная мысль, которую ты можешь извлечь из этого тропаря: и ты должен непрестанно воспевать и славословить Владыку Христа. Ибо Он посредством пресвятой крови Своей, которую пролил на воздвигаемое сегодня древо креста из пресвятых рук и ног, и из пречистого ребра Своего до последней капли, Он, говорю, пресвятою Своею кровию воссоздал и тебя. И как небольшое количество, так называемого, сока из смоковницы, влагаемое в большое количество молока овец, сгущает его, делает твердым и превращает в сыр, так что многие употребляют его: так и капли животворящей крови Господа, на кресте пролитые, воссоздали весь мир, утвердили его в Богопознании и добродетели, как говорит Григорий Богослов: „нет ничего подобного чуду моего спасения; немногие капли крови, целый мир воссоздающие, служили, как сок для молока, к союзу и соединению всех людей в одно целое“ (Слово на Пасху). Поэтому всякий раз, как только видишь ты сладчайшего Иисуса Христа, окровавленного на кресте и пронзенного в руки, ноги и ребро, говори Ему с горячею любовию те любвеобильные слова, которые когда-то говорила Ему одна благоговейная душа: „не могу не желать быть пронзенным, когда вижу Тебя раненым“ (В „Верном руководстве“).
Поклоняйся и ты благоговейно вместе со всеми народами кресту Господню всечестному, посредством которого совершилось воскресение всего мира, а следовательно, совершилось и твое воскресение, и притом, воскресение преславное, воскресение светлое, воскресение, имеющее сделать тебя Богом по благодати, если ты до конца останешься твердым в благочестии и добродетели. Поэтому, всякий раз, как поклоняешься кресту Христову, повторяй Ему и ты непрестанно те изречения, которые сказал святой мученик Феодор Пергский, празднуемый девятнадцатого апреля, когда увидел поставленный на земле крест, на котором ему предстояло быть распятым: „радуйся крест, похвала христиан; радуйся искупитель грешников, утверждение праведных, лествица небесная, проповедь пророков, светило помраченных, истинный проповедник страданий Христа, верных воскресение, мертвых нетленный источник; приступающие тобою ко Христу вечную жизнь наследуют; прими с радостию, дабы мне прославлять распятого на тебе плотию нетленного Бога во веки. Аминь“ (В его жизнеописании).
ТРОПАРЬ 2
Земнороднии дланми, строителие благодати, крест, на немже стояше Христос Бог, возносите священнолепно, и копие, Божия Слова тело прободшее. Да видят языцы вси спасение Божие, славяще Его во веки.
ТОЛКОВАНИЕ.
И в этом тропаре священный Косма не удаляется от осмой песни трех отроков. Посему, как они говорили: благословите иереи Господни Господа (Дан. 3, 84, 85), так и он здесь призывает священников к торжеству Воздвижения и побуждает их возносить честный крест, выражаясь буквально таким образом: «О, священники и архиереи Бога всевышнего, вы, которые по природе „земнородны“, т. е. созданы из земли, по духу же „строители“ Христовой благодати, ибо так именует вас верховный из апостолов, говоря: кийждо якоже прият дарование, между себе сим служаще, яко добрии строителие различныя благодати Божия (1 Петр. 4, 10), и Павел называет вас строителями тайн (1 Кop. 4, 1); вы, говорю, иереи и архиереи, возносите длани или руки ваши (причем часть берется вместо целого, по синекдохе) священнолепно, чтительно и со всяким благоговением, как подобает иереям и архиереям чтить святое, как они сами святы. Что же возносить священнолепно? Честный крест, на котором стоял Христос Бог, пригвожденный к нему руками и ногами. Или же под словом „стояше“ разумеет песнопевец подножие, которым служило отдельное дерево, прибитое ко кресту и на котором поставлены были ноги Господа для того, чтобы быть крепче пригвожденными, как пишут божественный Ириней и святой Иустин. Таким образом исполнились пророческие изречения о Нем: возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс. 98, 5), и поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толкование канона на Воздвижение"
Книги похожие на "Толкование канона на Воздвижение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никодим Святогорец - Толкование канона на Воздвижение"
Отзывы читателей о книге "Толкование канона на Воздвижение", комментарии и мнения людей о произведении.