Коллектив авторов - История Украины. Научно-популярные очерки

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История Украины. Научно-популярные очерки"
Описание и краткое содержание "История Украины. Научно-популярные очерки" читать бесплатно онлайн.
В книге содержится краткое изложение взглядов современных украинских ученых на национальный исторический процесс. С учетом последних достижений отечественной и мировой исторической науки воспроизводится широкая панорама исторического прошлого украинского народа. В центре внимания авторского коллектива находятся преимущественно вопросы политической истории. Вместе с тем достаточно полно освещены также вопросы социально-экономической истории, культурного и этнонационального развития. Авторами очерков являются ведущие историки Украины — члены украинской части Совместной украинско-российской комиссии историков при НАН Украины и РАН. Книга предназначена для широкого круга российских читателей, прежде всего — для учащейся молодежи.
«Крийника» Феодосия Софоновича. Конец XVII в. Страница с сюжетной заставкой
Утверждалось барокко и в литературе, театре, музыке, архитектуре, изобразительном искусстве. Так, приобретает новые черты полемическая литература (произведения Л. Барановича, И. Гизеля, И. Галятовского, Ф. Софоновича). В ораторско-учительской прозе проповедь отличается изысканностью стиля, высокой образностью, метафорическим языком, логичной стройностью композиции, завершенностью мысли и идеи. И. Галятовский впервые разработал теорию церковного ораторского искусства. Успешно развивалась церковно-историческая литература, в частности, в 1661 г. увидел свет «Киево-Печерский патерик». Расцвета достигает школьная драматургия, превратившаяся в неотъемлемый компонент школьного театра. В лучших образцах школьных мистерий, драм-моралите начинают звучать мотивы повседневной жизни, отголоски социально-политических реалий своего времени. Культивируется жанр исторической драмы, которого не знала европейская школьная драматургия. Господствующее положение в литературе занимала поэзия (стихотворная литература), создававшаяся (как и другие жанры) в традициях барокковой эстетики. Обращает на себя внимание близость поэтической структуры стихотворений, посвященных различным событиям революции, к народным историческим песням и думам. Развивалась также духовная, философско-религиозная, социально-бытовая, сатирически-юмористическая поэзия.
Киева-Печерский патерик. Гравер Илья. Киев, типография Киево-Печерской лавры. 1661 г. Титульный лист
Петр Конашевич-Сагайдачный. Гравюра из книги Касьяна Саковича «Вірш на жалосний погреб…». 1622 г.
Петр Конашевич-Сагайдачный. Гравюра XIX в.
Иван Сирко. Художественная реконструкция по черепу, найденному на могиле И. Сирка в с. Капулевка
Барокковый стиль начинает ярко проявляться в музыкальной культуре. Высокого уровня развития достигают сложенные народом думы и исторические песни. По сути, музыкальный эпос этого времени «стал народной летописью, отражающей главнейшие исторические события эпохи…»[161]. Кобзари и лирники, странствуя, пели песни и думы, которые поражали иностранцев мелодичностью и нежностью звучания. Часто их приглашали к себе и польские сановники. Например, известно, что в капелле польского короля Яна Собеского были украинские музыканты и лирники Семен Страдовницкий, Нечай, Волошин и др. Расширяется сеть музыкальных цехов: в 1662 г. возникает цеховое объединение музыкантов в Полтаве, в 1677 г. — в Киеве. Распространялась народная, в частности, «троистая» музыка. Центром музыкального образования служил Киево-Могилянский коллегиум. Так, в 50-х гг. для его студентов усилиями Л. Барановича при Киево-Братском монастыре была основана музыкально-хоровая школа. Специальное отделение для подготовки певцов и музыкантов существовало в запорожской сечевой школе (открыта в 1659 г.). Продолжало развиваться кантовое пение. В церковной музыке стиль барокко ярко проявляется в многоголосном партесном пении. Для записи партесных произведений певчие использовали специальные тетради. В частности, П. Алеппский в своих записях отмечал, что в церквях они пели «по своим нотным книгам с органом»[162]. Первым теоретическим пособием партесного пения стал изданный в 1677 г. учебник известного композитора и педагога Николая Дилецкого «Грамматика музыкальная». Украинскими композиторами и певцами этот барокковый музыкальный стиль переносится и в церковное пение России.
Сложившийся во второй половине XVII ст. в архитектуре казацкой Украины стиль барокко получает название «украинского», поскольку сформировался на основе национальных традиций зодчества. Он выделялся торжественной воодушевленностью и грациозностью, приверженностью к контрастам, подвижным композициям, внутреннему напряжению, декоративному великолепию. Мастера достигали такого эффекта путем умелого противопоставления больших и малых объемов, света и тени, соединения контрастного материала и цвета, возвышения роли деталей и декора, приобретавших скульптурную выразительность. Особенно ярко этот стиль проявился в строительстве храмов, ставшем массовым в период гетманства Богдана Хмельницкого. П. Алеппский отмечал их большое количество в населенных пунктах, красоту, величественность, наличие высоких куполов и стеклянных окон. Жемчужинами «украинского» барокко стали Николаевский собор в Нежине (1668), Троицкий собор в Чернигове (1679–1695) и др. Своей структурой они напоминали храмы Киевской Руси, что свидетельствовало о преемственности национальных традиций. Широкое распространение получает строительство монастырских оборонных комплексов. В традициях прежнего времени продолжает развиваться светская архитектура.
Нежин. Николаевский собор. 1668 г.
Митрополит Димитрий Ростовский (Туптало). Портрет XVIII в.
Дух барокко отразился и в развитии изобразительного искусства. В настенных росписях храмов (монументальная живопись) и иконописи находит отражение высокая духовность народа. В середине XVII в. в иконе появляются новые, свойственные барокко черты: жизненность, готовность к разговору со зрителем, психологическая насыщенность образа. Одновременно (в отличие от католической) она продолжала сохранять неразрывную связь с созданными первообразами святых. По мнению исследователя иконописи Д. Степовика, барокко оказалось в состоянии соединить в ней аскетизм и жизнерадостность, что было созвучным украинской душе, которая всегда стремилась к преодолению противоречия между земным и небесным.
Не случайно именно с образованием Украинского государства среди населения массово распространяется и превращается в национальную святыню икона Покров Богородицы, в образе которой усматривали покровительницу народа. Во многих ее вариантах Богородица сходила с небес на землю и изображалась в окружении гетманов, старшин, казаков, вследствие чего получила название казацких Покров. Эта композиция раскрывала главную особенность украинской иконы, состоявшую в сближении святых и несвятых с целью спасения грешников. Иконописание имело еще и другие особенности. Так, при изображении лика святых художники ориентировались на народные прототипы (поэтому Богородица очень напоминала молодую мать с младенцем, образ св. Николая — кроткого старца-архиерея и др.); в образах святых стремились выразить их сопереживание с верующими; каждый иконный образ изображался в определенном эмоциональном состоянии (проникновении в глубины души верующего человека).
Чернигов. Троицкий собор. 1679–1695 гг.
Развивалось искусство светского портрета (известные портреты Б. Хмельницкого, И. Самойловича, И. Галятовского, Л. Барановича и др.) и графики; усовершенствовалась декоративная резьба по дереву, в частности при украшении монументальных сооружений, скульптура.
2. Эволюция и кризис украинской сословной государственности. Вхождение украинских земель в состав империй
Украинский Гетманат в годы стабилизации
Ожесточенное соперничество Речи Посполитой, Османской империи и Российского государства за земли Правобережной Украины в середине второй половины 1670-х гг. привело к упадку Правобережного Гетманата. После отречения от гетманской булавы Петра Дорошенко в сентябре 1676 г. центр государственной жизни казацкой Украины переместился на сравнительно стабильное Левобережье Днепра.
Левобережный Гетманат, выделившийся в автономный государственный организм еще в начале 1660-х гг., в политическом плане ощутимо уступал Гетманату с центром в Чигирине. Его политическое аутсайдерство определялось главным образом отсутствием серьезных традиций казацкого самоуправления в регионе, а также недальновидной политикой гетмана Ивана Брюховецкого и его окружения, допустивших закрепление Московскими статьями 1665 г. существенного ограничения прерогатив гетманской власти в пользу российского царя.
Впрочем, поднятое Брюховецким в начале 1668 г. восстание против Москвы денонсировало невыгодные условия договора 1665 г. В подписанном же в марте 1669 г. гетманом Демьяном Игнатовичем (Многогрешным) с представителем Алексея Михайловича, воеводой Г. Г. Ромодановским, Глуховском соглашении реанимировались условия договора Юрия Хмельницкого с царем 1659 г., предусматривающие сохранение за Гетманатом прав административной автономии. В частности, в отличие от Мартовских статей 1654 г. Гетманату запрещалось проведение собственной внешней политики, а избрание гетмана ставилось под контроль царского правительства, но вместе с тем гарантировалось невмешательство воевод в администрирование казацкой старшины, ее судопроизводство, организацию финансовой службы и т. п.[163].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Украины. Научно-популярные очерки"
Книги похожие на "История Украины. Научно-популярные очерки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - История Украины. Научно-популярные очерки"
Отзывы читателей о книге "История Украины. Научно-популярные очерки", комментарии и мнения людей о произведении.