Георгий Данелия - Кот ушел, а улыбка осталась

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Кот ушел, а улыбка осталась"
Описание и краткое содержание "Кот ушел, а улыбка осталась" читать бесплатно онлайн.
Георгий Данелия постановщик таких, как теперь говорят, «культовых», фильмов, как «Сережа», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон», ««Кин-дза-дза» — всех не перечислить, написал третью книгу — продолжение книг «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна» — в которой продолжает повествование о фильмах «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна».
Он рассказывает нам маленькие истории-воспоминания, то очень смешные, то с тенью грусти, — так похожие на его фильмы.
— А как понять, что это «Adidas»?
— А вот, — сзади на тапочках был лейбл, где мелким шрифтом было написано «Adidas».
— Придется снять крупным планом.
— Нельзя, это будет реклама.
Тогда Юсов предложил крупно снять руки и тапочки с названием фирмы в сцене, когда в Вене полицейские отдирают Мераба от ограды советского посольства. Но когда дошли до этого кадра, оказалось, что снимать нечего, надпись «Adidas» стерлась (после съемок в Тбилиси и в Москве).
А как Александров отчитался перед фирмой «Adidas», мы не знаем.
БОРЯ ЧИЖ
— Боря Чиж — второй по значению персонаж в фильме. Сыграл его Олег Янковский. Я им доволен, а он мною — нет. Олег на встречах со зрителем жаловался, что в первом варианте сценария его роль была намного богаче и интересней, а я сократил ее и все испортил. Хочу уточнить.
В первом варианте Боря Чиж, русский, беспартийный, переправил все свои ценности за границу, фиктивно женился на пожилой еврейке, изучил Талмуд, сделал обрезание и вылетел в Вену. В самолете он оказался рядом с Мерабом. В Вене Боря распрощался со своей женой, которая улетела в Америку, и хотел ехать развлекаться и играть в Монте-Карло, но таксист ему подсказал, что в Вене тоже есть казино. Под утро, когда Боря вышел из венского казино, денег у него на такси не было, и он пешком поплелся в Сохнут (организацию, которая занимается вопросами репатриации в Израиль).
Там ему пригодились и обрезание, и чтение Талмуда. В Сохнуте он встретил Мераба, и они вместе полетели в Израиль.
В Израиле Мераб дважды встречал Борю. Первый раз Боря шел со своим блатным приятелем Додом, оба были одеты как хасиды (белая рубашка, черный длинный пиджак и черная широкополая шляпа) и в каждой руке они несли семисвечники. Мераб обрадовался встрече, но Боря сделал вид, что его не узнает. Второй раз Боря в военной форме маршировал в роте израильских солдат и самозабвенно голосил «Хава нагила…». В третий раз Мераб и Боря Чиж встретились в Турции, в тюрьме. В Израиле Мераба посадили как советского шпиона. Он бежал. В Турции его посадили как израильского шпиона.
— Боря, а тебя за что? — спросил Мераб.
— Как всегда, ни за что, — улыбнулся Чиж. Ночью, когда все спали, Боря посоветовал Мерабу признаться, что он разведчик. Но только не еврейский, а наш, советский.
— И попроси, чтобы они тебя поменяли на какого-нибудь американского агента, как в фильме «Мертвый сезон».
— Турки, может, еще поверят, что я советский шпион, но наши-то точно знают, что я не их агент.
— Да ты что! В КГБ сейчас бардак! Перестройка! Они уже забыли, кто у них кто. Придумай какой-нибудь номер и кличку.
И еще Боря попросил, чтобы Мераб упомянул и о нем, сказал бы, что он его подручный, тоже агент КГБ.
— Запомни: майор Борис Чиж. Так и говори, что майор.
Все это Мераб без всякой надежды сообщил следователю на первом же допросе. И вдруг через две недели Мераба и Борю вызывают «с вещами», сажают в машину и привозят на берег горной реки. На той стороне возле моста стоят черные «Волги», военные и штатские в черных плащах. С этой стороны черные «Мерседесы», военные и штатские тоже в черных плащах. Шпионов выпустили одновременно. С советской стороны по мосту пошел негр в ватнике. А с турецкой стороны — Боря Чиж (Мераб пропустил его первым). Посредине моста, когда шпионы поравнялись, Боря подмигнул негру. Негр улыбнулся. А когда Боря оказался на советской стороне, военные и штатские в плащах вдруг бросились к нему, стали обнимать и хлопать по спине.
Пошел по мосту и Мераб. Когда дошел до середины моста, все на советской стороне, включая Борю, расселись по машинам и поехали.
А советский пограничник опустил шлагбаум и сказал:
— Нельзя.
Мераб пошел обратно в Турцию, но и на турецкой стороне все расселись по «Мерседесам» и уехали. И турецкий пограничник опустил шлагбаум и сказал:
— Нельзя.
Справа турецкая граница, слева советская, а посреди моста сидит Мераб. Фильм заканчивается.
ПОГРАНИЧНИК, НЕ СТРЕЛЯЙ, БРАТ
Написали этот вариант финала и понесли в Госкино. Там спросили:
— Боря наш разведчик?
— Не знаем, может быть.
— Он еврей?
— Да нет вроде…
— А чего он семисвечники носит?
— Не знаем.
— А он что, голубой?
— Нет.
— А негру зачем подмигивает?
— Да бог его знает. Может, тот двойной агент.
— Нет, ребята, это надо согласовать с КГБ.
— Согласовывайте.
— Нет, вы. Вы авторы. Пока не согласуете, мы заявку не принимаем.
— Дайте мне номер телефона, по которому надо позвонить.
— Не знаем мы никакого номера. Сами выясняйте!
— Ну что нам, выйти на Лубянку и закричать: «Товарищи сотрудники государственной безопасности, как вы считаете, можно Боря подмигнет негру или лучше не надо?»
— Это, конечно, будет эффектно, но мы советуем проконсультироваться с ними каким-то другим способом.
Я опять позвонил Георгию Шахназарову и опять попросил помочь. На следующий день звонок. Низкий мужской голос:
— Георгий Николаевич, здравствуйте. Георгий Хосроевич сказал, что вам нужна наша консультация. Приезжайте. Мы пришлем за вами машину.
— А можно по телефону?
— Ну, давайте по телефону.
Я рассказал сюжет с новым финалом.
— У меня несколько вопросов, — сказал низкий голос. — С каким заданием едет этот ваш майор Чиж?
— Не знаем.
— А какие у него аксессуары?
— Это тоже не увидим.
— Тогда последний вопрос. А чего он негру подмигивает?
— Да так просто. Можем вычеркнуть.
— Не надо, пусть подмигивает. И последний вопрос, личный: а кто его будет играть?
— Олег Янковский.
— Все. Вопросов больше нет. Желаю удачи!
Этот вариант финала всем нравился. Но через какое-то время мы поняли, что главным героем становится разведчик Боря Чиж и такой финал уводит нас от темы: человек и граница. И мы от этого финала отказались. Но в Госкино были уверены, что этот вариант нам запретили в КГБ, и мы не могли никого убедить, что отказались от финала по собственной инициативе.
— Вам велели не говорить, что это они запретили, вот вы и не говорите. И правильно делаете…
В этом также был уверен и Олег Янковский. Он уговаривал меня:
— Георгий Николаевич, пойдите к Крючкову (в то время глава КГБ), убедите его.
— Олег, — говорил я, — у нас хороший финал. Но и этот тоже в фильм не вошел. Финал был такой:
Вена. Аэропорт. День. Маленький Голд (представитель Сохнута) держит в руках документы Якова Папашвили (старшего брата Мераба). А перед ним стоит Яков с семьей, женой Ингой и дочкой Наной.
— Женщина с ребенком могут пройти. А вы, извините, нет! Якоб Папашвили уже давно в Израиле! — заявляет Голд. (Он встречал Мераба, который прилетел по документам Якова.)
Инга посмотрела на Якоба. Якоб посмотрел на Ингу и вдруг взорвался. Сжав руку в кулак, он начал перечислять:
— Я его маму! Я его папу! Я его бабушку!..
— Извините, чью? — не понял Голд.
— Того, кто первый эти границы придумал.
Этот финал мы сняли, этим эпизодом заканчивалась копия, которую мы показывали в Доме кино. Но больше фильм с таким финалом никто никогда не увидел.
На следующий день после просмотра я приехал на «Мосфильм» и этот эпизод отрезал. И вот почему. Когда я смотрел фильм вместе со зрителями, то понял, что «Я его маму! Я его папу! Я его бабушку!.. Того, кто первый эти границы придумал» — в фильме понятно и без этих слов. А намного эмоциональней финал, когда Мераб, подняв руки над головой, медленно входит в воду. В одной руке у него кольцо, которое дал ему Семен. Он доходит до середины реки, останавливается и просит: «Пограничник, не стреляй, брат!» Никакого ответа. С той стороны только кроны деревьев под ветром тревожно шуршат, как предвестники беды…
И действительно, через несколько месяцев на том берегу зазвучали выстрелы. Они звучат и по сей день.
ИСПОЛНИТЕЛИ
Когда из Тбилиси приехали в Москву и начали снимать сцены в аэропорту Шереметьево, в первый же день к концу смены после спектакля на площадке появился Олег Янковский (по плану Олег снимался только через два дня) и спросил меня:
— Вам не кажется, что малиновый пиджак на Боре чересчур ожидаемый?
На костюм Бори был утвержден малиновый пиджак и шелковая рубашка.
— А что ты предлагаешь?
— Белый смокинг. Он же в Монте-Карло едет. И шить не надо, у меня есть.
— И будет актер Олег Янковский на Каннском фестивале.
— Не будет актер Янковский. Руки все в татуировках, зубы железные и верхние и нижние, как?
— Зубы не успеем сделать, в среду съемка.
— Фиксу наклею, рыжую, тоже хорошо.
— А может, он в спортивном костюме? — предложил я. — Вадим, как?
— Гия, оглянись, — сказал Юсов.
Я оглянулся. Среди прочих отъезжающих двое бородатых в папахах катили тележки с чемоданами, оба были в цветастых спортивных костюмах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кот ушел, а улыбка осталась"
Книги похожие на "Кот ушел, а улыбка осталась" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Данелия - Кот ушел, а улыбка осталась"
Отзывы читателей о книге "Кот ушел, а улыбка осталась", комментарии и мнения людей о произведении.