» » » » А. Емельянов - Забытая история великого острова


Авторские права

А. Емельянов - Забытая история великого острова

Здесь можно скачать бесплатно "А. Емельянов - Забытая история великого острова" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Фэнтези, издательство Наука, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Емельянов - Забытая история великого острова
Рейтинг:
Название:
Забытая история великого острова
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1990
ISBN:
5-02-016851-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Забытая история великого острова"

Описание и краткое содержание "Забытая история великого острова" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена забытым страницам истории Мадагаскара — становлению и расцвету малагасийской монархии, реформаторской деятельности премьер-министра Райнилайаривуни, а также борьбе народов Мадагаскара против колонизаторов.

Для широкого круга читателей.






Солдаты и офицеры продовольствием и амуницией не обеспечивались, практически не получали жалованья. Дисциплина в армии держалась за счет наказаний. К дезертирству, распространенному со времен Радамы I, прибавились перемена места жительства с целью избежать призыва в армию, уничтожение списков военнообязанных [145, с. 77]. Хотя наказание за дезертирство было смягчено, выносились и смертные приговоры. Жителей фукунулун обязывали содействовать выявлению и поимке дезертиров, передаче их в руки местных властей [184, с. 337].

Штрафами наказывали любое нарушение воинского законодательства, подделку военных документов, необоснованное или проведенное тайно наказание солдата и т. д. При некоторых злоупотреблениях, например за незаконное присвоение ранга, помимо уплаты штрафа офицера разжаловали в солдаты [181, с. 120–121]. Применялись и меры поощрения. Одна из них — выдача свидетельства о храбрости, проявленной в боях [21, с. 1].

Малагасийское правительство проявляло интерес к созданию флота. Отсутствие дорог вне Имерины, сложность управления отдаленными провинциями, значительные затраты на фрахт судов — все это диктовало необходимость создания флота. В конце 80-х годов была организована акционерная компания (крупнейшим акционером был Райнилайаривуни) — «Общество процветания родины», целью которого была организация каботажного плавания у берегов Мадагаскара. Компания располагала двумя небольшими пароходами «Нормандия» и «Амбухиманга» и парусником «Антананариву» [151, с. 281–286]. Самый современный из них — «Амбухиманга» был оснащен парусами и двигателем в 176 л. с., позволявшим развивать скорость до десяти узлов, имел на вооружении морское орудие и две малые пушки.

Таким образом, за 20 лет из неорганизованных, плохо вооруженных феодальных войск была сформирована армия с современным стрелковым оружием и артиллерией, начато формирование саперных подразделений и военной промышленности. Соблюдалась государственная монополия на приобретение и продажу огнестрельного оружия и боеприпасов. Но из-за неравномерности социально-политического развития, из-за сохранения отсталой феодальной системы в армии не удалось устранить ряд архаических черт: отсутствовали служба снабжения, взаимодействие частей и подразделений, слабо привлекалось к военной службе население за пределами Высокого плато. Боеспособность малагасийской армии подтвердила первая франко-малагасийская война 1883–1885 г.

Содержание государственного аппарата и армии требовало значительных денежных затрат, не покрывавшихся налогами с населения и таможенными пошлинами. Немалый доход государственной казне приносила импортно-экспортная торговля. С начала 70-х годов объем внешней торговли постоянно увеличивался. Если в 1873 г. импорт оценивался приблизительно в 300 тыс. фр., а экспорт — 450 тыс. фр., то в 1882 г. — соответственно в 2 млн. и 4,8 млн. фр., а в 1894 г. — в 7 млн. и 10,5 млн. фр. В стоимостном выражении экспорт всегда превышал импорт [79, с. 280–281]. Основные импортируемые товары — вооружение, боеприпасы, ткани, алкогольные напитки, изделия из металла, соль. Основные экспортные товары — продовольствие, скот, кожи, каучук, воск, рафия, копра, ваниль, гвоздика, перец, кофе (в Европу), трепанги (в Китай), раковины каури (на Занзибар). Основные контрагенты Мадагаскара — Англия и Франция с колониями, США, Германия [182, 212–213]. Из-за отсутствия дорог товары доставлялись к портам носильщиками. Каждый из них покрывал расстояние от Таматаве до Антананариву в 250 км и с грузом в 40 кг за 5–30 дней. Стоимость переноски одной тонны груза в 1890 г. оценивалась в 250 ариари [134, с. 350, 355]. Носильщики были одной из первых групп наемных рабочих, появившихся на Мадагаскаре в последней трети XIX в.

Другой важной статьей доходов Малагасийского государства было горное дело, практически отданное на откуп европейцам. Так, крупнейшие золотые прииски в районе Маеватанана, по соглашению от 2 декабря 1886 г., были отданы в концессию Л. Сюберби на кабальных условиях: казна получала лишь 10 % прибылей и до 1890 г. малагасийцам запрещалось заниматься старательством. 27 марта 1890 г. премьер-министр разрешил вободную разработку золотоносных месторождений. Одновременно были разосланы «Инструкции губернаторам Имерины по добыче золота», в которых говорилось, «что все работоспособные мужчины и женщины в золотоносных районах обязаны заниматься добычей золота». Его скупка стала государственной монополией [21, с. 45].

Еще в конце XVIII в. на территории Имерины действовало значительное количество небольших рынков, существовало специальное законодательство, регулировавшее торговлю. Все возраставшая специализация в сельском хозяйстве и ремесле, пояявление крупных предприятий, производивших продукцию только на рынок, втягивание сельского населения в товарно-денежные отношения через введение денежных налогов, значительный объем внешней и внутренней торговли послужили предпосылками к созданию единого рынка на территории Имерины с центром в Антананариву в последней трети XIX в. Что касается общемалагасийского рынка, то он только начинал складываться, постепенно втягивая в сферу влияния отдельные районы восточного и западного побережья. Хозяйство севера и юга острова оставалось полунатуральным. Малагасийские власти вкладывали значительные суммы в образование, особенно в начальное техническое, и в обучение ремеслам. Молодежь, посылаемую в Англию, Францию, на Маврикий, обязывали овладеть каким-нибудь ремеслом или получить знания в технических дисциплинах, медицине и т. д. [175, с. 13].

Внешняя политика африканских государств, в том числе Мадагаскара, является одной из самых малоизученных проблем доколониальной истории. До сих пор даже в работах советских историков, за исключением монографии А.С. Балезина [105], африканские государства продолжают оставаться объектами международной дипломатии. А ведь некоторые страны — Эфиопия, Буганда, Бенин, Мадагаскар, Занзибар — проводили активную внешнюю политику, имели собственную дипломатию.

Еще до начала первых регулярных контактов с Европой государство Имерину посещали посольства государственных образований Буйна и Менабе, заключали соглашения. Первый договор с европейской державой — Англией был подписан 23 октября 1817 г.

Чтобы утвердиться на Мадагаскаре, Англия попыталась подчинить своему влиянию Радаму I. По англо-малагасийскому договору в обмен на отказ от работорговли Радама I был признан «королем» Мадагаскара, получил значительную помощь золотом и серебром, огнестрельным оружием. Английское содействие позволило ему создать хорошо вооруженную армию [174, с. 57–59]. В начале 30-х годов Ранавалуна I разорвала договор с Англией.

Мадагаскар стремился к установлению отношений не только с Европой, но и со своими соседями. Так, в 1833 г. Ранавалуна I послала посольство на Занзибар с целью наладить дружеские отношения между двумя странами. В 1834 г. в Антананариву прибыл представитель султана и пробыл на Мадагаскаре несколько лет. Малагасийцев Занзибар интересовал прежде всего как торговый партнер, чтобы через него закупать вооружение, боеприпасы и необходимые изделия европейского производства [25, с. 158–166; 184].

В 1836 г. королева направила в Англию и Францию посольство и обратилась с письмами к английскому и французскому королям, в которых выражалась надежда на установление дружеских отношений, дальнейшее развитие торговли и взаимопонимания [25, с. 168; 83, с. 67–68]. Основная цель посольства — добиться прекращения вмешательства в управление портовыми городами Малагасийского государства, попытаться увеличить объем торговли и купить корабль водоизмещением 300–600 т, вооруженный современными пушками [18, с. 35–36]. Требования малагасийцев не были удовлетворены, а в проект договора, предложенного С. Пальмерстоном, были включены статьи, не приемлемые для малагасийской стороны, — о праве британских подданных приобретать земельную собственность, о предоставлении им права свободной торговли по всей стране, о распространении христианского учения [18, с. 36].

В 1845 г. командиры совместной англо-французской эскадры предъявили Малагасийскому государству список территориальных претензий, После отказа их рассмотреть эскадра подвергла бомбардировке Таматаве и попыталась высадить десант. Это военное нападение было отражено малагасийским гарнизоном [83, с. 204–205]. В ответ Ранавалуна I запретила торговлю с Англией и Францией, прекратила поставки продовольствия на близлежащие острова и передала право на монопольную торговлю американцам, которым они и пользовались до 1854 г. Торговые отношения с Англией и Францией возобновились только в 1853 г., когда купцы с Маврикия и Реюньона выплатили 15 тыс. ариари компенсации.

Потерпев поражение в прямом натиске на остров, европейцы начали искать обходные пути. 28 июня 1855 г. наследный принц Ракуту, будущий Радама 11, подписал договор, так называемую Хартию Ламбера, по которой в обмен на обещание поддержки со стороны Франции он согласился на создание компании с очень широкими полномочиями [25, с. 135–136]. После прихода Ракуту к власти в 1861 г. было оформлено аналогичное содержанию соглашение с англичанином Колдуэлом. На их основе были заключены договоры с Францией 12 сентября 1862 г. и с Англией 5 декабря 1862 г. Тексты договоров близки по содержанию. Французские граждане имели право свободно покупать, продавать, арендовать и сдавать в аренду любые земли на Мадагаскаре (ст. 4), обладали иммунитетом (ст. 5), свободой передвижения (ст. 2), свободой отправления религиозных культов (ст. 3), отменялись полностью таможенные пошлины (дополнительная статья) [19, с. 95–100]. Правда, такие же привилегии распространялись на малагасийцев во Франции, что создавало иллюзию равноправия. Подобные договоры были заключены в свое время Францией с королем Сиама и Англией с имамом Маската и положили начало закабалению этих государств.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Забытая история великого острова"

Книги похожие на "Забытая история великого острова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Емельянов

А. Емельянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Емельянов - Забытая история великого острова"

Отзывы читателей о книге "Забытая история великого острова", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.