Татьяна Лубченкова - Самые знаменитые путешественники России

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Самые знаменитые путешественники России"
Описание и краткое содержание "Самые знаменитые путешественники России" читать бесплатно онлайн.
Серию «Самые знаменитые» продолжает книга, посвященная великим русским путешественникам, заслужившим своими подвигами славу и признание. Среди героев книги читатели встретят и Семена Дежнёва, и Егора Хабарова, и Витуса Беринга, и Николая Миклухо-Маклая, и Александра Колчака и Федора Конюхова…
К несчастью, перелетам мешала плохая погода. Ее улучшения пришлось ждать целый месяц. Наконец, самолеты взяли курс на Северный полюс 21 мая 1937 года. Четверых исследователей во главе с Папаниным высадили на более-менее крепкой льдине, где они вели активную научную работу.
Никому не было известно, каких сюрпризов можно ожидать от дрейфующей льдины, которая оказалась весьма «капризной». Она дрейфовала с довольно большой скоростью, а в июне стали появляться трещины. Через некоторое время началось сильное торошение. Льдину несло на юг, и она стала быстро уменьшаться в размере. 4 февраля от льдины остался лишь обломок размером 50 на 30 метров, да и тот с трещинами.
Погода вообще была достаточно необычной. Информация о ней передавалась на материк четыре раза в сутки. Интересен тот факт, что папанинцы на льдине не только работали, они еще и находили время для чтения художественной литературы: романа Толстого «Петр Первый» и «Что делать?» Чернышевского.
С 1 февраля 1938 года льдина уменьшилась до критических размеров, но папанинцы не делали из этого трагедии, а потому посылали на Большую землю телеграммы, с тщательно обдуманными и взвешенными словами.
В результате очередного шторма на льдине сломалась радиопалатка. К счастью, самое ценное оборудование удалось спасти, но связь с материком почти прервалась, и первое, чем занялись Папанин и его спутники, это наладка связи.
На помощь папанинцам из Мурманска вышел мотобот «Мурман», а снять их с льдины должен был «Таймыр». 19 февраля 1938 года лагерь СП-1 прекратил свое существование. В этот день папанинцы передали с льдины на материк свою последнюю радиограмму. Все это время Иван Дмитриевич Папанин вел дневник, который назвал «Жизнь на льдине».
Об отважной четверке папанинцев писали все газеты. По возвращении в Москву для Папанина началось «испытание славой», ему приходило очень много писем, телеграмм и открыток.
В результате научной работы члены лагеря СП-1 сделали следующие выводы:
1. Было установлено, что в районе Северного полюса никакой земли не существует, а есть глубокая впадина, возвышающаяся по мере дрейфа на юг.
2. В Центральном полярном бассейне есть растения и животные.
3. К Северному полюсу и далее на разных горизонтах проходит теплое атлантическое течение.
Ивана Дмитриевича назначили начальником Главсевморпути; на этом посту он был и во время войны, и после нее.
25 мая 1943 года И.Д. Папанин получил чин контр-адмирала. Спустя два дня он выехал во Владивосток для проведения в Восточной Арктике третьей навигации.
В бухту Провидения, откуда начиналась трасса Северного морского пути, прибыли в конце июня на пароходе «Декабрист». Далее небольшой штаб начальника Главсевморпути перешел на ледокол «Сталин». У Певека И.Д. Папанин перешел на грузовой пароход «Тунгус», следовавший в Тикси. Из бухты Тикси на ледорезе «Литке» дошли до бухты «Северный залив» (Нордвик) у западного побережья Таймыра и затем отправились обратно на восток. Навигация прошла нормально и, все необходимые грузы были перевезены. Папанин вернулся в Москву в конце 1943 года.
Через некоторое время Иван Дмитриевич Папанин перешел на работу в Институт океанологии и проработал там три года.
Летом 1951 года при президиуме Академии наук СССР был создан Отдел морских экспедиционных работ (ОМЭР); его начальником стал И.Д. Папанин. С тех пор отдел этот стал Морским штабом Академии наук.
Одновременно Папанин являлся председателем Московского филиала Географического общества СССР и был «временно», в течение двадцати лет, организатором и директором Института биологии внутренних вод АН СССР в Борке на Волге.
В сентябре 1980 года за исключительные заслуги в географии Ивану Дмитриевичу Папанину была вручена Большая золотая медаль Географического общества СССР. Он был также награжден двумя Золотыми Звездами Героя Советского Союза, восемью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Красного знамени, орденом Нахимова 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и девятью медалями.
Скончался Иван Дмитриевич Папанин в возрасте 92-х лет в 1986 году.
ПЕТР КУЗЬМИЧ ПАХТУСОВ
Петр Кузьмич Пахтусов родился в 1800 году в Кронштадте в семье флотского унтер-офицера. Вскоре после рождения сына Кузьма Пахтусов по болезни вышел в отставку и вместе с семьей перебрался в Сольвычегодск, где и оборвалась его жизнь, когда Пете не было еще семи лет, и семья, итак бедствовавшая, вообще осталась без средств к существованию.
Мать переехала с сыном в Архангельск, и там ей удалось пристроить мальчика в Военно-сиротское учебное заведение.
Петр Пахтусов провел здесь шесть лет в крайне тяжелых условиях, но учился он хорошо, благодаря природному уму и своим выдающимся способностям. Когда юноше исполнилось 16 лет, из столицы в училище пришло предписание: отобрать из воспитанников наиболее способных к наукам и отправить их в Петербург для поступления в морские училища. Естественно, первой такой кандидатурой оказался Пахтусов, который был зачислен в Кронштадтское штурманское училище.
В первый год учебы Петр Пахтусов плавал уже на корабле «Три иерарха» к берегам Франции. В следующем году, на бриге «Пармен», он посетил Испанию. Возвращаясь в Кронштадт, бриг потерпел крушение у берегов Дании. Пахтусов и другие спасенные моряки до возвращения домой некоторое время жили в Дании.
Училище Петр окончил в 1820 году. Он получил младший унтер-офицерский чин и был направлен в Архангельск в должности помощника штурмана для участия в гидрографических работах на побережье Северного Ледовитого океана.
Такие работы на Севере выполнялись в очень трудных условиях. Плавали на обычных кораблях, людей не хватало, офицеры наравне с матросами выполняли самые тяжелые работы. Питание было очень скудным, из-за этого путешественники регулярно заболевали цингой.
В Архангельске Пахтусов получил назначение в отряд штурмана Иванова, который производил съемку берегов Печорского моря.
В это время Иванов получил из Петербурга совершенно невыполнимое задание: предлагалось провести опись восточного берега Новой Земли зимой, переправившись на оленях через Югорский шар и Карские ворота.
Иванов и Пахтусов выехали на север, хотя местные жители их предостерегали и утверждали, что через проливы, где даже в самый холод лед движется, на оленьих упряжках ехать нельзя.
С большим трудом путешественники добрались до острова Вайгач, а затем пришлось повернуть обратно, ибо пролив Карские ворота был совершенно свободен от льда. В город Пустозерск путешественники прибыли лишь в апреле.
Следующую зиму Пахтусов прожил в Архангельске; он занимался съемкой Печоры и Печорской губы.
В 1821 году Петр Кузьмич женился. Теперь каждую зиму он проводил в Архангельске, в кругу семьи.
В том же году Управление генерал-гидрографа организовало новую экспедицию для съемки берегов Новой Земли, теперь уже на парусном бриге «Новая Земля». Начальником экспедиции был назначен молодой ученый Ф.П. Литке, руководивший всеми гидрографическими отрядами, работавшими на побережье Северного Ледовитого океана.
Всего с 1821 по 1824 год было осуществлено четыре плавания, в течение которых Литке ходил к берегам Новой Земли. Пахтусов все еще работает в печорской партии. В следующие три года он прошел со съемкой побережья Ледовитого океана от устья Кары в Байдарацкой губе до мыса Святой Нос в Чешской губе и вел съемку и на острове Колгуеве.
В 1828 году Пахтусова перевели в гидрографический отряд Белого моря. Здесь, под руководством будущего знаменитого гидрографа М.Ф. Рейнеке, Петр Кузьмич проводил измерение глубин, определял опасное для плавания положение мелей и камней, уточнял береговую линию. У него появились мысли об исследовании Новой Земли. В том же году Пахтусов был удостоен звания прапорщика.
Новая Земля состояла из двух островов, протянувшихся более чем на 1000 километров естественным барьером между Баренцевым и Карским морями и разделенных узким проливом Маточкин Шар. Климат в этой местности был достаточно суровым: полярная ночь длилась от 60 до 108 дней, и тогда море замерзало, выпадал снег. Лето, когда снег и лед таяли, длилось всего 1 или 2 месяца, да и то не всегда и не везде природа освобождалась от снега и льда. Что касается температуры воздуха, то она зимой могла понизиться до 40° мороза, а летом редко поднималась до 8° выше нуля.
Солнце на Новой Земле показывалось редко, туманы держались до 10–15 дней.
Несмотря на то что Петр Кузьмич Пахтусов четко представлял себе те трудности, что его ожидали при исследовании восточного побережья Новой Земли, он твердо решил добиваться, чтобы опись этой местности была поручена ему.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самые знаменитые путешественники России"
Книги похожие на "Самые знаменитые путешественники России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Лубченкова - Самые знаменитые путешественники России"
Отзывы читателей о книге "Самые знаменитые путешественники России", комментарии и мнения людей о произведении.