Жан-Поль Сартр - Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии"
Описание и краткое содержание "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии" читать бесплатно онлайн.
«Бытие и ничто» — самый известный и значительный философский труд французского писателя и мыслителя-экзистенциалиста Ж. П. Сартра (1905–1980). Опубликованный в 1943 г., ов сразу же обратил на себя внимание оригинальностью выводов, необычностью своих образов. Ов заставил по-вовому взглянуть ва такие традиционные для философии вопросы, как суть человеческого бытия, особенности сознания и действия человека, его отношение к мвру вещей и других людей, смысл в корни его свободы и ответственности. Переведенный ва многие языки труд Сартра ныне впервые обретает своего русскоязычного читателя, ухе знакомого с его художественной прозой.
Издание адресовано всем, кто интересуется философскими идеями XX в.
Примечания
1
Beauvoir S. de. Mémoires d'une jeune fille rangée. Paris, 1958; Beauvoir S. de. La face de l'âge. Paris, 1963.
2
The Nation, Aprü, 19, 1965.
3
См.: Jean-Paul Sartre mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1991. S. 133.
4
Sartre J. -P. Situations IX. Paris, 1987. P. 274–275.
5
J. Habennas on the Legacy of J.-P. Sartre // Political Theory. 1992. Vol. 20. № 3. P. 500.
6
В пьесе речь идет о троих людях, попавших в ад, но обнаруживших себя в закрытой комнате, где после расспросов и разговоров они проникаются враждой друг к другу, и в конце представления герой Гарсен говорит: «Так вот что это такое — ад. Никогда бы не подумал! Вспомните: сера, костер, раскаленные решетки. Что за шутки! Нет нужды в решетках, ад — это другие!»
7
Цит. по: Barnes Я. Е. Sartre. London, 1974. P. 76.
8
The Encyclopedia of Philosophy. London; Ν. Υ., 1967. Vol. VU. P. 293.
9
Gagnebin L. Connaître Sartre. Verviers, 1972. P. 22, 23.
10
Les temps modernes. 1992. № 547. P. 6. Французский оригинал книги Сартра Гадамеру подарил М. Хайдеггер, прочитавший только первые 40 страниц, которые и были разрезаны в книге.
11
Spiegelberg H. The Phenomenological Movement. The Hague, 1960. Vol. П. P. 513.
12
См.: J.-P. Sartre mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. S. 62.
13
В «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии» § 84 так и называется: «Интенциональность как главная феноменологическая тема». См.: Husserliana. Bd. Ш. Haag, 1950.
14
Merleau-Ponty Af. Phénoménologie de la perception. Paris, 1945. P. DC. 2Husserliana. Bd. III. S. 138.
15
Husserliana. Bd. III. S. 138.
16
Sartre J.-P. La transcendance de l'ego. Paris, 1966. P. 23, 25.
17
Ibid. P. 79.
18
Beauvoir S. de. La Cérémonie des adieux. Paris, 1981. P. 505.
19
См. Введение, п.2.
20
Сартр создает неологизм от слова «neant» (ничто, небытие) — «neantisation» (неантизация, или ничтожение).
21
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.,
22
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. С. 25.
23
См. Введение, п.3.
24
Великое Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. № 11. С. 7.
25
Philosophy Today, 1994. Vol. 38. № 214. P. 199.
26
The Philosophy of J.-P. Sartre, La Safle, 1981. P. 34.
27
См. последнюю страницу перед Заключением.
28
См. Часть 2, Гл. 1, п. 5.
29
См. Часть 1, Гл. 2, п. 2.
30
Sartre after Sartre. Yale French Studies, 1985. P. 237.
31
Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception. P. 499.
32
Киссель М. А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопросы философии. 1994, И. С. 179.
33
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 119.
34
Sartre J.-P. Critique de la raison dialectique, 1.1. Paris, 1960. P. 369.
35
Ibid. P. 638.
36
Ibid. P. 16.
37
Garaudy R. Perspectives de l'homme. Paris, 1961. P. 112.
38
Sartre У.-P. Critique de le raison dialectique, t. 1. P. 165.
39
Mounier E. Introduction aux existentialismes. Paris, 1947. P. 90.
40
Sartre J.-P. Critique de le raison dialectique, t L P. 37.
41
Modera Concepts of Existentialism. Jevaskylo, 1993. P. 48.
42
Кастор, или Кастором (имя одного из близнецов в древнегреческой мифологии), Сартр называл спутницу своей жизни и единомышленницу, писательницу Симону де Бовуар (1908–1986).
43
Перевод Главы 1 осуществлен при участии М. А. Кисселя. — Ред.
44
явление (нем.). — Ред.
45
состояние (греч.). — Ред.
46
Пуанкаре Жюлъ Анри (1854–1912) — французский математик, физик и философ; внес значительный вклад в развитие математической физики, теории дифференциальных уравнений, комбинаторной топологии и др. Его гносеологическая концепция является конвенционализмом. Основные принципы научного знания трактуются как условно принятые учеными положения, конвенции; ценность научной теории характеризуется прежде всего удобством и целесообразно-тью ее практического применения.
47
Дюгем (Дюэм) Пьер (1861–1916) — французский физик-теоретик, философ и историк науки; подверг философскому анализу физическую теорию в свете двух исторических традиций: линии Декарта — Лапласа (теория как объяснение) и линии Паскаля — Ампера (теория как описание). Цель теории, по Дюгему, в логической систематизации и классификации большого числа экспериментальных законов. Дюгем отвергает понимание описания как индуктивного обобщения наблюдаемых явлений. Факты, считает он, всегда нагружены смыслом, сообщаемым теоретической системой в целом.
48
усмотрение сущности (нем.). — Ред.
49
оттенок, образ, ракурс (нем.). — Ред.
50
Онтологическое доказательство — применяемый в истории европейской философии и теологии метод доказательства существования чего-либо на основе мысли о нем. Ансельм Кентерберийский, следуя традициям Августина, сформулировал в XI в. один из наиболее известных вариантов доказательства бытия Бога, выводящий существование последнего из понятия Бога как всесовершенной сущности, с необходимостью включающей в себя и бытийственность. Р. Декарт выводил необходимость существования Бога как абсолютного бытия (а на его основе — и реальности физического мира), исходя из безусловной истинности индивидуального бытия.
51
я мыслю (лат.). — Ред.
52
воспринимайте (лат.). — Ред.
53
«бытие есть воспринимаемое» (лат.). — Ред.
54
Ноэма и ноэза (ноэсис) — термины древнегреческой философии, означающие мысль, мыслимое содержание (noema) и мышление, разумение, постижение (hoesis). В феноменологии Э. Гуссерля ноэза (ноэсис) характеризует направленность сознания на предмет, акт придания ему смысла, а ноэма — предмет как носитель смысла. В структуре ноэмы вычленяется устойчивое единство смысловых слоев предмета (мыслимое содержание) в отличие от предмета как такового, чистого предметного нечто.
55
Само собой разумеется, что всякая попытка заменить «peräpere» другой установкой (attitude) человеческой реальности останется одинаково бесплодной. Если допустить, что бытие открывается человеку «в делании», надо было бы удостовериться в бытии последнего помимо действия.
Установка («аттитюд») — состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности, т. е. к определенному восприятию и поведению в той или иной ситуации. Как психическое явление была открыта немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия (1888). Сартр часто обращается к этому понятию, рассматривая отношения Я личности к Другому (см., например: Часть третья, глава III).
56
перципиент (воспринимающий) (лат.). — Ред.
57
Ален (псевдоним Эмиля Огюста Шартье) (1868–1951) — французский философ, литературный критик, эссеист. Оказал большое влияние на преподавание философии во Франции, на творчество А. Моруа, А. Камю, Ж. П. Сартра. Для Алена философия — не строгая система, а доступная всем мудрость обретения счастья на земле. Человек, по Алену, дуалистичен, так как является духовно-телесным существом, однако он способен к достижению гармонии духа и тела. В своих произведениях Ален продолжил традицию гуманистов и моралистов XVI–XVIII вв.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии"
Книги похожие на "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жан-Поль Сартр - Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии"
Отзывы читателей о книге "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии", комментарии и мнения людей о произведении.