Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Описание и краткое содержание "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать бесплатно онлайн.
Книга об отечественных мореплавателях – исследователях океанов и морей – охватывает время от первых военных и торговых плаваний древних славян и до исследований, произведенных советскими людьми, вплоть до начала Великой Отечественной войны Советского Союза.
В 1827 г. капитан-лейтенант Литке на «Сенявине» описывал остров Св. Матвея, а в 1828 г. острова Карагинские, Прибылова и берега Чукотской земли от мыса Дежнева до устья реки Анадырь.
В 1828 г. капитан-лейтенант Станюкович на «Моллере» произвел опись северных берегов полуострова Аляска от пролива Исаноцкого до устья реки Накнек, в частности залив Порт-Моллер и острова Худякова.
В 1829–1830 гг. опись Удского берега Охотского моря и Шантарских островов произвел поручик корпуса флотских штурманов Козьмин.
В 1829 и 1830 гг. лейтенант Михаил Дмитриевич Тебеньков, командуя компанейским судном «Уруп», осмотрел восточные берега залива Нортон, описал острова Стюарт и Св. Михаила, причем к востоку от последнего открыл небольшой залив Тебенькова.
В 1838 г. поручик корпуса флотских штурманов креол Александр Филиппович Кошеваров на бриге «Полифем» описывал американский берег Северного Ледовитого океана. Дойдя до Ледяного мыса на 70°45′ с. ш., Кошеваров продолжал опись на байдарках. Ему удалось достаточно подробно описать берег на тридцать миль далее мыса Барроу.
Особенно много описных работ было произведено с 1845 по 1850 год во время правления Русской Америкой капитаном 1-го ранга М. Д. Тебеньковым.
В 1847 г. поручик корпуса флотских штурманов А. Ф. Кошеваров на основании прежних и новейших описей и астрономических определений составил новые карты северной части Тихого океана. В 1852 г. Тебеньков издал «Атлас северо-западных берегов Америки, островов Алеутских и некоторых мест Северного Тихого океана». Атлас состоял из 39 листов. К нему прилагались «Гидрографические замечания». Карты эти и замечания служили руководством для плавания русских моряков вплоть до продажи Русской Америки Соединенным Штатам.
Одновременно с описью берегов Русской Америки продолжались исследования и на Охотском море.
В 1846 г. Российско-американская компания послала для исследования устья Амура бриг «Константин» под командой подпоручика корпуса флотских штурманов Александра Гаврилова, до того плававшего штурманом на компанейском корабле «Николай» из Кронштадта в Русскую Америку и обратно вокруг мыса Горн (1837–1839), на компанейском корабле «Наследник Александр» из Кронштадта в Русскую Америку также вокруг мыса Горн (1840–1841) и на военном транспорте «Иртыш» из Кронштадта в Русскую Америку вокруг мыса Доброй Надежды (1843–1845).[365]
Гаврилов должен был проверить, доступен ли лиман Амура с моря и является ли Сахалин островом или полуостровом. Этих задач Гаврилов, однако, не разрешил.
В 1847 г. охотский порт послал бриг «Охотск» под командованием капитан-лейтенанта Василия Поплонского для осмотра южного берега Охотского моря. Поплонский на пути к Ульбанской губе открыл острова Меншикова и Рейнеке, а затем его штурманы описали бухту Константина.[366]
Крупным событием в гидрографических описаниях наших дальневосточных окраин была экспедиция Г. И. Невельского (1849–1855).
В результате работ Невельского в 1856 г. была организована Приморская область с центром в Николаевске-на-Амуре. С этого времени начались исследования реки Амур, появились пароходы, из Европейской России на Дальний Восток стали приходить военные паровые суда. Каждое из этих судов считало честью внести свою лепту в гидрографическое изучение Охотского и Японского морей.
В 1854 г. адмирал Путятин на «Палладе» описал весь западный берег Японского моря приблизительно от 35° до 42°31′ с. ш. При этом были открыты и описаны бухта Посьет, острова Римского-Корсакова и залив Ольги.
Уже говорилось о том, что в 1833 г. для определения разности долгот важнейших пунктов Балтийского моря была проведена хронометрическая экспедиция. Такая же экспедиция была проведена и на Дальнем Востоке лейтенантом К. С. Старицким. Для производства работ ему было выдано двенадцать настольных и карманных хронометров и один полухронометр. Кроме того, Старицкий получил много инструментов астрономических, гидрологических, метеорологических и магнитных.
Свои работы он производил на паровом корвете «Варяг» (плававшем в водах Тихого океана для содействия Русско-американской телеграфной компании), «перевозя время» из одного пункта в другой. С 15 мая по 16 октября 1866 г. им было связано девять основных пунктов, а именно: Петропавловск, Гижига, Охотск, Николаевск, Де-Кастри, Дуэ, Хакодатэ, Владивосток и Нагасаки. Кроме того, во многих пунктах Старицкий произвел магнитные наблюдения, измерил много глубин и глубинных температур моря.
* * *Рассматривая плавания и всякого рода морские исследования за время с начала XIX в. и до его 70-х годов, необходимо помнить, что как раз в это время происходил все более быстрый переход от чисто парусных судов к парусным судам с вспомогательным паровым двигателем и к паровым судам с дополнительным парусным вооружением. Трудно переоценить возможности, открытые мореплаванию и морским исследованиям введением парового двигателя. Поэтому нельзя упрекать парусные суда в том, что они не смогли сделать столько, сколько сделали в дальнейшем паровые суда.
Надо при этом помнить, что простой переход по морю из одного пункта в другой как для парусного, так и для парового судна значительно легче, чем плавание между теми же пунктами, совершаемое для исследований, особенно для описи берегов.
Нельзя также забывать, что плавания и исследования в таких морях, как Каспийское, Черное, Балтийское, гораздо легче, чем в наших дальневосточных водах, и неизмеримо легче, чем в морях Северного Ледовитого океана.
Пожалуй, правильно рассматривать опись берегов Охотского и Берингова морей, как своего рода морской подвиг. Что же касается морей Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского, то здесь для парусных судов является подвигом даже обычное плавание.
Глава VI. Плавания и исследования от семидесятых годов XIX века до Великой Октябрьской социалистической революции
1. Начало исследований режима океана
Широкое внедрение на морских судах парового двигателя и винта, а также постепенный переход от деревянного судостроения к железному, совпавшие с началом рассматриваемого периода, отразились не только на мореплавании как таковом, но и на возможностях описи берегов и исследования режима Мирового океана. Влияние условий погоды на производство исследовательских работ сильно уменьшилось.
Действительно, опись берегов с моря для парусного судна при ветре, противном намеченному маршруту, почти невозможна. Приходится лавировать, лавировка же короткими галсами утомляет команду; при лавировке длинными галсами судно, отходя от берегов, теряет их из виду. Само счисление при лавировке неточно, и это отражается на точности съемки. Штиль не только прекращает опись, производимую парусным судном, но иногда вблизи берегов создает опасность и для него самого.
Паровое судно прекращает опись только при очень сильном ветре. Оно всегда имеет возможность, например в случае тумана или при ветрах, прижимающих судно к берегу, отойти в открытое море. Штиль является лучшим состоянием погоды для производства описных работ паровыми судами и худшим для парусных судов.
Длинные и извилистые узкости почти недоступны для точной описи с парусных судов. Для паровых судов такая опись не представляет затруднений. Неудивительно поэтому, что винтовая канонерская лодка «Морж» (1860–1862) под командой капитан-лейтенанта Александра Егоровича Кроуна – одно из первых русских паровых судов, следовавших из Кронштадта в устье Амура вокруг Южной Америки, – свободно прошла через Магелланов пролив. Участник этого плавания лейтенант Николай Алексеевич Фесун составил подробное его описание. Капитан-лейтенант Роберт Александрович Лунд в 1864 г. на парусно-паровом судне «Варяг» первым из русских военных моряков прошел Магелланов пролив полностью.
Более или менее сильный ветер не позволяет парусному судну производить глубоководные исследования. Дело в том, что при таких работах необходимо посылать приборы на заданную глубину, а при большом дрейфе парусного судна трос, на котором посылаются приборы, изгибается иногда настолько сильно и сложно, что полагаться на показания приборов почти не приходится. Паровое же судно во многих случаях можно привести на ветер и, работая машиной, удерживаться на месте так, что тросы, на которых приборы посланы на глубину, остаются почти вертикальными.
Преимущество паровых судов особенно сказалось при производстве океанологических разрезов и океанологических съемок моря, когда наблюдения необходимо производить в заранее намеченных пунктах, в заранее намеченной очередности и притом в возможно более короткий срок, что для парусного судна почти невозможно.
Приблизительно к началу рассматриваемого периода были изобретены приборы и разработаны методы для исследования глубинных вод океана. Уже в 1854 г. появился так называемый лот Брука, идея которого была впервые осуществлена Петром Первым. Этот прибор дал возможность измерять большие глубины океана.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Книги похожие на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Отзывы читателей о книге "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов", комментарии и мнения людей о произведении.