Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Описание и краткое содержание "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать бесплатно онлайн.
Книга об отечественных мореплавателях – исследователях океанов и морей – охватывает время от первых военных и торговых плаваний древних славян и до исследований, произведенных советскими людьми, вплоть до начала Великой Отечественной войны Советского Союза.
Он пишет: «Я знал, что во всех гаванях и рейдах, лежащих при высоких гористых берегах, ветры очень часто дуют не те, какие в то же время бывают в открытом море, а потому я хотел точно узнать, какое здесь имеют отношение прибрежные ветры к морским. На сей конец я часто на шлюпке езжал в Фалс-Бай (Фолс-бей.—Н. 3.), брал с собой компас и замечал силу и направление ветра; на шлюпе то же в те же часы делалось».
В результате таких наблюдений Головнин выяснил, что когда северо-западные ветры «начнут дуть крепкими шквалами, принесут облачную мокрую погоду и дождливые тучи, быстро по воздуху несущиеся к SO, тогда можно смело быть уверенным, что и в открытом море тот же ветер дует»[212].
Плавание Головина на «Диане» (1807–1809).
Такую погоду пришлось выжидать долго. Наконец, 19 мая 1809 г. задул крепкий северо-западный ветер со шквалами и дождем. В сумерках Головнин приказал привязать штормовые стаксели, в половине седьмого вечера обрубил якорные канаты и под штормовыми парусами вышел в море.
Это был исключительно смелый, искусный и хорошо рассчитанный маневр. В девять часов вечера «Диана» неслась в океане под всеми парусами. Опасаясь преследования, Головнин пошел сначала на юг до 40° ю. ш., а затем повернул на восток – в обход с юга Австралии.
После стоянки у острова Танна (Новые Гебриды) «Диана» 25 сентября стала на якорь в Петропавловске. Плавание продолжалось 794 дня – из них под парусами 326 дней и на якоре 468 дней. Самый длительный переход от острова Св. Екатерины до мыса Доброй Надежды продолжался 93 дня.
Описание плавания Головнина было напечатано в 1819 г. в двух томах под названием «Путешествие российского императорского шлюпа „Диана“ из Кронштадта в Камчатку, в 1807, 1808 и 1809 годах, под начальством лейтенанта В. Головнина»[213].
После прихода на Камчатку Головнин плавал на «Диане» в водах Российско-американской компании, а затем в 1811 г. по приказу из Петербурга занялся описью Курильских островов. Во время этой описи Головнин был изменнически захвачен японцами на острове Кунашире[214].
Из этого плена Головнин освободился лишь 7 октября 1813 г., т. е. через два года и три месяца.
4. Кругосветное плавание М. П. Лазарева на корабле «Суворов»
(1813–1816)
Кругосветные плавания русских военных моряков начались в очень тревожное время наполеоновских войн и с 1808 по 1813 год ни один корабль не выходил из Кронштадта в Русскую Америку.
9 октября 1813 г. из Кронштадта на Дальний Восток вышел с грузами корабль Российско-американской компании «Суворов» (длиной 100 футов). Командовал им лейтенант Михаил Петрович Лазарев, до того уже совершавший дальние плавания волонтером на судах английского флота.
19 октября «Суворов» пришел в Карлскруну (Швеция), откуда вместе с другими коммерческими судами под охраной военных судов вышел 24 октября. Зайдя по пути в шведские порты Мальмё и Гётеборг, «Суворов» уже в одиночестве 27 ноября пришел в Портсмут. Здесь «Суворов» принял дополнительные грузы для Русской Америки и лишь 26 февраля 1814 г., вместе с другими торговыми судами, направлявшимися под прикрытием трех военных кораблей и двух бригов в Вест-Индию, покинул Портсмут. Дойдя с этими судами до острова Порто-Санто (близ острова Мадейра), Лазарев направился в Рио-де-Жанейро, куда и прибыл 22 апреля.
Закончив здесь компанейские дела, Лазарев 25 мая вышел в море, обогнул мыс Доброй Надежды и Южный мыс Тасмании, и 13 августа пришел в Порт-Джексон (Сидней).
Отсюда Лазарев вышел 3 сентября. Интересно отметить, что 15 сентября, находясь на 30°12′ ю. ш. и 177°7′ з. д., на «Суворове» почувствовали легкий толчок – как бы прикосновение к мели. Лазарев полагал, что судно набежало на спящего кита, которых много плавало в виду судна. Вероятней, однако, что этот толчок был создан одним из частых в этом районе моретрясений.
Кругосветное плавание М. Лазарева на «Суворове» (1813–1816).
28 сентября на 13° ю. ш. и 163½° з. д. была усмотрена, посещена и положена на карту группа из пяти необитаемых коралловых островков, соединенных друг с другом коралловыми банками. Эта группа в честь корабля была названа островами Суворова.
Для исследования и сбора коллекций на острова отправились две шлюпки. Одна из шлюпок при переходе «через коральную банку» оказалась в большой опасности: «были они атакованы морскими прожорами (акулами.—Н. 3.), от которых едва могли отделаться, обороняясь своим оружием, но никто не был ранен, кроме что у некоторых было искусано платье»[215].
18 ноября 1814 г. «Суворов» пришел в Ново-Архангельск. В следующем, 1815 г. «Суворов» ходил за пушниной к островам Св. Павла и Св. Георгия (группы Прибылова), в мае вернулся в Ново-Архангельск и 23 июля вышел оттуда с грузом пушнины и товаров, предназначенных для продажи в Лиме (Перу). Во время стоянки в Сан-Франциско на «Суворов» была принята вода и провизия, которой не смогли запастись в Ново-Архангельске.
На пути от Сан-Франциско в Кальяо (порт Лимы) Лазарев останавливался у острова Сокорро (в архипелаге Ревилья-Хихедо) и, сойдя на несколько часов на берег, определил по лунным расстояниям его координаты.
Следуя далее на юг, Лазарев у острова Кокос проверил хронометры, затем зашел в селение Санта-Роса. 25 ноября «Суворов» пришел в Кальяо и простоял здесь, производя разные торговые операции до 14 февраля 1816 года. Во время стоянки по многим лунным расстояниям была определена долгота и этого порта. В Кальяо Лазарев взял с собой подаренное русскому царю местными властями собрание перуанских древностей.
В дальнейшем Лазарев обогнул мыс Горн, зашел на остров Фернандо-Норонья, Портсмут, в Хельсингёр и 15 июля 1816 г. вернулся в Кронштадт.
Все плавание «Суворова» из Кронштадта и обратно продолжалось 2 года 9/4 месяцев, а если исключить из этого времени плавания и стоянки у берегов Русской Америки, то всего 772 дня, из них под парусами 484 дня, на якоре—289 дней. Самый длительный переход под парусами, от Рио-де-Жанейро до Порта-Джексона продолжался 112 дней.
Под парусами на пути из Кронштадта вокруг мыса Доброй Надежды и Южного мыса Тасмании в Ново-Архангельск «Суворов» находился 239 дней, а на обратном пути от Ново-Архангельска вокруг мыса Горн до Кронштадта—245 дней.
Лазарев привез из Кальяо в Россию много диковинных предметов, а также еще невиданных тогда в Европе лам, альпаку и вигонь. Благодаря заботливому уходу животные хороню перенесли тяжелое путешествие[216].
5. Кругосветное плавание Коцебу на бриге «Рюрик»
(1815–1818)
Кругосветное плавание «Рюрика» под командой лейтенанта Отто Евстафьевича Коцебу, до этого уже совершившего кругосветное плавание кадетом на корабле «Надежда», отличалось от всех предыдущих дальних плаваний русских судов.
Корабли, на которых русские огибали земной шар, как мы видели, либо принадлежали Российско-американской компании, либо были военными. Бриг «Рюрик» был приобретен, снаряжен и плавал на средства графа Николая Петровича Румянцева.
Все дальние плавания русских судов до «Рюрика» преследовали те или иные практические цели. Научные наблюдения производились на этих судах лишь попутно. Экспедиция же на «Рюрике» была организована специально для географических открытий и научных исследований. Ее главной задачей было отыскание морского пути из Берингова моря в Атлантический океан, придерживаясь берегов Северной Америки. Кроме главной цели, экспедиция должна была заняться также географическими исследованиями в Тихом океане.
Инструкции для экспедиции по морской части были составлены Крузенштерном, по представлению которого Коцебу и был назначен ее начальником.
Специально для экспедиции был построен в Або (Турку) бриг «Рюрик». По своим размерам это было самое маленькое из всех русских парусных судов, совершивших кругосветные плавания. Его водоизмещение было всего 180 тонн.
«Рюрик» вышел из Кронштадта 18 июля 1815 г. и 28 июля пришел в Копенгаген, где на него сели приглашенные участвовать в экспедиции ученые Вормшельд и Адальберт Шамиссо. Выйдя из Копенгагена 5 августа и зайдя в Хельсингёр, «Рюрик» 5 сентября пришел в Плимут. Из Плимута Коцебу два раза пытался выйти в море, но из-за юго-западных штормов возвращался обратно. Только 23 сентября «Рюрик» вышел в море, зашел на четыре дня на остров Тенерифе и 30 ноября стал на якорь у бразильского острова Св. Екатерины. 16 декабря Коцебу вышел в океан, чтобы обогнуть мыс Горн. У этого мыса во время одного из юго-западных штормов огромный вал, вкатившийся с кормы на палубу, едва не смыл Коцебу за борт, К счастью, он успел ухватиться за бухту троса и спасся только каким-то чудом.
Наконец, «Рюрик» обогнул мыс Горн и зашел в бухту Консепсьон (Чили), а 30 января 1816 г. стал на якорь у города Талькауано. Исправив нанесенные штормами повреждения и запасшись провизией и водой, Коцебу пошел к значившейся на картах около 27° ю. ш. «Земле Девиса».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Книги похожие на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Отзывы читателей о книге "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов", комментарии и мнения людей о произведении.