Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Описание и краткое содержание "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать бесплатно онлайн.
Книга об отечественных мореплавателях – исследователях океанов и морей – охватывает время от первых военных и торговых плаваний древних славян и до исследований, произведенных советскими людьми, вплоть до начала Великой Отечественной войны Советского Союза.
Во время плавания и при работах в море далеко не всегда возможны определения координат судна по наблюдениям небесных светил или, как говорят моряки, «по обсервации». Часто приходится рассчитывать плавание лишь «по счислению», т. е. по пройденным разными курсами расстояниям. Понятно, что «счислимые» географические координаты всегда менее точны, чем «обсервованные».
Все же определение широты по высотам небесных светил не представляло особых затруднений даже при таких несовершенных приборах, как градшток и астролябия. В то же время определение «обсервованной» долготы стало возможным только после изобретения хронометра, а также после разработки так называемого метода «лунных расстояний». Хотя первый хронометр был построен еще в 1735 г., однако внедрение его в снабжение даже военных кораблей затянулось почти до конца XVIII века. Определение долготы по лунным расстояниям стало возможным только после создания теории движения Луны (русским академиком Эйлером), после определения с достаточной точностью координат небесных светил и после издания соответствующих таблиц. Прием лунных расстояний был окончательно разработан также лишь к концу XVIII века.
Таким образом, к концу XVIII в. мореплаватели получили в свое распоряжение такие совершенные навигационные инструменты, как секстан (1731) и хронометр, и такой метод определения долгот, как метод лунных расстояний.
Особо надо подчеркнуть навигационное значение секстана. В этом инструменте, благодаря поворотному зеркалу, изображения предметов, угол между которыми измеряется, в трубе секстана совмещаются. Так, наблюдатель, например, смотрит непосредственно на линию горизонта и поворотом зеркала подводит к этой линии отраженное изображение Солнца. Таким образом, глаз наблюдателя в секстане смотрит по одному направлению, в то время как при измерении углов градштоком наблюдателю приходилось смотреть одновременно по двум направлениям. Самое драгоценное свойство секстана с морской точки зрения то, что им можно измерять какие угодно углы и притом в любую качку.
Постепенное совершенствование навигационных и гидрографических инструментов, а также и приемов морской описи создало возможность для более тщательного изучения наших морей, на которых интересы России с течением времени все более и более возрастали.
Географические карты всегда являются лучшими показателями изученности отдельных районов земного шара, а печатные карты, которых до Петра в России фактически не было, свидетельствуют, кроме того, о политическом и экономическом значении данного района. Значение рукописных карт, даже очень точных и даже вычерченных в нескольких экземплярах, в этом отношении очень невелико.
Рассматривая карту как показатель географической изученности, проще всего проследить развитие картографии в XVIII в. по отдельным отечественным морям.
Балтийское море. Первыми русскими картами Балтийского моря были две карты, носившие общее название «Размерная карта части в начале Балтийского моря»: первая – от Петербурга до Монвика и вторая, служащая продолжением первой, до Рогервика. Третья карта носила название «Новые размерные карты части Балтийского моря» от Гогланда до Эланда с Рижским заливом и Оландскими шхерами[188].
В 1714 г. был перегравирован со шведского атласа адмирала Розенфельда и дополнен частными картами, составленными по русским описям, атлас морских карт под названием «Книга размерная градусных карт Ост-зее или Варяжского моря». Этот атлас переиздавался в 1720 и 1723 годах.
В 1719 г. приступили к общей съемке Финского залива. В результате этой съемки инженер-полковник Иван Люберас в 1726 г. представил Адмиралтейств-коллегии одну генеральную и двенадцать частных карт Финского залива.
В 1738 г. Федор Иванович Соймонов переделал и дополнил голландский «Зее-факел» (морской светильник), содержавший карты Балтийского моря с приложением описания каждой карты на русском языке, под названием «Морской светильник или описание Варяжского моря».
С 1739 г. на Балтийском море началась деятельность знаменитого гидрографа Алексея Ивановича Нагаева. Первое издание атласа Нагаева, содержавшее пять морских и пять шхерных карт, было закончено в 1757 году. К атласу прилагалась лоция в трех частях. Лоция эта передавалась на корабли в рукописи – напечатана она была только в 1789 году. Сам атлас Нагаева переиздавался с дополнениями в 1788, 1789 и 1795 годах.
Карты Нагаева для своего времени были хороши, но они основывались только на шести астрономически, береговыми квадрантами определенных пунктах: Петербург, Гогланд, Ревель, Рига, Дагерорт и Аренсбург. Прочие места наносились с помощью астролябии и компаса.
Наконец, в 1800 г. был издан составленный генерал-лейтенантом Логином Ивановичем Голенищевым-Кутузовым «Морской атлас для плавания из Белого моря к Англинскому каналу и в Балтийское море».
Белое море. Как утверждается в официальной истории гидрографического исследования Белого моря, «первая, собственно морская карта Белого моря находится в атласе Ван-Кейлена, известном под названием „Зее-факела“, изданном в Амстердаме в исходе XVI или в начале XVII столетия. Карта эта составлена большей частью глазомерно, а западная часть Белого моря, Мезенский залив и Канинский берег нанесены, вероятно, со слов наших промышленников»[189]. С этой карты в 1701 г. Андриян Шонбек гравировал в Москве первые карты Белого моря на русском языке.
В 1727 г. по поручению Адмиралтейств-коллегии капитан Деопер и штурман Казаков произвели опись Белого моря, на основании которой была составлена новая карта Белого моря.
В 1741 г. «мастер от флота» (старший штурман) Евтихий Бестужев и мичман Михайлов на двух ботах описали Канинский берег Горла Белого моря от Мезени до Канина Носа.
В 1756 и 1757 гг. штурманы Беляев и Толмачев описали «береговою мерою» восточный берег Белого моря от Архангельска до мыса Конушина и остров Моржовец. От острова Моржовец до устья реки Мезени и дальше вдоль Зимнего берега до устья Северной Двины они произвели первый на Белом море правительственный промер. Кроме того, Беляев и Толмачев астрономически определили положение нескольких пунктов.
В 1769 г. капитан-лейтенант Михаил Степанович Немтинов описал южный берег Белого моря от устья Северной Двины до устья Онеги и сделал некоторые промеры.
На основании описей Бестужева, Беляева и Немтинова была составлена первая, довольно близкая к действительности рукописная карта Белого моря.
В 1778 г. на трешхоуте «Бар» под командой лейтенанта Петра Ивановича Григоркова и на боте под командой лейтенанта Дмитрия Андреевича Доможирова было предпринято подробное исследование северной части Белого моря. Работа эта была выполнена в два лета.
Съемка берегов велась береговыми партиями, при помощи астролябии, компаса и тесьмы; одновременно суда производили промер. В результате был положен на карту берег Горла Белого моря от реки Пялицы до Иоканских островов. Промер делался по всему Горлу Белого моря продольными и поперечными галсами, а на пути из Архангельска и обратно вдоль всего Зимнего берега.
В 1797 г. генерал-майор Логин Иванович Голенищев-Кутузов сделал представление о необходимости новой описи Белого моря, «ибо все прежние описи были не полны, не надежно между собой связаны астрономическими определениями». Руководство этой новой описью поручили самому Голенищеву-Кутузову. Опись производилась с 1798 по 1801 год. Для съемки и промера берег Белого моря от Канина до Святого Носа был разделен на шестнадцать участков, на каждый из которых были назначены морской офицер и штурман. Против каждого участка был сделан шлюпочный промер до глубины четырех сажен. В открытом море промер производился с парусных судов. Банки и рифы при этом не обследовались. Береговая съемка велась с помощью астролябий и пель-компасов. Во время экспедиции два специально назначенных из Морского корпуса астронома определили шестнадцать береговых астрономических пунктов, магнитное склонение, прикладной час и величину прилива в астрономически определенных пунктах. В результате этих работ Голенищев-Кутузов к 1806 г. составил генеральную карту Белого моря.
Азовское и Черное моря. Уже в 1701 г. была составлена карта «Восточная часть моря Палус Меотис и ныне называется Азовское море», что было вызвано военной необходимостью. Более полные гидрографические работы на Азовском море были проведены в 1768 г. под руководством адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина.
На Черном море «первая серия прибрежных промеров была произведена еще в 1696 г. экипажем корабля „Крепость“, доставлявшего в Константинополь русского посланника»[190].
Первая опись на Черном море была сделана в 1722–1724 годах. Первая карта Черного и Азовского морей на русском языке издана лишь в 1737 году. В 1770 г. была проведена под руководством Ивана Ивановича Нагаткина опись устьев Днепра, Днестра и Дуная, а в 1793 г. – опись «инженерными и гребного флота офицерами» берега Черного моря между устьями Днепра и Днестра.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Книги похожие на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Отзывы читателей о книге "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов", комментарии и мнения людей о произведении.