» » » » Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов


Авторские права

Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Паулсен»47e14675-3746-11e4-be59-002590591dd6, год 1954. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов
Рейтинг:
Название:
Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов
Издательство:
Литагент «Паулсен»47e14675-3746-11e4-be59-002590591dd6
Год:
1954
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"

Описание и краткое содержание "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать бесплатно онлайн.



Книга об отечественных мореплавателях – исследователях океанов и морей – охватывает время от первых военных и торговых плаваний древних славян и до исследований, произведенных советскими людьми, вплоть до начала Великой Отечественной войны Советского Союза.






15. Первая высокоширотная экспедиция на ледокольном пароходе «Садко»

(1935)

Проблема освоения советского Севера по существу является проблемой Северного морского пути.

Особенно четко эта проблема была поставлена после того, как ледокольный пароход «Сибиряков» в 1932 г. впервые в истории полярных стран прошел в одну навигацию из Архангельска во Владивосток.

Немедленно по окончании этой экспедиции было организовано Главное управление Северного морского пути. С тех пор с каждым годом увеличивается поток грузов вдоль нашего северного побережья, растут морские порты и промышленные предприятия, увеличивается сеть авиалиний. Одновременно вдоль побережья и на прилегающих островах растет сеть радио– и гидрометеостанций, навигационных знаков и радиомаяков. Для этой цели посылаются морские и сухопутные экспедиции, составляются навигационные карты и навигационные описания отдельных участков Северного морского пути.

Делается все для того, чтобы практическое мореплавание вдоль северных берегов СССР стало возможно более удобным и безопасным. Однако последняя задача оказалась трудной уже потому, что изученность отдельных участков Северного морского пути явно недостаточна для разрешения вопросов, повседневно возникающих в связи с освоением Северного морского пути. Наука сильно отстала и отстает от запросов практики.

Достаточно указать хотя бы на то, что, например, Карское море – один из наиболее трудных участков Северного морского пути – к 1935 г. было плохо изучено даже в географическом отношении. Только в 1930 г. здесь открыты острова Визе и Шмидта. Северная Земля, открытая в 1913 г., окончательно описана лишь в 1932 году. В северной части Карского моря (за исключением прибрежных районов Северной Земли, посещенных в 1930 и 1932 гг. экспедициями на «Г. Седове» и «Сибирякове», прибрежных районов Земли Франца-Иосифа, посещенных экспедицией на «Н. Книповиче» в 1932 г. и пути дрейфа «Св. Анны» в 1912–1913 гг.) к 1935 г. между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей на географической карте оставалось громадное белое пятно. Оно простиралось приблизительно от 79-й параллели на север вплоть до пути дрейфа экспедиции Нансена на «Фраме».

Основным затруднением в освоении Северного морского пути были и остаются морские льды. Заблаговременное предвидение их количества, расположения и проходимости в навигационный период является залогом успеха морских операций. Своевременное знание ледовых условий позволяет правильно расставить силы и средства и наметить сроки и размеры намечаемых операций. Однако для ледового прогноза еще недостаточно наблюдений метеорологических станций, как бы часто они ни были расставлены. Помимо этого, необходимо понимание океанологических процессов. А для такого понимания, хотя бы в первом приближении, необходима прежде всего более или менее верная географическая карта.

Все окраинные моря Советской Арктики расположены на исключительно развитой материковой отмели. И до тех пор, пока эта отмель не будет полностью обследована на всем своем протяжении, мы можем ожидать открытия здесь новых островов и отмелей, в той или иной мере влияющих на ледовый режим.

Однако, как показал опыт предшествующих экспедиций, задача выхода за пределы материковой отмели очень нелегка. Если не считать бесследно пропавшей шхуны «Св. Анны», вынесенной вместе со льдами из Карского моря в Северный Ледовитый океан, то только «Фраму» Нансена удалось это сделать в районе Новосибирских островов. Поэтому одной из основных задач экспедиции 1935 г. на «Садко» было обследование северной части Карского моря и, по возможности, выход в этом районе на большие глубины Северного Ледовитого океана. План экспедиции строился на основании данных, полученных в предшествовавших экспедициях на судах «Н. Книпович» в 1930 и 1932 гг. и «Персей» в 1934 году.

Уже говорилось, что с 1921 г. в Арктике наступило некоторое потепление. Это потепление подтверждается, во-первых, повышенными средними температурами воздуха на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа и Новой Земле и усиленным отступанием на них ледников, во-вторых, повышением средней температуры атлантических вод, поступающих в Северный Ледовитый океан и Баренцово море, и, наконец, в-третьих, проникновением на север некоторых промысловых рыб и теплолюбивых придонных морских организмов. Теперь твердо установлено, что средняя температура как воздуха, так и воды в тех же районах в начале текущего столетия была заметно ниже.

Понятно, что в годы потепления Арктики проведение морских экспедиций и достижение ими высоких широт легче, чем в годы похолодания.

Было также подмечено, что на фоне общего потепления Арктики, еще более усилившегося начиная с 1930 г., годы с малым количеством льдов сменяются годами с большей ледовитостью. Для западного сектора Советской Арктики эти колебания до известной степени связаны с изменением температурного режима Нордкапского и Шпицбергенского течений.

Изменение температурного режима атлантических вод в этих районах влечет за собой изменение метеорологических условий в этих же районах и в какой-то мере с ним связано. Совокупное действие океанологических и метеорологических условий вызывает в свою очередь соответствующие изменения в количестве и состоянии льдов.

Анализ всего накопленного метеорологического и гидрологического материала по западному сектору Советской Арктики позволял уже осенью 1934 г. рассчитывать на благоприятные ледовые условия в 1935 г., на который намечалась экспедиция на «Садко». Автору во время экспедиции на «Персее» в 1934 г. удалось провести работы, охватившие обширный район между островами Медвежьим, Ян-Майеном, кромкой гренландских льдов и Шпицбергеном с предварительными и последующими работами в западной части Баренцова моря. Эта экспедиция на «Персее» явилась в сущности своего рода предварительной ледовой разведкой для предполагавшейся экспедиции на «Садко» в 1935 году. Наблюдения океанологические и метеорологические, проведенные за зиму 1934 г., подтвердили правильность сделанных предположений о благоприятных ледовых условиях 1935 года.

Первым условием успеха научных морских экспедиций, посылаемых в высокие широты, является выбор года, благоприятного в ледовом отношении для намеченного к исследованию района. Мы знаем примеры прекрасно подготовленных и хорошо снаряженных морских экспедиций, кончавшихся неудачей только потому, что по тем или другим причинам ледовые условия нельзя было предвидеть с достаточной точностью, или потому, что на это дело не обращалось должного внимания.

Вторым условием успеха морской арктической экспедиции является возможно более полное использование ледовой обстановки, создавшейся во время проведения экспедиции. Это невозможно, если одновременно с производством научных работ и в особенности перед каждым заходом во льды не делать достаточно надежной ледовой разведки отдельных районов моря, подлежащих изучению.

На первый взгляд кажется, что на такую разведку теряется драгоценное время короткого полярного лета, но, как показал неоднократный опыт, эта потеря времени всегда себя оправдывает. В этом случае гарантируется безопасность плавания и появляется уверенность в возможности выполнения тех или иных работ.

Третье условие успеха морской арктической экспедиции – гибкость плана ее работ, позволяющая во время самой экспедиции перестраивать начальный план в соответствии со сложившейся ледовой обстановкой.

Первоначально намеченный план экспедиции на «Садко» включал:

1) производство стандартных океанологических разрезов от мыса Нордкап (Норвегия) до мыса Сёркап (Шпицберген), далее по 76, 78 и 80-й параллелям северной широты от Шпицбергена до гренландских льдов;

2) океанографическое обследование районов к северу от Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа;

3) океанографическое обследование северной части Карского моря.

Основными работами экспедиции считались работы в Гренландском море и в северной части Карского моря. Работы в районе к северу от Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа считались попутными при неизбежном переходе из Гренландского в северную часть Карского моря. Кстати сказать, обследование района к северу от Земли Франца-Иосифа в начале плавания не было выполнено из-за сравнительно большого количества льдов, оказавшихся там в это время. В конце плавания на это обследование не хватило времени, так как было решено возможно полнее использовать благоприятные ледовые условия в северной части Карского моря для обследования района, труднодоступного и до того еще не посещавшегося.

Работы в Гренландском и Карском морях отличались друг от друга и по своим задачам, и по способу их выполнения.

Главной целью работы в Гренландском море было накопление океанологических наблюдений по строго определенным направлениям (стандартным разрезам) с целью выявления сезонных и вековых колебаний режима Шпицбергенского течения, их связи с таковыми же колебаниями Нордкапского течения и определения положения кромки гренландских льдов. Эти работы являлись необходимым звеном в цепи систематических работ, начатых советскими учреждениями в Гренландском море с 1932 г. и служащих материалом для океанологических, ледовых и метеорологических прогнозов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"

Книги похожие на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Зубов

Николай Зубов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"

Отзывы читателей о книге "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.