» » » » Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)


Авторские права

Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)

Здесь можно скачать бесплатно "Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство "Наука" (Главная редакция восточной литературы), год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)
Рейтинг:
Название:
Конь и всадник (пути и судьбы)
Издательство:
Издательство "Наука" (Главная редакция восточной литературы)
Жанр:
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конь и всадник (пути и судьбы)"

Описание и краткое содержание "Конь и всадник (пути и судьбы)" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматривается развитие коневодства на Востоке и в Евразийских степях в тесной связи с историей народов, осваивающих коня, с момента его приручения в 4 тысячелетии до н. э. до первых колесничных боев и состязаний всадников в VII в. до н. э.






Один из известнейших археологов нашего времени, Б. А. Куфтин, в результате сенсационных раскопок в Триалетских курганах [100] привез в Государственный музей Грузии в Тбилиси замечательные коллекции: огромные, в человеческий рост кувшины, расписанные птицами, спиралями, волнистыми полосами, изображающими воду и землю; золотые миниатюрные чарочки; кубки, украшенные драгоценными камнями; серебряное ведерко, прекрасно реставрированное самим ученым.

На серебряном ведерке обращала на себя внимание вереница из 23 одетых мужчин с пушистыми волчьими хвостами и звериными мордами вместо лиц, обутых в башмаки с высоко загнутыми носками и несущих в больших кубках дары лесному божеству. Сам хозяин леса сидел тут же на троне-табуретке у древа жизни.

Сейчас эти удивительные вещи из курганов, найденные Б. А. Куфтиным, хранятся за витринами из зеркального стекла в золотой кладовой Государственного музея Грузии в Тбилиси. Наибольшее внимание обращает здесь на себя древняя повозка с большими колесами из толстых досок.

Шумерская повозка, запряженная эквидами (середина III тысячелетия до н.э.).

Находки эти тогда были сенсацией. Монография Б. А. Куфтина, вышедшая в 1941 г., получила первую для археологов Государственную премию. На полученные деньги был построен танк, в тот же год ушедший на фронт. Уже не одно поколение археологов учится по книге Б. А. Куфтина, хотя за это время были извлечены из-под земли, может быть, и более интересные вещи. Много лет спустя я как-то попросила Бориса Алексеевича рассказать о той археологической находке, которая ярче всего запечатлелась у него в памяти. Оказалось, что самое близкое проникновение в жизнь древнего человека Б. А. Куфтину дал раскопанный им в молодости маленький очажок, оставленный древним охотником на берегу Байкала. Около обожженных угольков стоял изящный глиняный горшочек, а возле него аккуратно сложенные хрустальные стрелки, словно хранящие тепло положивших их рук...

Вернемся, однако, к повозке. Их несколько в Государственном музее Грузии. Запряженные быками или эквидами[3], они были прототипами легких боевых колесниц. Создатели последних восприняли и переработали старый принцип дышловой запряжки для пары животных, конструкцию ярма и кузова.

Многие авторы считают родиной повозок различные районы древнего мира: Месопотамию (древнейшая модель повозки конца IV тысячелетия до и. э. из Древнего Урука; изображение открытой боевой повозки-арбы на штандарте из Ура и т. д.); Кавказ или Загрос (повозки из Триалетских курганов и материалы куро-аракской культуры); евразийские степи. Судя по единству конструкций и наименований деталей в различных пилках, можно предполагать, что повозки имели один центр происхождения, из которого они проникли во все отдаленные уголки ойкумены — от Западной Европы до Китая.

Конь и передвижения индоевропейцев

Куда ты мчишься, гордый конь?

И где опустишь ты копыта?

А. С. Пушкин

Происхождение и расселение индоевропейцев — одна из самых ярких и сложных страниц истории. Красной нитью проходит здесь идея о нерасторжимой связи между конем и ранними индоевропейцами. Действительно, слово «конь» — индоевропейского происхождение, что справедливо, в частности, для древнеиндийского, древнеиранского, греческого, фракийского, латинского, кельтского, германского и других языков. Это же относится к культу коня, названиям ряда элементов упряжи и т. д. [22, 40, 52; 73; 172; 174, 189].

Еще в XIX в. сравнительное языкознание поставил вопрос об индоевропейском языковом единстве, восходящем к глубокой древности. К племенам, говорившим на индоевропейских языках, принадлежали предки хеттов, греков, славян, германцев, романских народов и др. Прародину индоевропейцев искали в ряде районе Евразии, но в настоящее время укрепилась точка зрения, что ею является Европа (от Балкан и Подунавья до Урала).

Глиняная модель четырехколесной повозки сложной формы

Особый интерес представляет для нас история индоиранских племен. Из среды индоевропейских (или арийских) племен они выделились, очевидно, в середине III тысячелетия до н. э. Об их прародине и путях расселения ведутся в наши дни ожесточенные споры.

Одни исследователи видят прародину ариев в Средней Азии [65; 67], другие [52; 73; 175] — в причерноморских степях. Время передвижений ариев относится к первой половине и середине II тысячелетия до н. э. Это скорее всего медленная и постепенная инфильтрация Переднюю Азию через Среднюю Азию или Кавказ. Для нас особенно важно, что древнеиндийские и древнеиранские племена объединяют: язык, близкие личные имена, общие боги, ритуалы, мифы, священные гимны, идеологические представления, существование каст... Интересно то, что у ариев выделялись касты колесничих. Колесницы были похожи по своей конструкции, одинаковыми были названия деталей и конского снаряжения. У ариев существовал культ коня и проводились конные состязания. Так, и в Ведах и в «Авесте» конь понукает своего владельца в том, что тот не готовит его к состязаниям:

Да не будешь ты сидеть на быстроногих,
Да не будешь ты править быстроногими,
Ты, который не просишь меня [показать]
Силу на многолюдном собрании населенной страны.
Авеста [135.110],

а в погребальном гимне коню читаем:

Ты скакун по силе побеждать на скачках...
Ригведа (X.56) [14] —

или:

Это как выпущенный [конский] бег, знающий свой путь...
Гимн Варуне (XII.87) [14]

Дискутируется вопрос о том, прибыли ли арии с конем и колесницей из своей прародины или же, приведя коня, создали колесницы только в Месопотамии (как полагают Ф. Ханчар, А. Камменхюбер, И. М. Дьяконов) [68; 197; 202]. В последнем случае отправной точкой построения является положение о позднем одомашнении лошадей в южнорусских степях (сейчас это уже вчерашний день науки) и отсутствие данных о находках там колесниц (однако они могут появиться со временем).

Лингвистика обогащает наши знания о передвижениях индоевропейцев; определенную лепту, как мы уже видели, вкладывает сюда и археология, хотя, конечно, ее данные не отличаются пока еще полнотой и определенностью.

Работы ряда исследователей разной специализации раскрывают перед нами картину жизни населения Передней Азии накануне прихода индоевропейцев, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. Анатолия и южное побережье Черного моря в III тысячелетии до н. э. до прихода хеттов были заняты хаттами и родственным им племенами. Другим массивом, также не индоевропейским, следует считать хуррито-урартский этнос. Очень важным с точки зрения настоящего исследование является вторжение в Месопотамию гутиев и касситов из горных областей, с которыми некоторые ученые связывают появление колесниц и лошадей [23, 81].

Что же касается индоевропейцев, то с первой их волной большинство ученых связывает хеттов и лувийцев, язык которых относится к анатолийской ветви индоевропейских языков. Именно хеттам на протяжении нескольких веков суждено было сыграть определяющую роль в истории Передней Азии.

Несколько позже в Передней Азии появилась группа арийских племен, обитавших на территории царства Митанни и соседних районов Северной Месопотамии Язык этих ариев известен по «окаменевшим глоссам» (выражение немецкой исследовательницы А. Камменхюбер), и прежде всего по трактату о конном тренинге Киккули.

К еще более позднему времени относится проникновение в Переднюю Азию древних иранцев, затем следуют уже киммерийские и скифские походы, сведений о которых намного больше.

Война и мир в Шумере

Вы хватайте хорошенько-хорошенько мое победоносное войско!

Будьте стойкими-стойкими, будьте бдительными.

Летопись Тутмоса III

Передняя Азия долго служила примером использования лошадей — сначала в качестве упряжных (верховые кони появились здесь много позже). Следует, однако, помнить, что одно дело определить момент, когда в армии боевые подразделения колесниц сменила конница (в начале I тысячелетия до н. э. у ассирийцев, а другое — решить, была ли освоена лошадь сначала под верх или под колесницу. Как уже говорилось ранее, в связи с развитием коневодства у племен Приднепровья в IV-III тысячелетиях до н. э. первым всадником стал табунщик.

Если мы вернемся в III тысячелетие до н. э., когда лошадь была освоена под верх в южнорусских степях, и то для Передней Азии в этот период все данные о ней будут еще очень фрагментарны. Там, собственно, нашли только кости лошади (может быть, дикой, а может быть, и эквидов?), изображение человека на печати конца III тысячелетия до н. э. в Сузах, стоявшего между двух лошадей (композиция, сохранившаяся почти до наших дней на вышитых русских полотенцах), да еще несколько незначительных находок. Между тем письменные свидетельства о других эквидах, так же как и их изображения, достаточно многочисленны. Рассмотрим только некоторые из них.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конь и всадник (пути и судьбы)"

Книги похожие на "Конь и всадник (пути и судьбы)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Ковалевская

Вера Ковалевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)"

Отзывы читателей о книге "Конь и всадник (пути и судьбы)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.