Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Конь и всадник (пути и судьбы)"
Описание и краткое содержание "Конь и всадник (пути и судьбы)" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматривается развитие коневодства на Востоке и в Евразийских степях в тесной связи с историей народов, осваивающих коня, с момента его приручения в 4 тысячелетии до н. э. до первых колесничных боев и состязаний всадников в VII в. до н. э.
Ассирийцам, видимо, на несколько десятилетий удалось найти в лице скифов верных союзников, которым не раз предстояло спасать их от гибели. Причем особый интерес этого союза, как и предшествующего по времени союза с киммерийцами, заключался в том, что в ассирийской армии благодаря этим связям все большую роль начинают играть всадники.
Мидии все-таки удалось сбросить ассирийское иго. Здесь было создано независимое мидийское царство во главе с правителями из династии Дейокидов. Мидия заслужила у историков древности чести считаться первой страной, вышедшей из-под ассирийского ига.
Иным было положение Манны. Она осталась самостоятельной, но ненадолго, так как уже через пятнадцать лет успешный поход Ашшурбанапала, который взял восемь крепостей с богатой добычей в виде скота, военного снаряжения, лошадей. Манна стала данницей и союзницей Ассирии.
Предшественники скифов
Враг, сильный конем и далеко летящей стрелой,
широко опустошает соседнюю землю.
ОвидийВот уже более двухсот лет скифы и киммерийцы ставят новые и новые вопросы исследователям. Многие ученые умы волновали эти проблемы. Обратимся и мы к ним. Для нас эти племена интересны тем, что они были первыми всадниками евразийских степей, ставшими широко известными древнему миру и сыгравшими роль, которую трудно переоценить, как в жизни Передней Азии, так и в истории нашего Юга. Это о них читаем мы в Библии: «И пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное» (Кн. пророка Иезекииля, 38.15). «Вот, поднимается он подобно облакам и колесницы его — как вихрь, кони его быстрее орлов; горе нам! ибо мы будем разорены». (Кн. пророка Иеремии, 4.13). «Колчан его как открытый гроб... Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны, голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона» (Кн. пророка Иеремии, 5.16; 50.42). О конных набегах скифов сообщает нам и «отец истории» Геродот: «Скифы же распространили свое владычество по всей Азии... и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь, помимо того что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось» (Гер. I.104, 106).
Подобную же картину рисует грузинский историк XI в. н. э. Леонти Мровели, когда воссоздает историю Закавказья второй четверти I тысячелетия до н. э. Он пишет: «Неисчислимое множество скифов опустошало земли и города Закавказья вплоть до Урарту» [9, 11-12].
Прежде чем обратиться к скифским походам, посмотрим, что о них писали Геродот и Диодор Сицилийский. Оба автора, хотя и представляют две различные античные традиции, видели следующую последовательность этих событий: во-первых, скифы пришли в причерноморские степи, занятые киммерийцами; во-вторых, они изгнали киммерийцев в Переднюю Азию; в-третьих, туда же, вслед за киммерийцами, «преследуя их», продвигались и скифы. «Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю» (Гер., IV.11). Следуя за киммерийцами, они проникли в Азию и сокрушили державу мидян.
«Еще в древности под управлением одного воинственного и отличающегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийското озера и прочие области до реки Танаида», — пишет Диодор Сицилийский [110, I.458].
Итак, античные авторы считали, что скифы пришли в Переднюю Азию вслед за киммерийцами, более древними обитателями причерноморских степей.
Для греков (а именно к их традиции восходит принятое нами имя киммерийцев) — это были воинственные всадники, вооруженные луком, мечом и кинжалом, живущие там, «куда никогда сияющее солнце не заглядывает... лучами» [Одиссея, XI.15, 19].
Судя по описанию, речь идет о далеком севере, а между тем это всего-навсего причерноморские степи.
Греческие авторы, как правило, вспоминали о киммерийцах только в связи с походами последних во Фракию, Грецию и Малую Азию. Причем их сведения (достаточно неясные, спорные) относятся уже к XI в. до н. э.
Значительно подробнее документируются более поздние походы киммерийцев, «которые в гомеровские времена или немного раньше опустошали набегами целую область от Боспора вплоть до Ионии» (Страб. I.1.10). Из причерноморских степей под натиском скифов уходили они на юго-запад, в Малую Азию.
В этой связи большой интерес представляют сведения Оросия о внезапном вторжении племени амазонок и киммерийцев в Азию. Оно произвело на широком пространстве огромное опустошение.
Трудно представить себе, как осуществлялось «господство» киммерийцев в Малой Азии, размеры подвластных им территорий, характер взаимоотношений с местным населением и т. д. Более определенно документируется на основании археологических материалов их путь через Закавказье (см., например, сочинения Л. Мровели [89, 64]).
Скифы в Передней Азии появились примерно через столетие или несколько раньше после прихода в Малую Азию киммерийцев. На протяжении полувека они упоминались на различных территориях, как правило их считали врагами, а не союзниками. Если центр распространения киммерийцев приходился на Малую Азию, то скифы вначале появились в районе озера Урмия, в стране Манны. В 70-х годах VII в. до н. э. киммерийцы упоминались в качестве врагов (679 г. до н. э.) Ассирии, входя в то же время в состав наемных ассирийских войск. Дело в том, что к 70-м годам VII в. до н.э. для Ассирии очень велика оказывается потребность в кадровом войске, а свои резервы резко истощаются.
В надписи Асархаддона и в вавилонской хронике за 679 г. до н. э. говорится о походах киммерийцев в Ассирию, битвах в стране киммерийцев и на территории ряда мелких областей, расположенных в Малой Азии. Асархаддон сообщает: «А Теушпу — киммерийца, ум-ман-манду, чье место отдаленно поразил оружием вместе с его войсками в земле Хубушна» [7, 3, 260] (юго-восточная часть Малой Азии).
Потерпев поражение от Ассирии, киммерийцы решили направить основной удар на центральную часть Малой Азии, и, возможно, в союзе с урартами, разрушили Фригию. Асархаддон с тревогой запрашивал бога Шамаша о намерениях урартов и их союзников, «будь то он сам со своими силами, будь то киммерийцы, будь то союзники, которые с ним...» [7, 3, 262]. В отличие от предыдущих данных интерес этого вопроса заключается в том, что мы видим киммерийцев не только к северо-западу от Ассирии, но и к северо-востоку (правда, не исключено, что в данном случае под именем киммерийцев надо видеть скифов).
Скифские всадники и их походы
Они всюду являлись нежданными и,
своею быстротою предупреждая слух,
не щадили ни религии, ни достоинств, ни возраста.
Евсевий ИеронимИтак, скифы. Их победы и поражения, друзья и недруги, передвижения и места обитания. Они предстают перед нами зримо, хотя их бесчисленные изображения, на основании которых складывается наше представление о скифах, относятся к значительно более позднему времени.
Походы киммерийцев — это прежде всего движение конного войска с лучниками в авангарде, снабжающее припасами обширный обоз повозок с женщинами и детьми, табуны коней и стада. Скифы широко использовали коня во время своих походов, сыгравших огромную роль в дальнейших судьбах народов Азии.
На стадии военной демократии, которая существовала у скифов накануне походов, весь их народ становился войском. Каждый, кто мог носить оружие и сесть на коня, участвовал в походе, причем только воин, убивший врага, имел право пить из почетной круговой чаши во время ежегодных празднеств. Лукиан Самосатский оставил нам очень колоритное этнографическое описание подготовки скифов к походу, так называемый обычай «садиться на шкуру». Организатор похода убивал жертвенного вола, готовил мясо и выставлял его в котле. Сам же в позе мольбы, заложив руки назад, как связанный, садился на шкуру. Каждый, кто вступал на нее, будь то родственник или соплеменник, и вкусил мяса, становился членом дружины, причем единственное, о чем он говорил, — это о количестве воинов, которых «на своих харчах» приводил. «Такое войско держится очень крепко и для врагов непобедимо, как связанное клятвой, ибо вступление на шкуру равносильно клятве», — сообщал о скифах Лукиан [10, I, 557].
Сакские лучникиВ скифской армии ударной силой была конница, хотя пешее войско составляло немалую ее часть. Античные авторы, повествуя о тактике скифов, прежде всего говорили о правиле сражаться «посредством бегства», стрелять на скаку, повернувшись назад. Но если этот способ оправдывал себя в войне на своей территории, в степи, то в Передней Азии, конечно, он никак не мог принести победу: ведь там скифов встретили сильные армии и прекрасно укрепленные города. В. Д. Блаватский высказал в свое время справедливое предположение, что киммерийцы и скифы в их наступательных походах использовали ударный кулак конницы, целью которого было атаковать центр неприятельской армии [38]. Сам характер скифского войска предполагал большую мобильность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конь и всадник (пути и судьбы)"
Книги похожие на "Конь и всадник (пути и судьбы)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)"
Отзывы читателей о книге "Конь и всадник (пути и судьбы)", комментарии и мнения людей о произведении.