» » » » Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)


Авторские права

Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)

Здесь можно скачать бесплатно "Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство "Наука" (Главная редакция восточной литературы), год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)
Рейтинг:
Название:
Конь и всадник (пути и судьбы)
Издательство:
Издательство "Наука" (Главная редакция восточной литературы)
Жанр:
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конь и всадник (пути и судьбы)"

Описание и краткое содержание "Конь и всадник (пути и судьбы)" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматривается развитие коневодства на Востоке и в Евразийских степях в тесной связи с историей народов, осваивающих коня, с момента его приручения в 4 тысячелетии до н. э. до первых колесничных боев и состязаний всадников в VII в. до н. э.






Поскольку единицами расстояния, принятыми у хеттов, были 6 км и 600 м, то дистанции, проходимые рысью, увеличивались каждый раз на 6 км, а галопом — на числа, кратные 600 м. Третий-пятый месяцы тренировок, очевидно, приходились на самое жаркое время года и включали в себя основную работу с большими репризами рыси по ночам. Правда, в дни проверочных галопов лошадям давали нагрузки по утрам и вечерам.

Ко второй половине четвертого месяца достигала максимума работа рысью. Сначала проверочный галоп на 2280 м и рысь на 16,2 км. Затем шесть ночей лошади проходили по 42 км рысью при 420 м галопа, потом в одну ночь 84 км рыси при 420 м галопа и вновь восемь ночей по 42 км при 480 м галопа. Такую нагрузку дают в наше время только лошадям, идущим на побитие рекорда по пробегам.

На пятый месяц дистанция, проходимая рысью, уменьшалась до 30 км при увеличении галопа до 1020 м и даже до 4200 м во время проверочных галопов. Тренинг шестого месяца уделял основное внимание репризам галопа. Если раньше между проверочными галопами сохранялись промежутки времени в 10-20 дней, то на шестой месяц дистанция увеличивалась от 4,2 км галопа (при 16,2 км рыси) до 26,2 км (при тех же 16,2 км рыси).

Большое количество гитов (и репризов в гитах) роднит тренинг хеттских лошадей с тренингом ахалтекинцев в XIX в. Различия, и очень существенные, заключаются в том, что при тренинге ахалтекинцев целью было достижение максимальной резвости на коротких дистанциях (от 250 до 1000 м) во время дехканских скачек, а выносливость лошадей не выявлялась. К сожалению, мы не располагаем сведениями о тренировке ахалтекинцев для военных походов, но, видимо, именно здесь отчетливо выявилась бы близость элементов тренинга среднеазиатских и хеттских коневодов.

Анализ тренинга и сравнение его с современными данными по тренингу лошадей разных пород и, главное, предназначенных для разных целей (скачек, бегов, стипль-чезов и пробегов), позволяют ответить на вопрос, который многие годы являлся предметом спора у исследователей текста Киккули, — были ли целью тренинга колесничные состязания или участие в военных походах. Хотя большинство исследователей склоняются к первой точке зрения, нам кажется, что данный анализ ее опровергает. Скачки в древности проводились всегда на ипподромах, скаковой круг которых не превышал 1000 м на короткую дистанцию, и выигрывали лошади с наибольшей резвостью. Тренинг же Киккули методически добивался все большей и большей выносливости лошадей, что было необходимо для военных целей. Причем о достоинствах этого тренинга мы можем судить не только по его характеру, но и по результатам. Если мы ничего не можем сказать о резвости лошадей на Древнем Востоке, то хорошо знаем их выносливость. Ведь даже почти за пять столетий до Киккули лошадь в запряжке могла пройти в один дневной переход 150 км — рекордная цифра для нашего времени (суточный пробег составляет несколько более 300 км).

Глава V.

Первые всадники-воины

И опять вдали

Всадник встанет,

Конь вздыбится

В голубой пыли.

А. Блок

Причерноморье

Огромная степь от Ордоса до Дуная с примыкавшими к ней горными областями, столь удобными для перекочевки табунов, отар и стад, связанная со всеми раннеземледельческими очагами и центрами металлургии, была освоена уже давно. К середине II тысячелетия до н. э. ее однообразие нарушали десятки тысяч курганов, то растянувшихся цепочками, то возвышавшихся отдельными высокими холмами, на которых стояли стелы из песчаника и известняка.

К середине II тысячелетия до н. э. исследователи относят ряд фактов, свидетельствующих об умении населения евразийских степей ездить верхом. Это конские погребения в позднесрубных памятниках [131], многочисленные находки костяных псалиев из поселений от Поднепровья до Казахстана [130], кости (фаланги) лошадей как культовые предметы в детских погребениях срубной культуры и культовая пища в виде костей лошади на ранних этапах андроновской культуры. Интересно, что, по мере того как коня стали использовать в качестве верхового животного, исчезал и обычай класть его кости как жертвенную пищу [46].

По наблюдениям К. Ф. Смирнова на территории степной Евразии способ взнуздывания коня, выработавшийся в южнорусских степях, как мы теперь знаем, уже в III, если не в IV тысячелетии до н. э., проник в Переднюю Азию во время ранних передвижений «индоевропейских племен, в хозяйстве и военном деле которых лошадь играла существенную роль» [130].

Изображения парных головок коней

Вопрос этот в связи с выходом в свет работы К. Ф. Смирнова был вновь поднят М. Э. Литтауэр [209], считавшей, что псалии мягких удил из евразийских степей — это не прототипы более развитых азиатских бронзовых удил [209, 298], а их упрощенные копии из кости или рога. Если находки костяных псалий с шипами генетически связаны с Востоком и Средиземноморьем, то псалии среднестоговской культуры заставляют нас пересмотреть вопрос о времени и месте появления мягких удил.

К. Ф. Смирнов оставлял открытым вопрос о том, где именно — в Средней Европе, Поволжье или Казахстане — возникли уздечки с мягкими удилами и костяными псалиями, хотя сейчас уже можно считать, что находки псалии среднестоговской культуры решают этот вопрос в пользу южнорусских степей. Сходство форм и орнаментации псалий и костяных блях, так же как и реконструкции уздечек, позволяет нам говорить о развитии конского снаряжения на обширной территории. Идет оно по пути упрощения связи псалий с оголовьем и увеличения числа окончаний нащечного ремня, с тем чтобы оголовье более плотно прилегало к голове лошади. В состав конской уздечки входили костяные псалии и различных типов бляхи, укреплявшиеся в месте соединения ремней. В X-IX вв. до н. э. на всем протяжении наших степей от Днестра до Предкавказья наблюдается заметное единство в типах костяных псалий с тремя отверстиями: крупным, овальным центральным (для продевания повода) и двумя небольшими, чаще круглыми, по краям (для соединения с оголовьем). Несколько позже начинает проявляться своеобразие Предкавказья, где использовались роговые псалии в форме клыка.

Кавказ и Иранское нагорье

И гулом поражений и побед

Ваш топот огненный в веках гремит.

Кайсын Кулиев
Сцена ассирийской царской охоты

Первые века I тысячелетия до нашей эры знаменуют ряд новых, существенно важных для дальнейшего развития коневодства достижений. Сюда относится широкое освоение железа и возникновение кочевого быта, вызвавшее дальние передвижения и широкое, а не эпизодическое использование коня под верх, для выпаса стад, разъездов, посылки донесений или поспешного бегства, что было характерно уже для среднерусских степей и Кавказа (III тысячелетие до н. э.) и Передней Азии (II тысячелетие до н. э.). Речь идет о появлении вооруженного всадника вместо гонца или табунщика, замене отряда колесниц конницей, сначала иррегулярной, затем регулярной. В литературе укрепилась точка зрения, что если индоиранцы познакомили Азию с конем, то иранцы — с всадничеством. Изучая письменные источники Ассирии (описания военных походов, состав войска и добычи), можно уточнить время появления первых вооруженных всадников. Но основной материал дает нам здесь археология.

Древнейшее изображение всадника на навершии бронзовой булавки

Это погребения с конем или конским снаряжением, изображения оседланных коней или всадников (будь то монументальные ассирийские рельефы или предметы мелкой пластики, глиняные сосуды в виде коней или вазовая роспись). Сложность датировки заключается в том, что далеко не все находки происходят из хорошо документированных комплексов. Определенным источником является ономастика и топонимика. Так, очень большое число личных иранских имен связано с корнем асп — «конь» или бара — «ездить верхом» [52, 52; 172; 174; 215-217]. Интересно, что иранское название «люцерна» (лошадиная еда) уже в VIII в. до н. э. было известно вавилонянам и проникло затем к ассирийцам.

Наиболее любопытные ранние материалы о первых фактах езды верхом получены с территории Северного Кавказа. Они представлены памятниками кобанской культуры. Достаточно вспомнить всемирно известное навершие булавки с изображением всадника из собрания Венского музея [196; 197], булавки с головками лошадей из Сержень-Юрта, многочисленные (более 80 для восточного локального варианта кобанской культуры) глиняные фигурки лошадей и детали конского снаряжения — удила и псалии. Большинство этих вещей следует датировать первыми веками I тысячелетия до н. э. С этой же территории происходят бронзовые псалии III тысячелетия до н. э. из богатого подкурганного погребения в Бамуте, найденные в большой прямоугольной могиле площадью более 20 кв. м вместе с золотыми и серебряными вещами [118]. Эта находка может быть поставлена во вполне определенную связь с металлическими стержнеобразными предметами, которые, по мнению М. Э. Литтауэр, являлись прототипами псалии Передней Азии [209, 298]. Они могли употребляться не с мягкими удилами из сыромятных ремней и сухожилий (что было характерно для евразийских степей III-II тысячелетий до н. э.), но оказывать действие на края губ и нижнюю часть носовых костей в виде намордника. В настоящее время это наиболее раннее захоронение, где вместо верхового коня была положена (в специально сделанное углубление в северной части могилы, наряду с заупокойной пищей в сосудах) конская узда. Согласно исследованиям К. Н. Золотова [72], древние лошади Дагестана (домашние появляются в III тысячелетии до н. э, в Великенте) были значительно крупнее современных местных горских лошадок. Это — доказательство использования их для верховой езды. На основании северокавказских материалов мы можем представить себе, какими лошадьми пользовалось местное население в первые века I тысячелетия до н. э. К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении изображения отличаются небольшими размерами и обобщенностью форм, что не дает необходимого количества информации по интересующим нас вопросам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конь и всадник (пути и судьбы)"

Книги похожие на "Конь и всадник (пути и судьбы)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Ковалевская

Вера Ковалевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Ковалевская - Конь и всадник (пути и судьбы)"

Отзывы читателей о книге "Конь и всадник (пути и судьбы)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.