Старец Иосиф Исихаст - Выражение монашеского опыта

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Выражение монашеского опыта"
Описание и краткое содержание "Выражение монашеского опыта" читать бесплатно онлайн.
В этой книге собраны все изданные к настоящему времени в Греции сочинения знаменитого подвижника Святой Горы старца Иосифа Исихаста. Первые две части книги представляют собой исправленный перевод изданных ранее его писем (Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1998), в третьей части помещено его сочинение «Десятигласная духодвижимая труба» (Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 2000).
Перевод с греческого иеромонаха Симеона (Гагатика) (часть I‑II), Алексея Крюкова (часть III).
Под редакцией иеромонаха Тимофея (Никонова).
***
Добавлена IV часть — ТОЛКОВАНИЕ НА «ДЕСЯТИГЛАСНУЮ ДУХОДВИЖИМУЮ ТРУБУ» монаха Иосифа.
Это II часть книги «Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст» (Свято–Троицкая Сергиева Лавра. Спасо–Преображенский Валаамский мужской монастырь, г. Сергиев Посад, 2000).
Перевод на русский язык выполнен Алексеем Крюковым с греческого издания Ὁ Γέροντας Ἰωσὴφ ὁ Ἡσυχαστής. Βίος. Διδασκαλία. «Ἡ Δεκάφωνος Σάλπιγξ». «Старец Иосиф Исихаст. Жизнь и учение». Новый Скит, Святая Гора, 1986.
О МЫСЛЕННОМ ДЕЛАНИИ
Итак, любознательный брат мой, теперь, когда мы вкратце поведали о телесном благочинии и, связав и обуздав плоть, показали, каким образом можно заставить ее повиноваться духу, надлежит нам привести в порядок мысль и помышление и окрылить мысль, чтобы она возвысилась от земного к небесному через естественное созерцание сущего!
Богодухновенные отцы учат, что природа обучает познанию и через естественное созерцание. Когда же очистятся чувства, то удостаиваемся мы и созерцания духовного. Итак, когда мысль, как было сказано, водворяется в этом созерцании сущего и просвещается частым явлением умопостигаемой и мысленной божественной росы, подобной посылавшейся евреям божественной манне, то, питаясь тем, что созерцает, она научается бороться со своими врагами — бесами!
Слушай внимательно и часто размышляй о словах моих, чтобы просветилась душа твоя, а ты узнал бы способ, посредством которого должен приблизиться к Богу. И когда умными очами через умную молитву соединишься с Ним, Он научит тебя не говорить лишнее и неполезное, равно как и не просить о чем‑то прежде времени. Как дитя, лепечущее на лоне Отца своего, с чистою душою говори то, что содержится в глубине сердца твоего и кажется тебе полезным. Тогда, несомненно, Отец твой услышит прошение твое, если то, о чем ты просишь, действительно будет тебе полезно.
Итак, повинуйся словам моим и внимай умом твоим, как нам с сыновней простотой начать спасительную молитву, обращенную к Желающему спасения нашего и угодную Ему:
«Скажи мне, любоблаже и человеколюбче Иисусе мой сладчайший и Христе мой возлюбленный, кто молился обо мне? Кто умолил Тебя, чтобы Ты привел меня из небытия в этот мир, чтобы я появился на свет у родителей, добрых и верных христиан, когда столько других детей рождается у турок, франков, [193] масонов, евреев, идолопоклонников и прочих, не верующих в Тебя? Ведь они словно бы не вполне родились и обречены на вечную муку. Сколь сильно должен я возлюбить Тебя и благодарить Тебя за столь великую милость и благодеяние, которые Ты мне оказал! Даже если кровь пролью, и этим не смогу достойно возблагодарить Тебя! И опять‑таки, Сладчайший Спаситель мой, кто молил Тебя обо мне, чтобы Ты терпел меня, согрешающего с детского возраста уже столько лет, и не тяготился мною, когда видел, что я обижаю других, ворую, гневаюсь, объедаюсь, что я лихоимец, завистник и исполнен всякого зла, Тебя же, Бога моего, оскорбляю делами своими. Ты, Господи, не послал смерть, чтобы постигла она меня в грехах моих, потому что, если бы я умер, был бы осужден на вечное мучение. Но Ты великодушно терпел меня! Как велика благость Твоя, Господи! И кто упросил Тебя, чтобы Ты привел меня к покаянию и исповеданию, облек в этот великий ангельский образ, причислил меня, хотя и недостойного, к монашескому чину? Как неизреченно величие Твое, Господи! Сколь страшно Твое величайшее домостроительство! Сколь богат Твой дар, Владыко! Сколь неиссякаемы Твои сокровища и неисповедимы Твои таинства! Кто не вострепещет, удивляясь Твоей благости! Кто не изумится, видя богатую Твою милость! Трепещу, Владыко, рассказывая о Твоем великом даре! Владыка и Господь мой распинается, чтобы спасти распявшего Его! Я, постоянно согрешая, тем самым распинаю Создателя моего, и Сотворивший меня меня освобождает! О Сладчайшая Любовь, Иисусе! Скольким я обязан Тебе! Не потому, Христе мой, должен я любить Тебя, что Ты обещал дать мне жизнь вечную. Не потому, что Ты обещаешь мне благодать Свою. Не ради обещанного нам вкушения райских благ. Но я обязан любить Тебя, ибо Ты достоин всяческой любви! Я должен служить Тебе, ибо Ты освободил меня от рабства грехов и страстей. О великое чудо, скрытое ото всех, кто не познал Тебя, Господи!»
Какой купленный раб требует платы, работая на господина своего? И как он может требовать освобождения, если уже должен господину за то, что тот его выкупил? Вот Царь твой и Господь всех распялся за тебя и искупил тебя от рабского служения бесам, дав тебе заповеди как противоядие от страстей, чтобы, исполняя их, ты избавился от побеждающих тебя страстей.
Он говорит тебе: «Не любодействуй! Усердно трудись, сражаясь с воюющими против тебя страстями, чтобы сохранить целомудрие, поскольку если ты не принудишь себя к целомудрию и потерпишь поражение, то неизбежно станешь блудником! Не кради, чтобы быть верным. Если же не принудишь себя оставаться верным, неизбежно станешь вором. Не будь сребролюбцем, чтобы быть милосердным. Не чревоугодничай, чтобы быть воздержанным. Имей в себе любовь, чтобы не стать завистливым…» И так далее — обо всех добродетелях и божественных заповедях Господних, которые даны нам как противоядие! Чтобы приобрести их и сохранить, нужно сражаться и одержать победу над противными им пороками, которые из‑за долгого навыка обрели силу второй природы. Диавол же укрепляет их, привычка питает, а наше бренное человеческое естество склоняется к ним. Вот они, три коварные и великие силы, воюющие против души и божественного закона! Итак, слушай внимательно. Господь, сначала освободив нас через божественное крещение, дал нам Свои божественные заповеди как противоядие от страстей, чтобы мы вновь не попали в рабство греху! Итак, теперь мы трудимся для Бога не ради того, чтобы получить от Него награду, и не ради жизни вечной мы трудимся, но как купленные рабы трудимся, чтобы не быть рабами бесов!
Мы обязаны трудиться, ибо Он выкупил нас. И поэтому нам должно с крайним послушанием и великим смирением служить Ему, соблюдая все святые заповеди Его! И если окажемся мы верными рабами, тогда Он как ДАР [194] даст нам Свою божественную БЛАГОДАТЬ, освободит нас от страстей и дарует нам Свое Небесное Царствие, говоря: «Добре, рабе благий и верный! О мале был еси верен, над многими тя поставлю». [195] Видишь, брат, что Он не говорит нам: «Прииди, Я воздам тебе по трудам твоим, так как ты трудился ради Меня», но по Своей великой благости дает Он нам милость благоутробия Своего и безграничной любви к нам, равно как и сладчайшую благодать Свою, уничтожая досаждающие нам страсти и сподобляя нас Царствия Своего!
Итак, когда приступаешь к исполнению долга своего, молитвы, приступи с великим смирением и сокрушенным сердцем, прося милости Божией, но не потому, что Он должен дать тебе благодать, а потому, что ты пребываешь в узах и просишь Его милостиво освободить тебя, говоря так:
«Владыко, Сладчайший Господи наш Иисусе Христе, ниспошли мне святую благодать Твою и освободи меня от уз греховных! Просвети тьму души моей, чтобы уразумел я безграничную милость Твою, возлюбил и достойно возблагодарил Тебя, сладчайшего моего Спасителя и Бога, достойного всяческой любви и благодарения. Ей, благий мой Благодетель, многомилостивый Господи, не отними от нас богатую милость Твою, но смилуйся над Твоим творением. Знаю, Господи, тяжесть прегрешений моих, но ведаю и несказанную милость Твою. Вижу тьму бесчувственной души моей, но с доброй надеждой верю и ожидаю божественного просвещения Твоего и избавления от лукавых грехов и гибельных страстей моих молитвами Сладчайшей Твоей Матери, Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых. Аминь».
Не переставай молиться так до последнего твоего издыхания, Бог же силен исполнить прошение твое. Ему слава, честь и поклонение вовеки.
Третий глас трубы, носящий образ Святой Троицы и возвещающий нам,
КАК БОРОТЬСЯ С ПОМЫСЛАМИ САМОМНЕНИЯ
В предыдущей нашей главе представили мы мысленную беседу с Богом, а также и то, о чем подобает размышлять. Теперь же, возмужав духовно и к тому же получив от Господа более мощное оружие, мы, неплохо подвизавшиеся в борьбе с врагом, когда он нападал на тело наше, и получившие в разнообразных бранях немалый опыт, тотчас вооружим и ум против мысленных его противников. Тогда, если враг нападет посредством мечтаний, ум немедленно отразит его чары и, как высоко парящий орел, воспарит посредством божественных помышлений, а не будет пресмыкаться, как прежде, питаясь прахом, подобно змее. Итак, обучившись еще и этому, поведем войну с матерью всех зол, самомнением, этим смертоносным вирусом, который, как некая чахотка, губит плод монашествующего!
Поскольку так соблаговолила премудрая Божественная сила, чтобы мы, ступенька за ступенькой, поднимались по мысленной лестнице богопознания, то, если мы к тому же одолеем и сокрушим самомнение, тогда Сладчайший Податель венцов увенчает нас просвещением и снизойдет на нас божественная благодать Его. Итак, продолжая нашу речь, возвысимся мыслию, чтобы взойти к высшему; ты же, возлюбленный читатель, со вниманием слушай это божественное поучение, чтобы оно принесло тебе пользу. А сказать здесь надобно вот что. Если щедрый Господь, приклонившись к нашим младенческим мольбам, посетит Своею утешающею благодатию находящегося во мраке невежества, если немного рассеет тьму страстей, помрачающих нас, являя нам Свое безграничное желание нашего спасения, не подумай, что ты уже в безопасности, так что больше и в осторожности не нуждаешься! Но знай, что, будучи бедным, ты желал богатства. Теперь же, когда ты обогатился, тебе нужно сильно бояться, чтобы не быть окраденным. Ведь если податель благ, ум, вдруг заснет, а мысль, помрачившись, отдаст свое оружие злейшему унынию, то нападет на тебя неожиданное несчастье и неожиданно явившиеся разбойники похитят сокровище, ты же останешься вновь ни с чем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Выражение монашеского опыта"
Книги похожие на "Выражение монашеского опыта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Старец Иосиф Исихаст - Выражение монашеского опыта"
Отзывы читателей о книге "Выражение монашеского опыта", комментарии и мнения людей о произведении.