Старец Иосиф Исихаст - Выражение монашеского опыта

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Выражение монашеского опыта"
Описание и краткое содержание "Выражение монашеского опыта" читать бесплатно онлайн.
В этой книге собраны все изданные к настоящему времени в Греции сочинения знаменитого подвижника Святой Горы старца Иосифа Исихаста. Первые две части книги представляют собой исправленный перевод изданных ранее его писем (Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1998), в третьей части помещено его сочинение «Десятигласная духодвижимая труба» (Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 2000).
Перевод с греческого иеромонаха Симеона (Гагатика) (часть I‑II), Алексея Крюкова (часть III).
Под редакцией иеромонаха Тимофея (Никонова).
***
Добавлена IV часть — ТОЛКОВАНИЕ НА «ДЕСЯТИГЛАСНУЮ ДУХОДВИЖИМУЮ ТРУБУ» монаха Иосифа.
Это II часть книги «Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст» (Свято–Троицкая Сергиева Лавра. Спасо–Преображенский Валаамский мужской монастырь, г. Сергиев Посад, 2000).
Перевод на русский язык выполнен Алексеем Крюковым с греческого издания Ὁ Γέροντας Ἰωσὴφ ὁ Ἡσυχαστής. Βίος. Διδασκαλία. «Ἡ Δεκάφωνος Σάλπιγξ». «Старец Иосиф Исихаст. Жизнь и учение». Новый Скит, Святая Гора, 1986.
Итак, все это поглотило забвение и неведение, и возник хаос бесчувствия, поэтому мы, нераскаянные, мучаемся здесь и в иной жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и подобострастному ближнему своему брату.
Ибо от начала Бог не так сотворил человека, чтобы он все это терпел и страдал, но сотворил его равноангельным: он мало отличался от ангелов. И, сотворив рай в Эдеме, поместил его туда, как царя, чтобы он правил по своему произволению и самовластию, одной только заповедью связав его, дабы видно было, что им управляет Вышний. Он же, будучи прельщен бесом и обрадовавшись равенству с Богом, — тому, что якобы его получит, — был изгнан из рая в это изгнание и впал в болезни, отлученный от Бога, чтобы пожинать волчцы и терния все свои дни.
Что же такое терния и волчцы, как не постоянные беды и не ежедневные скорби? От искушений, от развращенных людей и от этого жалкого нашего естества, которое от худых привычки и душевного свойства стало как бы второй натурой, от которой мы терпим больше болезненных искушений, чем от других врагов. И если милость Божия не предварит нас, нам грозит опасность погибнуть.
И когда же всему этому наступит конец? Когда, говорит, «от земли взят еси и в землю отыдеши». [98] Итак, вот где человеколюбивый Господь положил конец скорбям и болезням.
Чего же ты хочешь, добрая моя сестра? Какую стезю нам найти, которая не взращивала бы терний и волчцов? Какой есть другой путь, на который не распространялось бы божественное определение?
Вот посмотри на царей, для которых недавно гремела музыка, перед которыми трепетало творение. Где все это? Терния подавили их. Где недавние министры, которых живыми съели пчелы? Вот волчцы.
Итак, кто смог избавить себя от терний? Никто, только смерть.
Итак, давай вместе возгласим Соломоновы слова: «Суета сует и всяческая суета!» [99]
Блажен, кто претерпел до конца, все презирая, и с помощью долготерпения уменьшает количество терний и волчцов, позволяя, чтобы происходил земной убыток и собиралось небесное богатство.
И поэтому, дорогая моя сестра, душа моей души, пренебреги и ты своей «правотой» и своей волей ради моей столь сильной любви к тебе. И сочетай добрую чету — терпение с долготерпением.
Молись и обо мне, чтобы Господь хранил меня, ибо я замечаю большую пользу от твоих возлюбленных молитв, сестринских, духовных. И когда найдешь время, закажи сорокоуст, чтобы исчезла душевная тяжесть.
Ты мне пишешь, чтобы я заказал икону, но забыла написать, какого святого, какого размера. Напиши, и я сделаю заказ.
Только сейчас, в этот момент, я взял корзинку, открыл ее и нашел размер святых икон. Итак, будь спокойна. Они только чуть–чуть попозже будут готовы.
Получил я и твои сестринские подарки. Не простые подарки, а подарки любви, подарки сестры, с детства подвигом добрым подвизающейся. И за эти малые дары она получает в награду от щедрого Бога наслаждение в Небесном Его Царстве.
Ах! Я увидел в корзинке снеди нашего детства, плоды родины и, вспомнив, как мы росли, сказал: «О суетный мир! Какой же несчастный ты был, есть и будешь до конца! И как блаженно для блаженных вечное и нескончаемое оное наслаждение!» Ах, сестра моя! Если только попробуешь малую часть оных благ, сделаешься как железо в терпении.
Пишешь, что волнуешься и строишь планы. Правду говоришь. Но таков этот мир. Однако дерзай. Кто научился строить, научится когда‑нибудь не довольствоваться этим. Может быть, Господь найдет нас строящими, чтобы взять туда, где уже не понадобятся человеческие планы. И тогда у нас будет дом вечный.
Итак, дерзай. И я с тобой для тебя строю, и этого никто не разрушит. Только позаботься о том, чтобы присылать мне свою драхму, для того чтобы я мог покупать гвозди для окон и дверей. Дерзай и имей терпение. Очень благодарю тебя за все и молюсь о тебе всей своей душой. Передай мои смиренные пожелания всем нашим братьям. Целую стопы матери. Обнимаю твоего прекрасного и доброго супруга и твоих детей и желаю им быть добрыми чадами.
Выслушай еще ответ на свои вопросы: сын матери, которая тебя спрашивала, не поминается Церковью, потому что совершил самоубийство. Только, если хочет, пусть раздает за него милостыню. А Господь велик, и беспредельна глубина Его милости. Прежде всего, если хочет, пусть пошлет отшельникам, молящимся день и ночь, молитвы которых слышит Господь. Она, как ты говоришь, знает многих монахов. Пусть подаст им, чтобы они разделили это между собой. Или монахиням. Больше для него ничего сделать нельзя.
Что же касается дочери, о которой она говорит, что та поклялась, то эта клятва недействительна, ибо она противна Богу. Итак, все это она должна сказать духовнику…
40 «Бог всегда помогает, всегда предваряет, но желает терпения»
Приди, добрая и возлюбленная моя сестра, приди, и я снова утешу твои скорби. Приди, и благословим Бога сладким гласом сердца, посредством уст произносимым и посредством ума звучащим. «Благослови, — говоря, — душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его». [100]
Видишь, как любит нас Господь? Видишь, как мы, неблагодарные, счастливы благодаря тому, что нам ежедневно дарует Его благость? Но нас еще ожидает тот час подлинной жатвы, то блаженное мгновение, когда мы оставим здешнее и отправимся в иное отечество, действительно истинное, к блаженной жизни, верной радости, чтобы каждый из нас получил часть, даруемую подателем богатства сладчайшим Иисусом.
О радость! О наслаждение! О любовь Отца Небесного! Он очищает нас от всякой скверны, воздает нам честь, нас обогащает, даруя Свои богатства!
Там, золотая моя сестра, нет обижающего, нет лукавого, иссякли ревность и зависть. Там совсем нет страстей, а имеющие их остались перед мостом. Пропасть великая утверждена между здешним и тамошним.
Но, о сладкая любовь Христова, что хорошее ты видела от нас и за что повела нас по твоему божественному пути?
Итак, радуйся и веселись, возлюбленная моя сестра, благодари и прославляй Бога; и вот приближается час. Вскоре наступит миг, и мы услышим благословенный глас: «Приидите ко Мне». [101] И лишь закроются эти чувственные очи, откроются умные душевные, и мы как ото сна проснемся в другой жизни. Тогда увидишь родителей, братьев, родственников. Тогда увидишь ангелов, святых и блаженную Матерь всех, Чистую Деву и Богородицу, к Которой все мы взываем каждое мгновение и Которой после Бога обязаны всем.
С кем первым мы тогда заговорим, кто первый нас поцелует и кого поцелуем мы? Все — чистое, все — достойное, все — святое.
Итак, кто, ожидая этого, не вытерпит здесь всякую печаль нынешней жизни?
Посему, моя добрая и возлюбленная сестра, рассмотри свою жизнь. Исследуй, каким образом ее провела. Вспомни бесчисленные благодеяния Спасителя нашего Иисуса Христа и сладчайшей Его Матери и имей терпение в находящих на тебя искушениях.
Бог всегда помогает, всегда предваряет, но желает терпения. Слышит сразу, когда мы взываем, но не так, как думаешь об этом ты.
Ты думаешь, что твой голос не дошел сразу до святых, до нашей Пресвятой, до Христа. Но прежде чем ты позвала, святые поспешили тебе на помощь, зная, что ты их призовешь и попросишь их предстательства перед Богом. Однако ты, не видя того, что стоит за видимым, и не зная, как Бог управляет миром, хочешь, чтобы твое прошение исполнилось сразу, молниеносно. Однако так не бывает. Господь ищет терпения. Хочет, чтобы ты показала свою веру. Когда человек только болтает, как попугай, это не молитва. Необходимо содействовать тому, о чем молишься, и затем научиться ждать. Вот совершилось то, чего ты вчера и позавчера желала. Однако ты потерпела ущерб, ибо не имела терпения, чтобы ждать; а с ним приобретаешь вместе и то и другое: временное и вечное.
Сейчас ты гневаешься, и унываешь, и печалишься, думая, что Небесный Отец медлит с ответом. А я тебе говорю, что и это совершится, как ты того желаешь, непременно совершится, но нужна сначала молитва от всей души, а затем нужно ждать. И когда ты перестанешь вспоминать о просимом и этого просить, тогда оно к тебе придет как дар за твое терпение и ожидание. Когда, молясь и прося, приближаешься к отчаянию, тогда близ тебя исполнение прошения. Христос хочет исцелить в тебе какую‑то скрытую страсть и поэтому откладывает подаяние просимого. Если получишь раньше, в то время как просишь, твоя страсть останется неисцеленной. Если ждешь, то получаешь и просимое, и исцеление от страсти. И тогда радуешься величайшей радостью и горячо благодаришь Бога, Который все мудро устраивает и все делает к нашей пользе.
Итак, не полезно унывать, огорчаться, произносить слова. Тебе нужно закрыть рот. Чтобы тебя никто не понимал. И чтобы выходил дым из глаз, а не из носа[102]. Не пыхтеть, якобы чтобы остыть, а быть тихой и терпением и великодушием попалять диавола.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Выражение монашеского опыта"
Книги похожие на "Выражение монашеского опыта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Старец Иосиф Исихаст - Выражение монашеского опыта"
Отзывы читателей о книге "Выражение монашеского опыта", комментарии и мнения людей о произведении.