» » » Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях


Авторские права

Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство АСТ: АСТ Москва: Хранитель, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях
Рейтинг:
Название:
Черноморский флот в трех войнах и трех революциях
Издательство:
АСТ: АСТ Москва: Хранитель
Год:
2007
ISBN:
978-5-17-039129-5 («АСТ»); 978-5-9713-4638-8 («АСТ МОСКВА»); 978-5-9762-2011-9 («Хранитель»)
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях"

Описание и краткое содержание "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях" читать бесплатно онлайн.



Черноморский  флот всегда занимал  особое место в  истории революций  и  войн,  происходивших  на  территории  России  в  XX  веке.  Трижды:  в  1920, 1941  и  1991  годах — Черноморский  флот оказывался на краю гибели. Два  раза он быстро возрождался и даже становился сильнее.

Как это происходило?

Почему  мы  так  мало  знаем  о  подлинных  событиях  трех  войн  и  трех  революций?

Возродится ли флот в третий раз?

На эти и многие другие вопросы дает ответ данная книга.

Издание снабжено картами, схемами и иллюстрациями и будет интересно  как специалистам, так и любителям военной истории.






В море «Армению» прикрывали два сторожевых катера (всего четыре 45-мм пушки), а в воздухе барражировали на высоте 500 м два истребителя И-153 «Чайка».

В 11 ч 25 мин в точке с координатами: ш = 44°15'51” и д = 34°17’ теплоход был атакован одиночным торпедоносцем Не-111, принадлежавшим 1-й эскадрильи авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Погибли 7—10 тысяч человек, катера спасли только восьмерых.

После сброса торпеды Не-111 ушел в облака и скрылся. Истребители прикрытия даже не успели среагировать на происходящее.

Г.И. Ванеев и другие историки и литераторы хором возмущаются, мол, теплоход «был атакован самолетом-торпедоносцем, несмотря на то, что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна»{130}.

Но увы, как говорят на Руси: «На заборе х… написано, а там дрова». Какие бы знаки ни были написаны на теплоходе «Армения», он шел в конвое двух вооруженных катеров, а на борту теплохода были установлены четыре 45-мм пушки 21К. Так что германские летчики действовали в данном случае в полном соответствии с международным правом, хотя, вообще-то говоря, на него в 1941—1945 гг. плевать хотели обе стороны.

Интересный момент: координаты гибели «Армении» я привел из секретного «Справочника потерь…», но они оказались неверными.

И тут начинается детективная история. В 1949 г. в Центральном Военно-морском архиве СССР из фонда № 10 изымается и уничтожается дело № 19, где более чем на двухстах страницах рассказывается о гибели «Армении».

Теплоход «Армения». Продольный разрез 

В совершенно секретной «Хронике…» в выпуске 1 на страницах 212—218 говорится о всех кораблях, входивших и выходивших из Севастополя 6 ноября. Всех, кроме «Армении». Цитирую: «В 16 ч 21 мин СКР «Петраш», имея на буксире тральщик «Райкомвод», вышел из Севастополя в Туапсе…

В 18 ч 30 мин транспорты «Белосток» и «Грузия» вышли из Севастополя в Туапсе.

В 18 ч 31 мин подводная лодка «Щ-204» вышла из Севастополя в Поти».

Итак, выход 500-тонного портового судна «Петраш» 1914 г. постройки зафиксирован, а выход одного из лучших лайнеров — нет. Это не может не насторожить, тем более что от Севастополя до Ялты морем не более 80 км, пусть даже прибрежным минным фарватером. То есть «Армении» ходу 3,5—4 часа, а она была в пути 9 часов! Причем и капитан, и его подчиненные, естественно, хотели затемно уйти из Крыма.

А куда делись 8 человек, спасшихся с «Армении»? Их свидетельства могут пролить свет на многое. Увы, их еще в 1941 г. забрали сотрудники НКВД, и больше о них никто ничего не слышал.

Шестьдесят с лишним лет история с «Арменией» была покрыта завесой тайны. И вот самостийные власти, а конкретно Департамент морского наследия Украины, начали поисковые работы в районе гибели «Армении». Цель работ — превратить «Армению» в «Международный морской мемориал». Летом 2005 г. в предполагаемом месте гибели «Армении» на трехсотметровой глубине работал батискаф «Лангуст». Но увы, найти остатки суда украинской экспедиции не удалось, и тогда Департамент пригласил в Крым американца Роберта Балларда — руководителя знаменитого Института океанографии и океанологии. Эта научная структура, тесно связанная с ВМФ США, располагает новейшими аппаратами, способными действовать на глубине до шести километров.

Именно Балларду 20 лет назад удалось обнаружить в глубинах Атлантики знаменитый «Титаник».

Уже больше года в Ялте околачивается американское разведывательное судно «Эндевер», которое и ведет поиски «Армении». Украинские власти заявили, что «раскрывать координаты своих находок археологи не намерены — эта информация предназначена только для научного пользования, иначе находки будут расхищены кладоискателями».

Возникает естественный вопрос: если найти «Армению» не смог «Лангуст», да и янки копаются уже много месяцев, то как могут добраться до затонувшего корабля аквалангисты-дайверы, да и что там разворовывать-то?

А на самом деле есть что! И щирые украинцы не зря бухают огромные суммы на поиски «Армении», и не зря корабль 9 часов плелся из Севастополя в Ялту.

На самом деле капитана Плаушевского заставили сделать остановку недалеко от Балаклавы. К борту «Армении» подошли катера, с которых было перегружено несколько ящиков, которые сопровождали сотрудники НКВД. Что могло находиться в этих ящиках? Золото, совсекретные архивы, античные драгоценности из крымских музеев? Их-то и ищут щирые украинцы. А что касается американцев, то они попутно проводят изыскания на предмет создания на Черном море систем гидроакустического обнаружения и постановки завес из миноторпед.

Не менее таинственна гибель санитарного транспорта «Грузия». Этот теплоход был однотипным с уже известной нам «Арменией». Точнее, он принадлежал ко 2-й серии таких судов. «Грузия» была построена в 1928 г. в Германии на верфи Круппа в Киле. Теплоход имел водоизмещение 6050 т. В качестве главных механизмов использовались два дизеля по 1950 л.с., которые обеспечивали скорость полного хода не менее 13,1 узла. Запас дизельного топлива 286 т обеспечивал дальность плавания 6540 миль (на полной скорости).

В начале 1942 г. «Грузия» была переоборудована в санитарный транспорт, в связи с чем усилили зенитное вооружение. Теперь оно составляло пять 45-мм орудий, два 12,7-мм пулемета ДШК и шесть спаренных 7,62-мм пулеметов «Кольт». В командование транспортом вступил капитан-лейтенант М.И. Фокин.

«Уже 28 мая 1942 г. «Грузия» прибыла в 01 час 43 минуты с конвоем в осажденный Севастополь. Транспорт охраняли эсминец «Безупречный», базовые тральщики «Щит» («Т-407»), «Якорь» («Т-408»), «Гарпун» («Т-409») и два сторожевых катера. «Грузия» сумела в этот раз уклониться от атак авиации и благополучно доставить в Севастополь маршевое пополнение и груз боеприпасов.

Следующий прорыв в главную базу стал для санитарного «экспресса» последним»{131}.

11 июня в 21 ч 45 мин «Грузия» в охранении базового тральщика «Щит» и пяти сторожевых катеров вышла из Новороссийска в Севастополь. На борту теплохода официально находилось 708 человек маршевого пополнения и 526 т боеприпасов. (По другим источникам, эти цифры составляли 4000 человек и 1300 т боеприпасов.)

12 июня в 2 ч 30 мин ночи базовый тральщик «Гарпун» вышел из Туапсе для усиления охранения «Грузии». Замечу, что тральщики и сторожевые катера ставились в охранение теплохода в основном против подводных лодок противника. Зенитное же вооружение их было слабо, и особо защитить охраняемые суда они не могли. Не будем забывать, что «война» с итальянскими подводными лодками не затихала с июня 1941 г. Вот официальные сообщения из «Хроники…»{132}.

Так, только 12 июня 1942 г. были замечены две подводные лодки противника. В 12 час 8 мин в 95 милях по пеленгу 165° от мыса Меганом был обнаружен перископ подводной лодки. Вражеская субмарина пыталась атаковать транспорт «Белосток». Но корабли охранения (базовый тральщик «Взрыв» и сторожевой катер № 0135) атаковали ее глубинными бомбами. Так дуче потерял очередную подводную лодку. Не прошло и двух часов, как уже в другой части Черного моря, в 75 милях к югу от маяка Тарханкут, подводная лодка «М-120» обнаружила еще один перископ.

Мне могут возразить, что к этому времени сверхмалые итальянские подводные лодки уже были доставлены в Ялту. Но увы, их тактико-технические характеристики не позволяли им патрулировать в указанных районах. Да и о существовании сверхмалых итальянских подводных лодок на Черном море советское командование узнало лишь в конце 1943 г., а до этого времени наши моряки исправно «топили» глубинными бомбами средние и большие итальянские подводные лодки.

Но вернемся к «Грузии», и я предоставлю слово севастопольскому историку Виталию Костриченко.

«Вечером 12 июня на конвой последовали атаки бомбардировщиков и торпедоносцев. За период с 20 часов 30 минут до 21 часа 35 минут на конвой, находившийся в 45 милях южнее мыса Айя, было сброшено около 150 бомб и восемь торпед. «Грузии» удалось уклониться от торпед и большинства бомб. Лишь две «фугаски» взорвались в воде на дистанции 8—10 метров от кормы санитарного транспорта, а третья рванула в 50 метрах от левого борта. Сотрясениями заклинило руль в положении «право на борт», остановился правый дизель, разошлись швы обшивки кормового подзора, сорвало гирокомпас и радиоантенну. Вышли из строя магнитные компасы и кормовой «Кольт»; транспорт медленно затапливался водой.

Экипаж транспорта вступил в борьбу за жизнь «Грузии». Усилиями механиков во главе со стармехом (командиром БЧ-5 воентехником 1-го ранга В.А. Пастернаком) уже через полчаса удалось запустить правый дизель и поставить руль в диаметральную плоскость (нулевое положение). Но имевшихся водоотводных средств не хватало, и дифферент на корму медленно нарастал, так как вода затопила туннели гребных валов и поступала через поврежденную переборку в машинное отделение. К 22 часам вода затопила трюмы № 3 и № 4. Скорость хода упала, так как валы вращались в воде. К 3 часам 13 июля 1942 года вода затопила румпельное отделение, ее уровень дошел до кормовой швартовной палубы, и часть иллюминаторов вошла в воду. Скорость хода упала до 7 узлов. Тральщики поочередно буксировали «Грузию», медленно пробиваясь к базе. Лишь в 4 часа 30 минут конвой прошел боны и при повороте в Южную бухту на помощь «Грузии» подошел портовый буксир «СП-2». Казалось, что транспорт удастся спасти. Но при подходе к Минной пристани в 4 часа 48 минут «Грузию» атаковали с бреющего полета пять самолетов противника. Утренний свет осветил полузатопленную «Грузию», а свежий ветер быстро отнес в сторону дымзавесу. Две авиабомбы попали в машинное отделение и кормовой трюм № 4 с боеприпасами. Самолет, сбросивший бомбы, был сбит, но в 4 часа 55 минут произошла детонация боезапаса в кормовых трюмах. Силой огромного взрыва корпус «Грузии» был разорван пополам. Кормовая часть корпуса длиной около 40 метров быстро затонула с креном на правый борт, а через восемь минут скрылась под водой и носовая часть многострадального транспорта. На воде осталось только облако дыма, горящего соляра и каких-то кусков. Погибли почти все, только несколько тяжело контуженных моряков удалось подобрать с воды портовым катерам. Еще четыре бомбы, разорвавшиеся в воде, сбросил второй самолет…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях"

Книги похожие на "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях"

Отзывы читателей о книге "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.