Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Символ «мертвая голова»"
Описание и краткое содержание "Символ «мертвая голова»" читать бесплатно онлайн.
Череп в массовом сознании прочно ассоциируются с чем-то жутким, рождая в душах первобытный страх смерти. Сегодня его символическое значение в основном сводится к употреблению в качестве элемента декоративного украшения или маргинального эпатажа. Между тем глубокое метафизическое содержание символа «мертвой головы» для многих по-прежнему остается загадкой.
В этой работе делается попытка разобраться в сакральном значении черепа на примере его использования в мировых религиях и воинских формированиях.
Книга рекомендована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами истории, культурологи и религиоведения.
После смерти Балдуина IV (Балдуин IV Прокаженный — король Иерусалима с 1174 по 1185 год) орден Св. Лазаря утратил свое влияние при дворе. Новый правитель не испытывал особой симпатии к войску прокаженных, однако эскадрон смерти настолько отменно зарекомендовал себя в сражениях, что его дальнейшее участие в битвах не подвергалось никаким сомнениям. В Хатгинском сражении (1187 г.) войска Саладина взяли реванш, и эти рыцари разделили общую участь большинства христианских воинов, до конца выполнив свой долг.
Средневековое рыцарское мировоззрение четко выражает один из орденских кодексов: «Поистине неустрашимый воин и во всех отношениях себя обезопасивший тот, — кто тело облекает броней железа, а душу бронею веры. Снабженный двойным оружием он не боится ни беса, ни человека. И не страшится, конечно, смерти тот, кому смерть желанна… Верно и добровольно он стоит за Христа, и более того — он желает умереть, чтобы быть при Христе»{440}.
Между тем Лев Карсавин отмечал внутренние противоречия в идеале «рыцаря Христова»: «Такие воины — истинные воители Христовы — могут сражаться за дело Господне. Пусть убивают они врагов или гибнут сами. Им нечего бояться. Славно претерпеть смерть за Христа и не преступно убивать других за Него. Христов рыцарь убивает безгрешно и умирает со спокойной совестью. Умирая, он трудится для себя, убивая, — для Христа. Недаром носит он меч. Служитель Бога, он — каратель злых и спаситель добрых… Он мститель, служащий Христу, и защитник христианского рода…»{441}
В поэме немецкого поэта XV века Гарнира фон Зустерена мы также встречаем упоминание об использовании символики смерти средневековым рыцарством:
Вот рыцарь!
Мрачной чернотою страшен.
В руках — кровавый флаг,
Шлем черепом украшен…
С середины XVIII в. символика смерти приобрела популярность в европейских армиях. В 1740 году, во время траурной церемонии похорон короля Пруссии Фридриха-Вильгельма I, Рыцарский зал королевского дворца был задрапирован черными полотнищами с вышитыми на них серебряной нитью черепом и скрещенными костями. Изображение черепа было слегка повернуто вправо и не имело нижней челюсти. Спустя год в память о монархе были сформированы регулярные 1-й и 2-й полки Королевских лейб-гусар, носившие черную униформу (чикчиры, доломан и ментик) и черный кивер (Flugelmuetze) с выполненной в прусской манере серебряной эмблемой — черепом с костями{442}. Символике смерти придавалось особое сакральное значение, отнюдь не связанное с некой воинской бравадой, желанием выделить свою часть среди прочих или запугать противника. Более того, ее использование послужило основанием для наименования полка как «Черные Мертвоголовые гусары» («Shwarze Totenkopfhusaren»). По словам В. Акунова, в метафизическом смысле использование «мертвой головы» обозначало единство войны и смерти.
Полковая песня лейб-гусар, между прочим, содержала следующие строки:
Мы в черное одеты,
Мы кровью залиты,
На шлемах наших — черепа.
Ура! Ура!
Мы стоим непоколебимо!
Отличительным воинским символом второго полка лейб-гусар стало изображение самой смерти в образе лежащего скелета с косой и песочными часами. Употребление подобной символики смерти в европейских армиях не имеет аналогов.
Череп и кости в этих двух гусарских полках, несмотря на все реорганизации прусской, а затем и германской армий использовались не только до 1918 года, но и были унаследованы армиями Веймарской республики и Третьего рейха.
В 1809 году символика смерти появилась на триумфальном штандарте 17-го Брауншвейгского гусарского полка и 3-го батальона 92-го пехотного полка. Однако в данном случае «мертвая голова» несколько отличалась по дизайну от прусского варианта. Брауншвейгский череп был повернут в анфас, а кости располагались не за, а под черепом{443}. Черный легион герцога Брауншвейгского, сражавшийся вплоть до 1815 года с войсками Наполеона, также имел в качестве воинской эмблемы «мертвую голову».
История Черного легиона вдохновила английского художника Джона Эверта Милле на создание своей известной картины «Черный брауншвейгец» (1860), которой весьма восхищались современники. В качестве модели для картины позировала дочь знаменитого британского писателя Чарлза Диккенса{444}.
Известны примеры использования символики смерти и в других европейских воинских формированиях. В 1831 году Йозеф Зенькович сформировал легион деспе-ратов (отчаянных), состоявший из пехоты и кавалерии, который участвовал в боевых действиях против частей русских императорских войск в Польше и Литве. Легионеры носили мундиры черного цвета с нашитыми на груди белыми костями. Околыши черных фуражек также обрамляли черепа (часть легиона заменила их трофейными русскими кирасирскими касками). На плаще алого цвета на черном подбое использовались застежки в виде черепов.
Появление символики смерти в 17-м уланском полку британской армии было связано с памятью о генерале Джеймсе Вульфе, убитом в сражении у Квебека в 1759 году. В 1855 году, после атаки легкой бригады под Балаклавой, называемой также атакой в Долине Смерти, эмблема получила новое исполнение. На знаке полка череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, над которыми располагалась лента с надписью — «OR GLORY» (слава или смерть. — Авт.). После слияния части в 1922 году с 21-м уланским полком эмблема смерти сохранилась и в новом воинском формировании. В 1993 году оно воссоединилось с собственным Ее Величества королевы уланским полком. Символика смерти сохранилась здесь и по сей день.
На протяжении нескольких столетий «мертвая голова» — устойчивый атрибут освободительного движения Балканских государств. Во время Второй мировой войны эмблема использовалась сербскими партизанами. В девяностых годах прошлого века, когда в Боснии и Хорватии начались вооруженные столкновения с сербами, появились добровольцы, называвшие себя четниками, выступавшие под флагом с черепом и костями.
В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (Totenkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных, химических и саперных подразделений, а также танковых батальонов. В 1916 году символ смерти был присвоен огнеметчикам лично наследным принцем в качестве высшего знака доблести, который «будет постоянно стимулировать дальнейшее повышение боевого духа, презирающего смерть»{445}. После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе, знаменах, наградах и знаках отличия добровольческих корпусов Веймарской Германии — фрайкоров, сражавшихся против немецких большевиков-спартаковцев, что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца (добровольческие корпуса фон Аулока и фон Брюссова, Железная дивизия, 3-й Курляндский пехотный полк и др.). Символика смерти использовалась также на бронетехнике «черного рейхсвера».
«Тотенкопф» присутствовал и в других европейских армиях. Символику смерти использовали в военно-воздушных силах Италии, Германии, Франции, Бельгии, Польши и др. В качестве воинского символа в разных комбинациях она широко практиковалась австрийскими штурмовыми батальонами. Болгарский боевой орден «За храбрость» того же времени имел особую степень — «С черепом». Широкое распространение «мертвая голова» получила и среди итальянских «частей смерти» — «ардити» (отважные). Отметим, что подразделение личной охраны Муссолини «мушкетеры Дуче» использовало необычную эмблему «мертвой головы» — череп, наложенный на перекрещенные шпаги.
В период Гражданской войны «тотенкопф» стал эмблемой бронепоездных частей вооруженных сил Эстонии.
В советско-польской войне 1919—1920 годов участвовал польский отряд «гусар смерти», широко использовавший одноименную символику.
Иногда символика смерти использовалась в качестве личной эмблемы, как в случае с французским асом Шарлем-Евгением-Жюлем-Марией Нунгессером из 65-й истребительной эскадрильи и асом германских люфтваффе Георгом фон Хантельманом.
Традиция использования «мертвой головы» в различных воинских формированиях продолжила свое существование и во время Второй мировой войны. Что касается союзников Гитлера, то пальму первенства в использовании символики смерти можно по праву отдать итальянцам. В частности, она встречалась у морских диверсантов «X FLOTTIGLIA MAS», а также в воинских формированиях времен Итальянской социальной республики (1943—1945): черные бригады и республиканская национальная гвардия.
«Мертвая голова» встречалась на финских танках, самолетах и касках артиллеристов, ее использовали венгерские парашютисты, артиллеристы, танкисты и летчики, а также члены партии салашистов. Среди прочих союзнических формирований следует выделить Маньчжурскую армию и ее военно-воздушные силы (в том числе на самолетах летчиков-камикадзе), словенский «легион смерти», румынских летчиков, болгарских танкистов и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Символ «мертвая голова»"
Книги похожие на "Символ «мертвая голова»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»"
Отзывы читателей о книге "Символ «мертвая голова»", комментарии и мнения людей о произведении.