Ганс Дамм - Канака — люди южных морей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Канака — люди южных морей"
Описание и краткое содержание "Канака — люди южных морей" читать бесплатно онлайн.
Книга дает общее представление обо всем коренном населении как Австралии, так и Океании, материальной культуре, земледельческом хозяйстве, быте населения.
Немалую роль сыграли и миссионеры. Преследуя благотворительные цели, они в трудной обстановке заботились об улучшении санитарно-гигиенических условий своих приходов. Миссионеры вели самоотверженную борьбу против тропических болезней, в те годы еще неизвестных, и часто выступали против злоупотреблений колонизаторов.
В наши дни в жизни папуасов, как и всюду на земле, есть и приметы современности, хотя быт папуасов в сущности не изменился. Вместо вербовки туземцев для работы на плантациях и в рудниках, этого самого омерзительного вида охоты за рабами, там производится наем рабочей силы по контракту. Однако несмотря на то, что договорные отношения контролируются колониальными властями, жестокая эксплуатация туземцев не прекратилась. Во многих районах Новой Гвинеи, в ее западной части, например, папуасы, хоть и в скромных масштабах, стали сами включаться в единую систему мирового хозяйства. Они занимаются сбором смолы дамарра и других видов растительного сырья, а также поисками тех удивительных чудес природы, которым каждый народ дал свое поэтическое название. Это необыкновенные птицы. Малайцы назвали их птицами богов, португальцы — солнечными, а немцы — райскими.
Папуасы стали ощущать тяжелые последствия колебания цен на мировом рынке. Однако кризис капиталистического производства не привел их к полному обнищанию, как полинезийцев, потому что изобилие природных богатств всегда обеспечивало им возможность возвращения к их стародавнему жизненному укладу. Благодаря тому что в туземных школах на специальных занятиях по ремеслу стали прививаться трудовые навыки, во многих районах острова (на реке Сепик и других) появилось кустарное производство, изделия которого предназначены исключительно для приезжих.
Произошли значительные перемены и в культовой жизни благодаря деятельности миссионеров. Но здесь часто сказывается косность мировоззрения: люди более склонны видоизменить старые обряды, нежели отказаться от них совсем. Отошла в область преданий охота за черепами, которой некогда столь рьяно занимались многие папуасские племена. Однако папуасы северного побережья острова, чтобы сохранить хотя бы внешние формы обряда человеческого жертвоприношения, при постройке обрядового дома или лодки находят следующий выход из положения: вновь построенную лодку кропят не кровью убитого человека, а кровью жертвенной собаки. Опорные столбы сооружаемого обрядового и мужского дома они окрашивают уже не человеческой кровью, а просто красной краской и вместо черепов убитых на шпили остроконечных крыш надевают кокосовые орехи. Так меняется внешняя форма ритуала, и его духовно-религиозная сущность постепенно предается забвению. В итоге остается лишь то, что английский этнолог и фольклорист Тэйлор называет «survival» (пережиток), первоначальный смысл которого можно установить лишь на основе глубокого исторического исследования.
Соприкосновение с европейской цивилизацией породило у папуасов, как и у других экзотических народов, разумеется, немало новых потребностей. Железо, стеклянные украшения, соль, ткани — вот вожделенные товары, ради которых туземцы попадали и до сих пор еще попадают в сильную зависимость от иностранных торговцев. Однако при всем своем положительном отношении к благам современной цивилизации папуасы с большим недоверием принимают требования гигиены. Медицинское обслуживание (в западной части Новой Гвинеи оно в руках индонезийцев) все еще встречает сопротивление туземцев. Некоторые мероприятия колониальных властей не дали должного эффекта. Так, не привело к желаемому результату расселение туземцев в типовых деревнях, что должно было частично устранить бедственное положение местного населения и в то же время упростить административное управление. Вместо того чтобы жить в новых домах, туземцы соорудили тут же рядом более соответствующие их вкусу хижины и поселились в них[37]. Колониальные мероприятия отрицательно повлияли на семейно-родовые отношения туземцев. «Вожди», назначаемые властями, не пользуются тем уважением, которое добровольно оказывалось прежним родовым старейшинам. Правовые нормы европейцев совершенно не принимаются, и заключение в тюрьму, скажем, за людоедство и охоту за черепами не считается постыдным. Напротив, старика Бонга из Комадеау земляки стали больше уважать, и он прослыл у них «знающим свет» человеком, оттого что во время заключения близко узнал белых. Хотя многие меры колониальных властей бесспорно направлены на улучшение условий жизни местного населения, правовое положение туземцев на Новой Гвинее не лучше, чем в Австралии. Отсюда стремление прогрессивных элементов папуасского населения к свободе и независимости. Заря свободы уже занялась над западной частью Новой Гвинеи, где благодаря общению новогвинейцев с индонезийцами освободительное движение стало развиваться особенно активно
[38].
Меланезийцы
Краткий исторический обзор
Термином «Меланезия» Дюмон-Дюрвиль[39] обозначил Новую Гвинею и расположенные вокруг острова, европейцы же называли меланезийцами племена, пришедшие вслед за папуасами на северное и южное побережья Новой Гвинеи и на прилегающие к ней Новую Британию, Новую Ирландию, Соломоновы острова, Новые Гебриды и Новую Каледонию. Однако название «меланезийцы» неправильно, потому что живущие там люди, за небольшим исключением, какие угодно, но только не «черные»[40]. Внешний облик меланезийцев различных племен, подобно внешнему облику папуасов и австралийцев, не поддается обобщенной характеристике. Вследствие происходившего в течение многих столетий смешения меланезийских племен друг с другом и с более древним папуасским населением возникли многочисленные варианты, которые, впрочем, на основе некоторых характерных признаков можно свести к нескольким группам. Так, западные племена Новой Британии обнаруживают большое внешнее сходство с племенами, живущими на побережье залива Папуа к востоку от мыса Поссешен — самого крайнего пункта поселения меланезийцев на юго-восточном побережье Новой Гвинеи. Не меньшее внешнее сходство существует между жителями южного района Соломоновых островов и Новых Гебрид.
Дощатая лодка, инкрустированная перламутровыми пластинками (Соломоновы острова)
Цвет кожи меланезийцев имеет все оттенки от светло-до темно-коричневого, и только жителей северного района Соломоновых островов можно по праву назвать меланезийцами: они действительно черные, черные как смоль. Отличаются они от других меланезийских племен и телосложением. По сравнению с другими меланезийскими племенами, обладающими более деликатным строением тела, жители Соломоновых островов и островитяне Новых Гебрид выглядят очень и очень грубыми. Словом, определить тип меланезийца вообще не представляется возможным, да и вряд ли такой тип когда-либо существовал. По биологическим данным меланезийцы, или меланиды, считаются разновидностью негроидного (т. е. черного) населения нашей планеты.
Однако следует отметить, что все меланезийцы имеют единый язык, называемый меланезийским, объединяющий всех жителей островов от архипелага Бисмарка до Новой Каледонии, если не считать небольших диалектных различий[41]. Вместе с полинезийскими и индонезийскими языками они образуют австронезийскую группу языков, поэтому в последнее время за меланезийцами закрепилось название австро-меланидов. Что же касается существования отдельных папуасских племен среди меланезийцев, таких, скажем, как байнинг и сулка, то объяснение этого факта дает нам исторический процесс заселения Океании.
Жители меланезийских островов в противоположность австралийцам и папуасам — хорошие мореходы и поэтому подвижны и экспансивны. На протяжении своей многовековой истории они не раз меняли места поселений, благодаря чему происходило смешение племен. Несмотря на отсутствие письменности у меланезийцев, сравнительное исследование позволяет установить, что в места своего нынешнего обитания они пришли с запада. Плыли они на парусных лодках. Это произошло в те времена, когда на Новой Гвинее уже обосновались папуасы. Точно датировать появление меланезийцев на их островах не представляется возможным. Что же касается мест, откуда меланезийские мореходы группами шли на восток, то Фридерици в своем фундаментальном труде удалось доказать, что они переселились в места своего нынешнего обитания с Молуккских островов, расположенных в восточной части Индонезии. Но эти острова были лишь последним этапом продвижения меланезийцев на восток.
Меланезийка, держащая пучок пальмовых листьев над ребенком для защиты его от солнца (Рифовы острова)
Гейне-Гельдерну удалось более точно установить происхождение меланезийских племен путем сравнения их орудий труда с орудиями труда других народов. Характерен для меланезийцев каменный тщательно заточенный валиковый топор с удобной рукоятью. По мнению Гейне-Гельдерна, носители культуры валикового топора, населившие меланезийские острова, примерно между 1800 и 600 гг. до н. э. покинули пределы Восточной Азии и отправились через Тайвань и Филиппины, а затем через Молукки и микронезийские острова на нынешнюю родину меланезийцев шли две волны миграции. Вместе с меланезийцами продвигались некоторые папуасские племена, однако юго-западную группу папуасов сюда причислять нельзя. Опорным пунктом предков нынешних меланезийцев в их продвижении на восток оказалась Новая Гвинея, ее северное побережье. Продвижение меланезийцев через Новую Гвинею подтверждается тем, что меланезийские племена густо населяют северное и юго-восточное побережья Новой Гвинеи вплоть до мыса Поссешен в заливе Папуа. Вместе с тем меланезийские переселенцы обосновались когда-то и на Новой Британии и Новой Ирландии. Переселение меланезийцев распространялось к югу от одной группы островов к другой и затем к островам на востоке, ставшим впоследствии родиной полинезийцев.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Канака — люди южных морей"
Книги похожие на "Канака — люди южных морей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ганс Дамм - Канака — люди южных морей"
Отзывы читателей о книге "Канака — люди южных морей", комментарии и мнения людей о произведении.