Ганс Дамм - Канака — люди южных морей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Канака — люди южных морей"
Описание и краткое содержание "Канака — люди южных морей" читать бесплатно онлайн.
Книга дает общее представление обо всем коренном населении как Австралии, так и Океании, материальной культуре, земледельческом хозяйстве, быте населения.
Заостренные деревянные палки или кости кенгуру (pointing sticks) особенно широко применяются в центральных областях материка. Там эти орудия — единственное средство насылания смерти колдовством. Если решено с кем-либо покончить, знахарь и его клиенты тайком уходят из становища и в каком-нибудь укромном месте устраивают эту своеобразную церемонию. Исполнитель обряда становится на колени и наклоняет корпус вперед, а знахарь ложится животом поперек его спины. Так желание исполнителя обряда и воля знахаря сливаются воедино и как бы проецируются на умерщвляемого, когда знахарь, сняв с правой руки подвязанную к локтю волосяным шнурком заостренную палку, кидает ее в направлении жилища своей жертвы, приговаривая: «Пусть кости твои наполнятся ядом моей заколдованной палки, чтобы сгнила плоть твоя и вонь от нее привлекла червей и они разъели плоть твою. Пусть кости твои истлеют и, как вода в песках пустыни, исчезнут, дабы душа твоя никогда не смогла вернуться к ним. Пусть ветер иссушит кожу твою и сморщит ее, как морщит огонь зеленый листок, а кровь твою превратит в зловонную массу, подобную болотному илу».
Соплеменники знахаря, верящие в его особый дар, гораздо более боятся его, нежели почитают. Они знают, что он свой дар употребляет во зло, чтобы осуществить свои низменные желания. Туземцы племени унамбал из северо-западной Австралии рассказали такую историю. Умирал один человек, и находился он в предсмертной агонии. Соплеменники говорили, что у него уже язык во рту перегнил. За помощью обратились к своему знахарю, но тот не пожелал лечить больного. Поговаривали, что он уже давно безуспешно приставал к жене умирающего, пытаясь добиться ее благосклонности. В страхе перед смертью больной согласился, чтобы его жена осталась на ночь в хижине соперника. Тогда утром следующего дня знахарь явился лечить больного. Он пощупал его, помассировал и велел нескольким мужчинам держать пациента за руки. Затем небольшим осколком камня вскрыл ему вену, проделал кое-какие манипуляции, показал присутствующим несколько крохотных кристалликов и сказал, что это и есть возбудители болезни, извлеченные им сейчас из крови больного. И в самом деле, через несколько дней больной выздоровел.
Не всегда колдовство знахаря может побороть болезнь. Но и в этом случае его положение не поколеблется. Просто колдовство соперника оказалось сильнее. По представлению австралийцев, большая часть смертных случаев происходит из-за колдовства. За умерщвление колдовством всегда мстят.
Сначала родственники и друзья умершего открыто предаются своему горю. Они начинают громко причитать. И женщины и мужчины бросаются на труп покойника и наносят себе глубокие раны каменными ножами и остроконечными палками. Вываленные в золе пепелищ и обмазанные глиной, причитающие похожи на какие-то страшилища. Мера скорби и степень торжественности похорон зависят от положения, которое занимал покойный среди своих соплеменников. Впавших в детство дряхлых стариков и старух просто убивают. При хозяйственном укладе, который требует постоянных перекочевок, старики и тяжело больные оказываются тяжким бременем, порой даже опасным. С другой стороны, туземцы верят, что душа этих жалких людей уже покинула их тело и унеслась в страну умерших. Поэтому австралийцы не считают умерщвление стариков и больных убийством. Мертворожденных сжигают на костре, ведь причина их смерти — это вселившийся в них злой дух. Зато женщины, несмотря на свою тяжелую поклажу, еще долго носят на руках умершего ребенка, прежде чем похоронить его. Хоронят без всякой церемонии.
Воздушное погребение
У различных племен и племенных групп взрослых хоронят по-разному. Это объясняется различием их представлений о загробной жизни. Сжигая труп, то есть совершенно уничтожая тело покойного, австралийцы стремятся сделать невозможным возвращение мертвого, потому что для них со смертью не прекращается существование тела. Не желая больше иметь дела с умершим, они разрушают его хижину и сразу же откочевывают. Та же боязнь наблюдается в случаях, когда умершего хоронят наиболее распространенным способом — предают его тело земле. Племя диери, живущее у озера Эйр, и соседствующие с ним племена окружают могилу крепкой оградой из столбов и веток. Эти племена, по-видимому, также стремятся помешать возвращению умершего.
Однако у других племен, а их не меньше, такого страха не наблюдается. Напротив, к умершему относятся даже с известной заботой. Могилы — многие из них с боковой нишей — выкладываются травой, ветками или кусками коры. Захоронение трупа всегда производится мужчинами, которые кладут его на спину или сажают на корточки, а затем забрасывают ветками и травой. Над могилой обычно насыпают более или менее высокий холмик, в котором делают небольшое отверстие, чтобы дух умершего мог беспрепятственно покинуть место, где покоится его тело, а потом вернуться к нему. Веря, что человек после смерти в какой-то форме продолжает свое существование, племена, жившие близ Аделаиды (одного из крупных современных городов мирового значения), в прошлом сооружали над могилой целую хижину, а у других племен для умершего оставляли на могильном холме важнейшие орудия: мужчине — копье и копьеметалку, женщине — заостренную палку и деревянное корыто. На островах Мелвилл и Батерст есть замечательные надгробия. Это деревянные столбы выше человеческого роста, расписанные земляными красками (желтой, белой и красной). Кроме геометрических узоров нарисованы стилизованные изображения животных и людей.
Некоторые племена хоронят умерших не в земле, а на дереве. Покойника кладут на покрытый кусками коры и ветками помост и укрепляют его в кроне высокого дерева. Отдельные племена на восточном побережье Квинсленда и на юго-востоке Австралии додумались даже до мумификации трупа. Жившее у бухты Энкаунтер, ныне давно уже вымершее племя поступало с умершим так: его сгибали коленями к голове, а руки просовывали между ног. Захоронение трупа в таком положении объясняется, как это мы увидим, некоторыми практическими соображениями. В этом положении покойника сажают на землю между двумя горящими кострами. Под действием этих искусственных источников тепла, а также палящих лучей солнца уже через несколько дней от тела покойника начинает отделяться кожа; близкие родственники покойного снимают ее. В таком состоянии покойник называется «гринкари». Когда австралийцы увидели впервые европейцев, они назвали их точно так же — «гринкари»; они думали, что в обличье белокожих людей им явились умершие. После снятия кожи сшивают все отверстия в трупе, а затем хорошенько натирают его жиром и красной охрой. Затем его сажают на помост, под которым постоянно поддерживают небольшой огонь. Благодаря такой процедуре труп вполне высушивается, после чего родственники покойного обертывают его циновками. Они всюду носят его с собой, что не так уж в тягость, так как труп в скрюченном положении превращается в небольшой комочек. Так умерший еще некоторое время разделяет все радости и горести своих соплеменников. В конце концов его останки обретают вечный покой на специальном помосте.
Описанными выше представлениями австралийцев о загробном существовании объясняется и то, что близкие родственники в течение всей своей жизни носят части скелета умершего как талисман, например лучевую кость левой руки или кисть покойного, и даже обмазывают различные части своего тела трупной жидкостью покойного.
Если покойный не погиб в бою, то, по представлению туземцев, причина его смерти — какое-то злое колдовство. Поэтому родственники с непонятным нам рвением разыскивают человека, наславшего смерть колдовством. Например, у племен округа Кимберли, где также существует обряд воздушного погребения, т. е. захоронения трупа на дереве, убийцу узнают следующим способом: под помост, на котором лежит разлагающийся труп, кладут камешки в количестве, равном числу подозреваемых людей. Каждый камешек обозначается именем предполагаемого убийцы. Трупная жидкость, стекая вниз, попадает на один из этих камешков, и тогда злодей найден. По существующему закону кровной мести он должен быть убит. Убийство совершается втайне.
Кровомстители специально для совершения убийства раскрашивают тело, украшают себя особым образом цветами и надевают на ноги (в средних областях материка) специальную обувь из звериной шкуры или птичьих перьев, чтобы никто не распознал следы. Но и это убийство не остается неотомщенным, рано или поздно убийца убийцы будет найден и убит. Прочный мир у племен Австралии — столь же редкое явление, как и у других народов земного шара, стоящих на более высокой ступени культурного развития[26].
В зеркале истории
Хотя остров Тасмания с геологической точки зрения представляет собой часть австралийского материка, ибо Бассов пролив возник в сравнительно недавний геологический период, но с точки зрения этнографической он занимает особое место. Тасманийцы, которых во времена открытия этого острова голландцем Абелем Тасманом (1642 г.) и позднее Джемсом Куком (1777 г.) насчитывалось около шести тысяч человек, с 1877 г. буквально исчезли с лица земли. Насколько быстро свершилась судьба этого маленького народа, показывают следующие цифры: 1803 г. — основание европейских поселений, 1829 г. — насильственное размещение тасманийцев в резервации. Уже в 1865 г. скончался последний абориген-мужчина, а в 1877 г. — последняя тасманийка! Метисов от тасманийских женщин и европейцев можно было встретить еще в конце XIX и в начале XX века на островах Фюрно в Бассовом проливе. В истреблении этого народа повинны не столько так называемые киднэпперы — китоловы и охотники на тюленей, бороздившие в XIX веке Южные моря, — хотя и они похищали людей и увозили тасманийских женщин в свои стоянки на острове Кенгуру, сколько бесчисленное множество английских колонистов, систематически предпринимавших вооруженные набеги в районы обитания тасманийцев и совершавших там неслыханные зверства. Никто из английских колонистов не внял тогда разумному голосу некоторых своих земляков, возмущенно клеймивших эти злодеяния. Было слишком поздно! Деятельность белокожих колонизаторов вписала одну из самых мрачных страниц в историю человечества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Канака — люди южных морей"
Книги похожие на "Канака — люди южных морей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ганс Дамм - Канака — люди южных морей"
Отзывы читателей о книге "Канака — люди южных морей", комментарии и мнения людей о произведении.