» » » » И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов


Авторские права

И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов

Здесь можно купить и скачать "И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Юриспруденция, год 2000. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов
Рейтинг:
Название:
Логика: Учебное пособие для юридических вузов
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8401-0027-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Логика: Учебное пособие для юридических вузов"

Описание и краткое содержание "Логика: Учебное пособие для юридических вузов" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов. Теоретический материал снабжен практическими упражнениями для закрепления учебного материала и логическими задачами.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников юридических вузов.






В отличие от явных определений в неявных место определяющего поня­тия занимает контекст, набор аксиом или описание способа построения оп­ределенного объекта. К неявным определениям относятся:

а) контекстуальное определение, сущность которого заключается в выяс­нении содержания незнакомого слова, выражающего понятие, через кон­текст. На основе данного определения, не прибегая к словарю для перевода, если текст на иностранном языке, или к толковому словарю, если текст на родном языке, человек сам или определяет смысл слова, или формулирует его содержание. Для примера можно рассмотреть ситуацию, которая воз­никла в разговоре Р. Зорге и посла Германии в Японии фон Дирксена. Фон Дирксен считал, что он неплохо знает Россию и советовал Р. Зорге: «В Москве вы можете купить очаровательные изделия - вятки, хохлому, палех... Конечно, русские кустари не имеют ничего общего с японскими мас­терами, но вятки очаровательны своим примитивом». Даже не зная, что та­кое вятки, можно сделать вывод, что это какие-то изделия из керамики или дерева. В первом предложении данное слово стоит в ряду с хохломой и палехом. Значит, оно или повторяет их смысл, или имеет свои особенности. Но все они - художественный народный промысел. Кустарные японские ремесла связаны со многими природными минералами и стилями росписи, но если сравнивают японских и русских мастеров, значит, разговор идет о чем-то близком к художественным народным промыслам. На самом деле, вятки - это ярко раскрашенные глиняные фигурки;

б) индуктивное определение. Оно характеризуется тем, что в нем сам оп­ределяемый термин используется в выражении понятия. Примером может служить определение «оборонительной войны» через «войну, ведущуюся в целях защиты государства или конкретных территорий». Это не тавтология, так как здесь изначально определяемый термин несет в себе смысловую на­грузку;

в) определение через указание отношения предмета к своей противопо­ложности. Этот способ широко используется при определении философских категорий. Например, «свобода есть познанная необходимость» или «воз­можность - это потенциальная действительность».

Следует иметь в виду, что в процессе реального общения довольно часто используются приемы, заменяющие или дополняющие операцию определе­ния понятий. К таким приемам, прежде всего, относятся описание, характе­ристика, сравнение.

Описание - это перечисление внешних, чувственно воспринимаемых признаков предмета. Цель описания - создать с помощью чувственно-на­глядного образа представление о предмете, позволяющего выделить его сре­ди других: например, описание внешности преступника, потерпевшего, са­мого деяния, вообще обстоятельств какого-либо дела. Описание бывает практически-обыденным или теоретическим (научным), поэтому оно может включать как несущественные, так и существенные признаки. Так, в опубликованной в Италии в 1876 году работе Чезаре Ломброзо «Преступный че­ловек» описывается типичный преступник по определенным физическим признакам: скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, ярко выраженные складки лица, чрезмерная волосистость или облысение головы, обостренная или притупленная чувствительность к боли и др.

Характеристика предназначена для перечисления существенных в ка­ком-то отношении признаков предмета. Цель характеристики не в создании наглядного образа, что присуще описанию, а в раскрытии степени пригод­ности этого объекта к решению конкретной задачи. Характеристика может быть как конкретной, так и общей. Примерами такого приема являются тех­нические характеристики бытовых приборов и аппаратуры. Часто характе­ристика дается конкретному человеку (например, подсудимому) или опре­деленному типу людей (например, личности преступника).

Так, характеристика личности преступника имеет большое значение в уголовном и уголовно-исполнительном праве. Уголовно-правовая характе­ристика личности преступника ориентирована прежде всего на выделение признаков, которые могут оказать влияние на квалификацию содеянного (достижение определенного возраста, вменяемость, наличие или отсутствие специальных знаний субъекта и т. п.) или на назначение наказания (нали­чие или отсутствие судимости, пол, возраст).

Характеристика личности осужденного выделяет те признаки личности, учет которых имеет значение для эффективного исполнения наказания, до­стижения его целей (профессиональная подготовка и общеобразовательный уровень, соблюдение режима содержания в исправительном учреждении, от­ношение к труду и т. д.).

Определение через сравнение предполагает выделение в предмете важно­го в каком-то отношении признака и соотнесение этого предмета с другим, в котором аналогичный признак выражен особенно ярко. Этот прием, на­пример, применяется в криминологии для определения латентной (скрытой, неузнанной) преступности: преступность - это айсберг, надводная часть ко­торого известна, а подводная часть лишь предполагается. Подводная часть айсберга и есть латентная преступность.

Разъяснение посредством примера также дополняет операцию определе­ния. Этот прием используется тогда, когда легче привести пример или при­меры, которые могут раскрыть понятие, чем сделать попытку дать его стро­гое и четкое определение. Разновидностью данного приема является остенсивное определение. К нему часто прибегают при обучении иностран­ному языку: показывают предмет или его изображение и называют его. Так поступают и при разъяснении некоторых слов родного языка.

Таким образом, определение понятий играет важную роль для юриста. Выражая в сжатом виде знание об изучаемом предмете, оно не только слу­жит познанию правовой действительности, но и развивает правильное мы­шление, выступает средством формулирования точных и глубоких выводов. Раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов или осуществить обобщение, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

Определение содержания понятий неразрывно связано с выявлением их объемов как видовых понятий, входящих в известный род. Логическая опе­рация, раскрывающая объем понятия, называется делением.

В структуре этой операции различают: а) родовое понятие, объем кото­рого подвергается делению, или делимое; б) видовые понятия, получающи­еся в результате деления, или члены деления; в) признак, с учетом которого производится деление, или основание деления.

Деление бывает двух видов: дихотомическое и по видоизменению при­знака.

Сущность дихотомического деления состоит в выделении двух противо­речащих друг другу членов деления, объемы которых полностью исчерпыва­ют объем делимого понятия. Например, «государственные налоги делятся на прямые и непрямые».

Недостатком этого способа деления является то, что остается каждый раз неопределенной часть объема делимого понятия, именно та часть, кото­рая обозначается частицей «не». Одновременно удобство дихотомического деления заключается в следующем. Во-первых, оно всегда соразмерно; во-вторых, члены деления исключают друг друга; в-третьих, деление произво­дится только по одному основанию. Поэтому дихотомическое деление очень распространено, хотя и применяется не во всех случаях.

Сущность деления по видоизменению признака состоит в том, что каж­дый из видов, получаемых в результате деления, обнаруживает один и тот же общий признак, но у каждого из них он находит специфическое проявление. Например, функции государства по сферам деятельности делятся на внутренние и внешние; по продолжительности действия - на постоянные и вре­менные; по социальной значимости - на основные и второстепенные.

В качестве основания могут быть использованы различные признаки де­лимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления предъявляются некоторые требо­вания, важнейшее из которых - объективность основания. Не следует, на­пример, делить учебные дисциплины на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно не только по форме, но и по содержанию: одна и та же учебная дисциплина может быть интересной для одного обучаемого и неин­тересной для другого.

Особую значимость имеет деление в правовой сфере, в частности в зако­нодательстве. Так, в Конституции Российской Федерации указывается: «Го­сударственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Такое деление имеет большое значение для жизнедеятельности государства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Логика: Учебное пособие для юридических вузов"

Книги похожие на "Логика: Учебное пособие для юридических вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора И. Демидов

И. Демидов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов"

Отзывы читателей о книге "Логика: Учебное пособие для юридических вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.