Тамара Гузенкова - Антропология власти. Юлия Тимошенко

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антропология власти. Юлия Тимошенко"
Описание и краткое содержание "Антропология власти. Юлия Тимошенко" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена анализу современных политических процессов на Украине через призму деятельности одного из самых известных украинских политиков — лидера партии «Батькивщина», дважды премьер-министра Юлии Тимошенко. Политическая биография Ю.Тимошенко хорошо известна и широко освещена в многочисленных изданиях. Особенностью данной работы является взгляд на эту персону не только как на политический, но и как на психологический, а также культурно-антропологический феномен. Автор дает ответ на вопрос, закономерно или случайно появление Ю.Тимошенко на политической арене, выявляет причины ее непотопляемости, определяет характере и степень ее влияния на политическую и общественную жизнь Украины.
Книга рассчитана как на специалистов, так на широкий круг читателей, интересующихся современной историей Украины и российско-украинскими отношениями.
В число первоочередных мер, кроме политреформы, предполагалось включить:
— кадровые чистки («нужно назначить на должности честных людей», «мы все найдем, и чиновники ответят за свои дела»);
— проверку силовых структур («надо разрушить порочный круг, когда власть создает возможность для теневых заработков, а потом за эти деньги приводит людей наверх»);
— назначение нового генерального прокурора («он должен раскрывать дела о расправах над политиками и журналистами, прокуратура обязана выяснить, кто отравил Ющенко»[203]);
— реформирование налоговой системы («она станет прозрачной и посильной для людей»);
— усиление таможенного контроля, борьба с контрабандой на таможне («нам будет под силу снять значительную часть теневой экономики»[204]).
Правда, увлеченная победой, Ю. Тимошенко, не задумываясь, нередко демонстрировала шокирующие образцы цинизма. Так, разоблачая порочную связь между теневыми деньгами и властью, она как будто совсем не помнила, что именно большие деньги, в том числе и теневые, помогли ей в 1996 году получить место в Верховной Раде (надо признать, она ими очень удачно распорядилась). Или в другом месте, завлекая законодателей в парламенте многочасовыми размышлениями на тему «Философия строительства работы правительства», она без стеснения говорила о том, что «все программы — схоластика и манипуляция общественным сознанием. Только зная, что уже реально совершено тем или иным политиком, нужно делать осознанный выбор»[205].
Кстати сказать, Ю. Тимошенко вывела для себя формулу политического успеха, верила в нее и старалась при любой возможности воплотить её на практике. Эта формула заключалась в следующем: «Начинать надо с тех конкретных составляющих, которые сразу дадут результат людям,, чтобы они почувствовали... больше уверенности в завтрашнем дне»[206]. Именно поэтому первыми мерами, к которым прибегала премьер-министр, были социальные акции, рассчитанные на симпатии «простых украинцев». В 2005 году это было увеличение зарплат и пенсий, но главное — выплата пособия по случаю рождения ребенка в размере 8 тыс. гривен, внушительной по украинским меркам суммы (по тогдашнему курсу около 2 тыс. долларов). А в 2007 году такой акцией стала знаменитая «Юлина тысяча» — выплата Ощадбанком компенсации по обесцененным вкладам бывшего СССР в размере 1 тыс. тысячи гривен.
Таким образом, довольно скоро стало понятно, что свою правительственную политику Ю. Тимошенко выстраивала по двум главным алгоритмам: репрессивному и патерналистскому. Первый был направлен на подавление и подчинение прежнего управленческого аппарата и бизнеса из оппонирующего политического лагеря, а также всего того, что можно назвать «наследием Кучмы». Наиболее впечатляющей в этом отношении кампанией стали кадровые чистки, в результате которых в центре и на местах в течение года были отстранены от своих должностей 18 тыс. человек, а на их место пришли люди, поддержавшие «оранжевую революцию».
Второй — патернализм — относился к «народу», страждущему избирателю, который заслуживал поощрения и задабривания. Соответственно, по отношению к тому, что воплощало «империю зла», выстраивалась конфронтационная модель поведения.
Амбиции буквально опьяненной победой Ю. Тимошенко простирались далеко за пределы Украины. Она уже мечтала о повторении в Москве событий, произошедших на киевском Майдане.
Из интервью Ю. Тимошенко:
«Я уверена, что «оранжевая революция» — это доброкачественная эпидемия, которой будут «болеть» не только на Украине. У меня есть мечта, чтобы однажды утром на Красной площади появилось много автомобилей разных марок — от «таврий» до «мерседесов» —- и все с оранжевыми ленточками! В России тоже, я убеждена, родится оранжевое цунами. И мне очень приятно, что Украина, наконец, вырвалась из фарватера России и способна продемонстрировать пример другим»[207].
Вообще новое руководство некоторое время переживало карнавальное возбуждение. Прежде всего, новоизбранная глава правительства позаботилась о том, чтобы Генпрокуратура закрыла уголовное дело против неё. Члены правительства стали постоянными героями светской хроники: то они устраивают после заседания совместные субботние обеды, то всем кабинетом министров идут на каток и уже там проводят выездное заседание. Главным объектом внимания, конечно, была красавица Юлия. Один из весенних номеров глянцевого журнала «Elle» посвятил ей целую фотосессию, разместив на обложке отретушированный портрет (илл. 4). Кроме того, весь мир узнал еще одну почти интимную подробность: оказывается, новый премьер частенько ночует в своем рабочем кабинете, где спит на узкой раскладушке.
Однако уже первые 100 дней правительства Украины в 2005 году показали, что политика новой власти представляла собой весьма противоречивый феномен. Период после президентских выборов можно назвать эпохой посткучмовской эклектики. В нем сочеталось, казалось бы, несочетаемое — демократические начинания и авторитарные приемы, антикоррупционные мероприятия и действия, явно способствующие коррупции, признание верховенства права и акции, свидетельствующие о пренебрежительном отношении и к закону, и к правам человека. Апелляция к европейским ценностям и заявления о полном разрыве с прошлым не должны были никого обмануть — новая элита, ставшая у кормила власти, так долго жила и формировалась «при Кучме», что в борьбе с ним невольно и неизбежно пользовалась арсеналом и навыками, унаследованными от прежних поколений политиков. Кроме того, явная неразборчивость в средствах обусловила ряд принципиально важных обстоятельств.
Президент и правительство действовали в условиях жесткого цейтнота. Надвигающиеся парламентские выборы (март 2006 года) требовали весьма энергичных и оперативных мер для закрепления успеха в виде завоевания пропрезидентскими силами парламентского большинства и формирования правительства партиями-победительницами. Именно в этом контексте следует рассматривать такие меры как:
— беспрецедентные изменения текущего бюджета в сторону поддержки бюджетозависимых слоев населения (цель — наращивание социальной базы поддержки);
— целеустремленные финансовые и уголовно-политические преследования новой оппозиции, сиречь старой власти (цель — ослабление её политического влияния и финансовых ресурсов);
— широкомасштабные кадровые чистки и формирование нового кадрового корпуса (цель — смена обладателей административного ресурса);
— мобилизация усилий для проведения территориально-административной реформы (цель — установление контроля над местной властью).
Следует отметить, что практически ничто из этого, кроме кадровых перемещений, не было доведено до конца. Уголовные преследования начались и фактически закончились арестом и скорым освобождением одного из лидеров Партии регионов, губернатора Донецкой области Б. Колесникова.
Попытки отменить конституционную реформу образца 2004 года так и не увенчались успехом, и 1 января 2006 года она вступила в силу. К судебной и административной реформе новые власти даже не приступили.
Кроме того, президент и правительство оказались заложниками собственных обещаний быстрого украинского экономического чуда, плоды которого население страны якобы должно было почувствовать уже в 2005 году. Наполнение «бюджета социального развития» (по определению В. Ющенко), предусматривавшего повышение пенсий, зарплат и других социальных выплат, сокращение срока службы в армии до 1 года, реализация программы строительства доступного жилья, а также ряд других мер, направленных на улучшение жизни среднего украинца, потребовали других — бюджетонаполняющих — мер.
Для того чтобы быстро получить «живые» деньги, правительство ужесточило контроль за сбором налогов (это позволило только в первые три месяца 2005 года увеличить поступления в бюджет на 1 млрд 443 млн гривен, или около 300 млн долларов), отменило налоговые льготы, а также начало громкие реприватизационные процессы.
Целью действий правительства, и в первую очередь премьер-министра, было усиление роли государства, которое должно было ассоциироваться с правительством «народного доверия» и «народным премьером». Для Ю. Тимошенко было критически важно установить контроль над стратегическими и бюджетообразующими отраслями экономики, а также над перераспределением собственности. Одну из главных задач она видела в расширении и укреплении государственного сектора экономики.
Эксперты указывали на то, что президент В. Ющенко такую жесткую модель экономической политики вовсе не поддерживал. Для него были характерны иные, более либеральные подходы, которые не предполагали ни конфронтации с бизнесом, ни радикального перераспределения собственности, ни репрессивных мер. Правда, в ходе предвыборной кампании В. Ющенко заявлял о необходимости пересмотреть итоги приватизации «Криворожстали» и еще нескольких предприятий. Однако главной его идеей стала так называемая восточноевропейская модель либерализации, которая могла бы в конце концов обеспечить Украине членство в ЕС[208]. До некоторой степени символом различий в политико-экономических подходах Ющенко и Тимошенко стали их разногласия по вопросу о масштабах реприватизации. Если первому, как говорят, хватило бы примерно 30 объектов, то вторая меньше чем на 300 была не согласна.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антропология власти. Юлия Тимошенко"
Книги похожие на "Антропология власти. Юлия Тимошенко" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тамара Гузенкова - Антропология власти. Юлия Тимошенко"
Отзывы читателей о книге "Антропология власти. Юлия Тимошенко", комментарии и мнения людей о произведении.