Тамара Гузенкова - Антропология власти. Юлия Тимошенко

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антропология власти. Юлия Тимошенко"
Описание и краткое содержание "Антропология власти. Юлия Тимошенко" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена анализу современных политических процессов на Украине через призму деятельности одного из самых известных украинских политиков — лидера партии «Батькивщина», дважды премьер-министра Юлии Тимошенко. Политическая биография Ю.Тимошенко хорошо известна и широко освещена в многочисленных изданиях. Особенностью данной работы является взгляд на эту персону не только как на политический, но и как на психологический, а также культурно-антропологический феномен. Автор дает ответ на вопрос, закономерно или случайно появление Ю.Тимошенко на политической арене, выявляет причины ее непотопляемости, определяет характере и степень ее влияния на политическую и общественную жизнь Украины.
Книга рассчитана как на специалистов, так на широкий круг читателей, интересующихся современной историей Украины и российско-украинскими отношениями.
Такие чрезмерно завышенные оценки политического потенциала части национальной финансово-экономической элиты отчасти свидетельствовали о формирующемся у Ю. Тимошенко наполеоновском комплексе. Но не это главное. В целом они отражали определенные тенденции в политической жизни Украины того времени. Как полагали некоторые наблюдатели, в конце 90-х годов сложилась ситуация, когда в законодательную власть пришли бизнесмены, стратегической целью которых было изменение экономической политики и собственно системы власти. И они даже видели перспективы того, как после активизации дспутатов-бизнесменов ведомыми станут депутаты-политики[128].
С самого начала своей политической деятельности, находясь в составе «Громады» под «присмотром» П. Лазаренко, Ю. Тимошенко осваивала достаточно радикальные формы оппозиционного поведения. Так, к числу политических требований, выдвигавшихся громадовцами, относились не только требования смены политического лидера, т.е. президента Л. Кучмы, но и смены политического режима. В июле 1997 года Ю. Тимошенко на партийной пресс-конференции обвинила президента в попытках установить тоталитаризм и впервые заявила о намерении инициировать процедуру импичмента[129].
Следующей атакой на президента стало объявленное Ю. Тимошенко в сентябре 1998 года начало сбора подписей за проведение референдума о недоверии действующему президенту и о досрочных выборах нового главы государства[130]. Впоследствии угроза инициировать отстранение Л. Кучмы от власти нс раз звучала из уст депутата Ю. Тимошенко. Однако в силу особенностей украинского законодательства (в Конституции такая норма упоминается, но в правовом отношении не прописана) такие заявления оставались лишь фигурой речи, не имевшей юридических последствий. Тем не менее задача устранения Л. Кучмы другими способами стала на какое-то время идеей фикс Ю. Тимошенко.
Что касается требований изменить политический режим, то вопрос о поправках в Конституцию был поднят еще П. Лазаренко в его бытность экс-премьером и главой «Громады». Незадолго до парламентских выборов в феврале 1998 года он заявил, что его партия в блоке с другими намерена добиваться изменения Конституции с тем, чтобы правительство формировалось Верховной Радой, а вся полнота власти принадлежала премьер-министру. На президента в этом случае возлагались бы лишь представительские функции[131]. В это время и Ю. Тимошенко тоже провозглашала себя последовательной сторонницей парламентской республики и выступала за соответствующие поправки Конституции.
Из выступления Юлии Тимошенко.
«Сегодня [в сентябре 1998 года. — Т. Г.] нет никаких предпосылок для того, чтобы отдавать безграничную, бесконтрольную власть в руки одного человека, который не всегда обладает высокими моральными качествами и компетентностью. Поэтому я отстаиваю парламентскую республику. Нами разработаны поправки к Конституции, и чем скорее парламент наберется политической воли, чтобы их принять, тем скорее мы избавимся от того, что сегодня имеем в державе»[132].
Замечу, что впоследствии вопрос о конституционных изменениях остался одним из ключевых в оппозиционной риторике Ю. Тимошенко.
В 1998-1999 годах основная оппозиционная борьба была сосредоточена в парламенте. Ю. Тимошенко пыталась сплотить депутатские ряды, призывая всех независимо от фракционной принадлежности всеми возможными способами консолидировать усилия для действий против президента и подконтрольного ему правительства. Выступая с трибуны, она расточала комплименты депутатам и приглашала их к сотрудничеству.
Однако эти усилия во многом оказались напрасными. И дело даже не в том, что многочисленный по своему составу и многоликий в политическом отношении парламент, куда входило множество формальных и неформальных объединений (фракций, групп и группировок), очень сложно было консолидировать. Главная трудность заключалась в том, что пришедший в 1998 году в законодательное собрание крупный капитал был вовсе не расположен бороться с президентом, политика которого, кстати говоря, как раз и способствовала становлению пришедшей к власти украинской бизнес-элиты.
В конце 1998 — начале 1999 года в Верховной Раде начался бурный процесс формирования новых фракций и групп правого и право- центристского толка из членов партий, не прошедших в парламент. Тогда Конституционный суд Украины снял ограничения на создание фракций, введенные постановлением Верховной Рады от 13 мая 1998 года, согласно которому право создавать фракции имели только партии, преодолевшие 4-процентный барьер. Именно тогда на политическом небосклоне впервые появились правые фракции, представлявшие интересы различных групп новой украинской буржуазии: фракция В. Пинзеника «Реформы и порядок», фракция «Трудовая Украина», а также депутатская группа «Возрождение регионов» — колыбель Партии регионального возрождения Украины, будущей Партии регионов.
Следует отмстить, что накануне президентских выборов 1999 года парламентские фракции в значительной степени поляризовались.
В континууме «правые — левые» более четко обозначились полюса и стали менее отчетливыми переходные формы. Парламентский центр, который мог бы стать основой для создания пропрезидентского большинства, не имел четких границ, был организационно аморфен, идеологически не идентифицирован и механически использовал и правую, и левую риторику. Парламентская практика межфракционных отношений была в высшей степени конфронтационна.
К числу достоинств левых и левоцентристских фракций относились партийная дисциплинированность, высокий уровень осознания их членами причастности к партии, коллективизм, внутрифракционная консолидированность, гуманистическая направленность законодательной деятельности и оппозиционность к власти, проявлявшаяся в интенсивной критике последней. Их слабыми чертами были догматизм, консервативность, конфронтационность, чрезмерная оппозиционность, препятствовавшая участию во власти, и взаимная подозрительность (левые зорко следили друг за другом, разоблачая пропрезидентские настроения своих коллег). В их политическом инструментарии значительное место занимал популизм. При этом избыточные социальные обязательства перед электоратом стали для них непомерным грузом, а популизм приобрел угрожающие размеры.
К сильным сторонам правых и правоцентристских фракций на тот момент можно было отнести их социал-демократическую идеологию, признание приоритета общечеловеческих ценностей и прав человека. К этому лагерю принадлежали многие успешные, состоявшиеся личности, которые не только сумели адаптироваться к новым условиям, но и во многом подчинить обстоятельства своим интересам. Слабость же их проявлялась в разобщенности, индивидуализме, корпоративности, в претензиях на элитарность, в слабой партийной дисциплине и несогласованности действий, нечеткости программных установок, постоянном соперничестве за лидерство.
Таким образом, если левые оказались заложниками неимущих и малоимущих слоев населения, то правые — заложниками власти и богатства.
Нетрудно заметить, что оппозиционность Ю. Тимошенко (так же как и возглавляемой ею партии) оказалась во многом пограничной, гибридной, соединившей в себе достоинства и недостатки как правых, так и левых. Находясь между Сциллой антипрезидентских левых сил и Харибдой правых пропрезидентских фракций, «Батькивщина» могла перейти на любую из двух сторон. Именно этот «кульбит» она и продемонстрировала, отказавшись на какое- то время от критики Л. Кучмы и делегировав в декабре 1999 года своего лидера на пост вице-премьера по ТЭК в новое правительство В. Ющенко.
Кроме того, «Батькивщина» активно поддержала в январе 2000 года так называемую «бархатную революцию» в парламенте, целью которой было оттеснение левых фракций и создание правого пропрезидентского большинства. Вновь победивший на президентских выборах Л. Кучма не намерен был мириться с доминированием левых оппозиционных сил в Верховной Раде. На повестку дня для президента и поддерживавших его партий встала задача изменить внутрипарламентское соотношение сил, не прибегая к досрочным выборам.
Тогда ради достижения своих целей одиннадцати фракциям пришлось покинуть здание Верховной Рады и проводить параллельные заседания в Украинском доме. Именно там было официально объявлено о создании нового парламентского большинства, об изменении руководящего состава высшего законодательного органа, об отстранении от должности спикера А. Ткаченко и избрании нового председателя — правоцентриста С. Плюща, на тот момент являвшегося членом исполкома пропрезидентской Народно-демократической партии.
Следует заметить, что все эти процедуры с правовой точки зрения были далеко не безупречны. Некоторые наблюдатели открыто говорили, что это не «бархатная парламентская революция», а настоящее «бархатное мошенничество». Тем не менее левое меньшинство в конце концов вынуждено было подчиниться правому большинству. В очень короткие сроки парламент из «территории нелюбви» (по меткому выражению украинского журналиста С. Рахманина) превратился в зону благожелательности по отношению к президенту и правительству.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антропология власти. Юлия Тимошенко"
Книги похожие на "Антропология власти. Юлия Тимошенко" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тамара Гузенкова - Антропология власти. Юлия Тимошенко"
Отзывы читателей о книге "Антропология власти. Юлия Тимошенко", комментарии и мнения людей о произведении.