» » » » Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир


Авторские права

Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир

Здесь можно скачать бесплатно "Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир
Рейтинг:
Название:
Карфаген и Пунический мир
Автор:
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-9533-3781-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Карфаген и Пунический мир"

Описание и краткое содержание "Карфаген и Пунический мир" читать бесплатно онлайн.



Величественный, мрачный и могучий город, грозный владыка морей, средоточие кровавого культа Молоха — таков Карфаген в расхожем мнении современного человека, в романах и кинофильмах. Насколько обоснован такой образ? Автор этой книги на обширном историческом и археологическом материале воссоздает иную, но ничуть не менее впечатляющую картину поистине великой культуры, незаслуженно забытой, фактически уничтоженной Римом. Нераскрытой тайной веков предстает перед читателем погибшая литература Карфагена, возможно, хранившая ключи к загадкам Атлантиды. Да и религия Молоха оказывается на поверку не столь зловещей…






В литературных источниках приводится множество договоров, в соблюдении которых торжественно поклялись карфагеняне. Полибий посвятил несколько параграфов третьего тома своей «Всеобщей истории» договорам, заключенным с Римом.

Первый датируется 509 годом, то есть практически периодом становления республики в Риме. Для Карфагена это означало не только обновление уже имеющихся договоров с миром этрусков и центральным регионом Италии. Им очерчивалась зона навигации римских кораблей, которые не должны были заходить дальше «прекрасного мыса» (современный мыс Бон) и регламентировались виды торгового обмена (Полибий, III, 1, 22).

Второй договор восходит к 348 году (Полибий. III, 24). Карфаген включил в него не только население Утики, но и жителей Тира, что вызывает некоторое удивление. И, как нам кажется, в этот период зоной его влияния был испанский Левант, поскольку в нем упоминается регион Ма-стия Тарсейон. В соглашении уточняются и зоны влияния, расположенные на Сицилии. Что касается Африки и Сардинии, то они продолжали оставаться охотничьими заповедниками Карфагена, поскольку карфагеняне с особым упорством настаивали на том, что римляне больше не имели права вести здесь торговлю и устраивать поселения. Их присутствие допускалось на срок не более пяти дней и только в случае починки их кораблей и пополнения продовольственных запасов.

Третий договор был заключен в период военной экспедиции Пирра в Италию. Обе стороны подтвердили действие предыдущих договоров, дополнив их новым соглашением относительно царя Эпира, их общего врага. Они договорились оказывать в случае необходимости содействие друг другу (Полибий. II, 25, 1—5). Так, в 279 году Карфаген предоставил в распоряжение Рима флотилию, состоящую из 130 кораблей под командованием некоего Магона (Юстиниан. XVIII, 2; Валерий Максим. III, 7, 10).

И из произведений того же Полибия до нас дошел текст еще одного союзного договора. Речь идет о пакте, подписанном Ганнибалом, находящимся в то время в Италии, и посланниками царя Македонии Филиппа V, также оказавшегося один на один с экспансионистской политикой римлян в отношении восточного побережья Адриатики. Этот пакт, которым предусматривалось, что карфагеняне и македонцы должны оказывать друг другу помощь и приходить на выручку, так никогда и не воплотился в реальных действиях.


Отрывок из договора, содержавшего клятву Ганнибала и посланника Филиппа V:

«Клятва, которую дали главнокомандующий Ганнибал, Магон, Миркан, Бармокар, все сопровождающие Ганнибала сенаторы и все карфагеняне, состоящие у него на службе, а также Ксенофан, сын Клеомаха из Афин, посол, который прибыл по поручению Филиппа, сына Деметрия, от его имени, от имени всех македонцев и их союзников. Клянемся перед Зевсом, Герой и Аполлоном, перед гением Карфагена, Гераклом и Иолаем, перед Аресом, Тритоном, Посейдоном, перед всеми богами, которые сопровождают нашу армию, перед солнцем, луной и землей, перед реками озерами и водами, перед всеми богами, которые оказывают покровительство Карфагену, и перед всеми богами, которые оказывают покровительство Македонии и находящейся в ее подчинении части Греции, перед всеми богами, помогающими в этом походе, которые, кто бы они ни были, присутствуют при этом событии и руководят нашей волей…» (Полибий. VII, 9, 1-3, CUF).

IV.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Основным призванием Карфагена была торговля. И римляне это очень хорошо понимали, когда перед осадой предложили карфагенянам покинуть город и разбить новый в пятнадцати километрах от побережья (см. Разгром Карфагена, гл. I). В источниках говорится, что это предложение лишило бы город того главного, благодаря чему он жил и развивался, и именно поэтому оно вызвало героическое сопротивление пунийцев.

Но на самом деле на протяжении семи долгих веков своего существования карфагенская экономика постоянно меняла векторы развития, подстраиваясь под новые военные и политические задачи города. Из простого посредника город превратился сначала в промышленную агломерацию, распространяющую свою собственную продукцию (товары из стекла и керамики, соус из анчоусов гарум и т.д.), затем в крупного поставщика сельскохозяйственной продукции и сырья и, наконец, в последний период своего существования он стал торговой державой. Эти последовательные превращения отражают разные экономические цели, возникающие перед городом, который с самого начала своего основания охватывал сферой своего влияния сначала финикийские колонии Центрального Средиземноморья, а затем и Западного, чтобы объединить их в нечто вроде автономной экономической зоны. Обладая большим военным потенциалом и, видимо, благодаря взиманию предпочтительных таможенных пошлин, Карфаген сформировал хорошо интегрированную экономическую сеть, в которой он ввел некоторую форму разделения труда, понуждая находящиеся под его контролем города к специализации в том или ином виде производства.


ТОРГОВЛЯ

От основания Карфагена и до его заката пунические корабли без устали бороздили Средиземное море, загружая и выгружая на его берегах не только продукцию собственного производства, но также греческие, кампанские и египетские товары. И именно его судовладельцы, моряки и купцы превратили Карфаген в столицу пунического мира, а его порт стал первым среди портов западного бассейна Средиземноморья. За исключением того, что в его портах были открыты иностранные торговые отделения, мы мало знаем о том, как была организована его внешняя торговля. И точно так же, как сиракузяне или итальянцы обустраивались в Карфагене, сообщества карфагенян проживали в Сиракузах (Диодор Сицилийский. XXV, 46, 1; Геродот. VII, 166; Тит Ливий. XXIV, 6) и, видимо, в других зонах Средиземноморья. Само собой разумеется, методы и практика ведения торговли дезориентировали их греческих или римских партнеров, которые должны были к тому же испытывать нечто вроде ревнивой зависти к их успеху. И именно поэтому в умах их современников сформировался нелицеприятный образ гугги (gugga, неологизм, изобретенный Плавтом в его комедии «Пуниец»), дошедший до наших дней. И в продолжение этой темы следует отметить, что знаменитая fides punica («пуническая верность», то есть на самом деле вероломство) далеко не является показателем некоего «цивилизационного шока», который пришелся по сердцу некоторым теоретикам, а отражает всего лишь сложившийся в римском обществе популярный образ карфагенянина. Впрочем, шутки и предубеждения подобного рода, но уже относящиеся к римлянам, должны были циркулировать и в Карфагене, даже если Плутарх в своих «Политических наставлениях» (III, 6) утверждал, что пунийцы вообще были лишены чувства юмора.

Благодаря обнаружению в районе Балеарских островов фрагментов кораблей, потерпевших кораблекрушение, мы располагаем некоторыми сведениями относительно товаров, перевозимых карфагенскими судами. В районе Минорки, на месте крушения корабля из Бинисафуллера, затонувшего в первой трети III века, был найден груз, состоящий из амфор разного происхождения; среди них были иберийские амфоры, отправленные с побережья Каталонии или из Ибицы, в которых, видимо, перевозились жидкие, твердые и сыпучие продукты (различные соления, зерновые, мясо, мед, фрукты, смола); в амфорах из Ибицы находились, видимо, соления или вино, а в цилиндрических пунических амфорах из Центрального Средиземноморья перевозили, как нам кажется, вино. Во время крушения корабля на Майорке, у островка Эль Сек затонул груз с большим количеством аттических керамических изделий. Корабль вышел из Афин и сделал остановку в Карфагене, перед тем как продолжить свой путь в направлении побережья Каталонии или Валенсии. Наконец, среди обломков корабля, потонувшего поблизости от Карфагена, также были обнаружены амфоры и пунические изделия из керамики и, кроме того, оловянные и свинцовые слитки. И, видимо, в качестве «сопроводительных документов» к этим предметам, датируемым периодом между V и III столетиями, прилагались три прекрасных слоновьих бивня, на которых, по всей вероятности, были начертаны имена получателей (см. Слоновая кость, гл. VIII).

Обобщенная типология пунических амфор периода с IV по II вв. до н.э. Фрагменты слоновьих бивней с надписями, обнаруженные среди обломков корабля, затонувшего поблизости от Карфагена, V-III вв. до н.э. 

В ходе раскопок, проведенных в Карфагене на холме Бирса, на прибрежной равнине и вокруг портов, а также в результате изучения образцов керамики учеными были получены ценные сведения как относительно торговых партнеров карфагенян, так и номенклатуры товарообмена. В архаическую эпоху, о чем свидетельствуют предметы, обнаруженные в гробницах, особо ценные изделия поставлялись из Этрурии (вазы буккеро), из Коринфа (арибаллы, то есть сосуды для благовоний, кубки), из Египта (вазы из алебастра, предметы из фаянса и т.д.). Но уже начиная с V века именно греческий мир (Сицилия, Южная Италия, континентальная Греция) становится для Карфагена основным поставщиком предметов роскоши (керамика, бронза, ювелирные украшения, мрамор и т.д.). Для изготовления красивейших греческих саркофагов, которые служили последним прибежищем для богатых карфагенских аристократов, в IV столетии корабли доходили даже до Пропонтиды (древнегреческое название Мраморного моря), вывозя мрамор с острова Проконнес. Из Афин карфагеняне также вывозили мрамор, о чем свидетельствует дюжина саркофагов, найденных в Карфагене, из мрамора, добытого на отрогах Пентелики. Но в основном они импортировали престижные изделия из аттической керамики, которые затем перепродавали на контролируемых ими западных рынках. В течение III—II веков они закупали в Италии предметы из керамики очень хорошего качества, покрытые черным лаком и произведенные в Риме (в мастерской, изготавливавшей мелкие изделия, на которые ставились клейма), в Неаполе (кампанская керамика А) и в Этрурии (кампанская керамика В)[17].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Карфаген и Пунический мир"

Книги похожие на "Карфаген и Пунический мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эди Дриди

Эди Дриди - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эди Дриди - Карфаген и Пунический мир"

Отзывы читателей о книге "Карфаген и Пунический мир", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.