» » » » Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.


Авторские права

Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Скопус», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.
Издательство:
«Скопус»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
965-555-228-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Описание и краткое содержание "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." читать бесплатно онлайн.



Эта монография собирает и анализирует все доступные материалы относительно истории и судьбы евреев в небольшом штетле (местечке) Мстиславль в Белоруссии — от первого известного еврейского присутствия в штетле несколько сотен лет назад к трагическим дням Холокоста. История еврейской общины Мстиславля описана не в изоляции от общей истории Мстиславля, но как часть истории этого города. Монография описывает жизни и достижения удивительно большого количества известных мстиславских евреев, которые сделали большие улучшения научных и социальных теорий во многих областях человеческих знаний. Особое внимание было обращено на трагические дни 1941, когда почти все еврейское население, включая детей, женщин и пожилых людей, истреблялось нацистами. В монографии дан полный список евреев, убитых нацистами во время Второй мировой войны. В сущности история евреев Мстиславля, описанных в этой монографии, является типичной историей многих еврейских штетлов Восточной Европы.






В городе обучалось 500 детей, 402 мальчика и 98 девочек.

В Мстиславле было 16 колодцев. Вода в них отличалась необычайной чистотой и была приятна на вкус, особенно в роднике на склоне Троицкой горы, который с давних времён называется "Здоровцем". Но самый богатый водоём, собирающий воду из многих родников, находится в овраге между Замковой и Троицкой горами.


Кагальный колодец

В описываемое время водовозы развозили отсюда воду в бочках всем жителям, не имеющим собственных колодцев. Этот способ доставки воды сохранялся до военных времён. Да и сейчас ещё многие любители особо чистой воды развозят её из построенного здесь так называемого " Кагального колодца", но уже в бидонах и на автомобилях. Большим событием в городе всегда были регулярно проводимые ярмарки и базары. На ярмарки съезжалось множество торгового, ремесленного и крестьянского люда, ставились торговые ряды, открывались временные харчевни и постоялые дворы, приезжали бродячие актёры и цирк с дрессированными животными. О Мстиславских ярмарках, некоторых чертах еврейского быта и характерах мстиславчан очень образно написал Хаим Соколин(61).

С 1899 г. бароном Пилар фон Пильхау стала издаваться Мстиславская газета "Белорусский Комиссионер". Выходила газета один раз в неделю по субботам и просуществовала всего два года. Но за это короткое время она проделала большую работу, позволившую городу через некоторое время открыть гимназию и провести сравнительно недалеко от Мстиславля железную дорогу, по которой вывозили хлеб, лен, пеньку, лес, а также свиные туши, сало, груши и яблоки. Организаторы издания газеты стремились содействовать обмену мнениями по вопросам экономического развития города и уезда и предоставления информации о биржевых новостях, спросе и предложении товаров, ценах. Деятельность "Белорусского комиссионера" было приостановлена 1 ноября 1900 года в связи с возникшими затруднениями. В № 1 "Мстиславского голоса" говорится о том, что он пришёл на смену" Белорусского комиссионера", которому "затыкали рот и губы", чтобы не узнавали о нуждах города. Сообщения "Белорусского Комиссионера" позволяют проследить за повседневной жизнью города на грани веков:

В Мстиславле активно работало благотворительное общество. Оно содержало богадельню на 12 человек, оказывало в течение года помощь как денежным пособием (25 чел), вещами и продуктами (48 чел) и медицинской помощью (25 чел), стремилось помочь в пасхальные праздники местным беднякам, нуждающимся в насущном куске хлеба. Общество работало как на средства города, так и на пожертвования, организовывало лотерею в пользу бедняков.

Открывшееся в 1898 году в Мстиславле Церковно — Православное Богоявленское Братство в рамках своей просветительской деятельности пыталось провести серию публичных собеседований с местным еврейством о "заблуждениях талмудического учения и о непреложной истинности православного учения". Были проведены два таких собеседования. Как сообщали Могилёвские епархиальные ведомости за 1999 г., в дальнейшем они не привились " в виду пущенными неблагонамеренными лицами слухов, что проводивший их архимандрит Анатолий стремится окрестить всех евреев в православную христианскую веру, почему евреи перестали посещать эти собеседования."

Как отмечалось, транспорт был только гужевой. До железной дороги можно было доехать и на примитивном омнибусе еврейского "балаголе", представлявшего собой большую повозку ("буду") с соломой внутри вместо скамеек и холщёвым навесом для защиты от дождя. В описываемое время монополию перевозки пассажиров и товаров по этой дороге имела семья извозчиков по фамилии Каплун. Никто не мог с ними конкурировать, ибо неоднократно бывало, что Каплуны отравляли лошадей других извозчиков. Семья Каплунов, состоявшая из свирепого старика и двух его сыновей богатырского сложения, пользовалась в городе недоброй репутацией. Это были "балеголес" из породы хищников. Их все боялись. Ездившие с ними в повозках пассажиры были защищены от нападения дорожных бандитов, но не от произвола самих извозчиков, которые обращались с ними, как с подданными. Не мало тёмных дел было на совести этих Каплунов, а один из них кончил свою карьеру каторгой (15).

К концу века из Мстиславля в Могилёв и обратно ежедневно отправлялись дилижансы со сменой лошадей в Рясны. Использовались также крытые экипажи для выезда в окрестности города с тамбовскими лошадями. Почтовое же сообщение между Могилёвом и Мстиславлем в эти годы было редкое, всего два раза в неделю. Все операции осуществлял городе один почтовый работник.

Вот как описывала жизнь Мстиславля в последние годы 19 века газета "Белорусский комиссионер" в номере № 19–20 от 15.09.1899 года:

"На улицах много луж и непроходимая грязь. На главных улицах, освещаемых 60-ю фонарями, имеются деревянные тротуары. Одна улица и половина другой вымощены, но метутся они редко. Посреди города находится плохо содержащийся бульвар. Улицы обсаживаются деревьями, но они портятся козами и свиньями, которые бродят по всему городу и приводят улицы в жалкий вид. Промысел ничтожный вследствие удалённости от железной дороги и отсутствия предприимчивых жителей со средствами. Вывозится пенька, конопля, лён, овёс, крупы, шкуры, щетина, сушёные грибы, раки, яблоки.

Лесная торговля уменьшается с каждым годом, так как вырублен весь товарный лес и даже дровяной. Ссудных касс в городе нет, денег и кредита нет, вследствие чего город, который когда-то имел 30000 населения, теперь нуждается в денежном кредите и поэтому сырые продукты на месте не перерабатываются и вывозятся."

Не изменился внешний вид города и в начале нового века. Правда, появилось более современное освещениё. В 1912 году центральная часть города освещалась одиннадцатью фонарями типа "Люкс", а окраины простыми керосиновыми фонарями.

После опустошительного пожара в 1897 году была разрешена Московским Земельным банком выдача ссуд под залог каменных домов, а в июне и деревянных. Это положительно сказалось на развитии экономики города и, в частности, к совершенствованию системы водоснабжения. Значительное отстояние города от реки являлось большим неудобством в случае пожаров. Поэтому в городе устраивались специальные пожарные водоёмы. В 1912 году в городе было 10 деревянных чанов ёмкостью по 500 вёдер каждый и три цементных бассейна по 3500 вёдер. По-прежнему действовала городская пожарная команда и пожарная дружина добровольного пожарного общества. В Заречной слободе, которая в половодье была отрезана от остальной части города, существовало особое отделение пожарной дружины. Город давно испытывал необходимость в открытии среднего учебного заведения. Об этом много писал и С.М. Дубнов. С инициативой открытия в Мстиславле гимназии в 1899–1900 гг. выступила газета "Белорусский комиссионер". Она писала:

"В городе всё время увеличивается потребность в устройстве среднего учебного заведения, так как трудно содержать детей в губернских городах и поэтому много возникает неудобств при переездах детей несколько раз в год. Кроме того, родители лишаются возможности наблюдать за нравственностью ребёнка и их успехами в учёбе."

Вся общественность города поддерживала эту инициативу. Но для строительства гимназии нужны были значительные средства. Решение от её строительстве было принято Городской думой в начале 1900 года, после чего с просьбой о финансировании проекта обратились в министерство просвещения. Но оно с выделением средств не торопилось. Городские власти рассчитывали получить деньги за счёт залога городской недвижимости в кредитных учреждениях или вырубки и продажи соснового леса. Деньги появились неожиданно. Основную массу средств в размере 40.000 рублей на строительство завещала скончавшаяся в 1904 году дворянка А.Н. Стаховская.

После длительных ходатайств городского управления г. Мстиславля Министерство народного просвещения разрешило 15 августа 1906 года открыть в городе мужскую правительственную гимназию с отнесением временно расходов только на местные средства. Поэтому, сознавая необходимость для города в гимназии, городское управление выделило из своих средств 120.000 рублей не только на постройку здания, но и содержание гимназии в первый год её существования.

Для строительства гимназии была выделена центральная исторически сложившаяся часть города. Архитектором Волонсевичем С.М. был разработан проект и городскими властями принято решение о строительстве гимназии на городском бульваре. Обучение в гимназии началось в 1906–1907 учебном году в арендованных помещениях. Одновременно осуществлялось строительство основного здания. Небольшую сумму в 1907 году выделили центральные власти, которая была значительно меньше пожертвований частных лиц.

Организация работ производилась по подрядам. Заказы распределялись на конкурсной основе. Это позволило построить гимназию быстро и качественно. Сэкономленные на подрядах в результате конкурса деньги пошли на дополнительное оснащение гимназии незапланированным ранее оборудованием, на оплату налогов, благотворительные цели: содержание богаделен, ремонт церквей и синагоги, на помощь бедным. В этой благотворительности участвовали и те, кто удачно взял подряд. Дарить деньги на подобные цели считалось в те времена большой честью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Книги похожие на "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Цыпин

Владимир Цыпин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Отзывы читателей о книге "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.