Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"
Описание и краткое содержание "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать бесплатно онлайн.
Взяв эту книгу в руки, будьте осторожны. Возможно, вы планируете потратить всего пару минут на беглый просмотр, но спустя несколько часов можете обнаружить себя сидящим в кресле и всё еще погруженным в чтение.
Проницательные и провоцирующие комментарии Рабби Телушкина к вечным истинам взбудоражат ваше мышление и не оставят безразличным ваше сердце.
«Еврейская мудрость» предлагает нам потрясающую коллекцию цитат, которые могут радикально изменить нас, если читать их как цельную книгу и преодолеть смущение перед их гениальностью.
Поодиночке евреи очень уязвимы… Но еврей и не должен быть один.
Эли Визель высказал такой взгляд, определяя цели Национального Еврейского Центра Образования и Лидерства в Нью-Йорке14. Образы лидеров
(Когда Моисей пас стада) он не давал большим овцам забегать перед маленькими, но, наоборот, давал маленьким поесть свежей травы первыми. Затем он позволял более взрослым овцам поесть травы среднего качества. В конце концов, он давал самым сильным овцам есть самую жесткую траву. Бог сказал: «Пусть он, знающий как пасти овец согласно их силе, придет и ведет народ Мой».
Шмот Рабба 2:2Когда Ной вышел из ковчега, он открыл глаза, и увидел, что мир разрушен полностью. Он начал плакать о мире и кричать: «Повелитель Вселенной! Если Ты разрушил мир из-за грехов человека и глупости человеческой, то зачем Ты вообще создал человека? Выбирай: или не создавать человека или не разрушать мир!..»
Благословенный Бог ответил ему: «Глупый пастух! Когда я заставлял тебя медлить и долго с тобой говорил, надеясь, что ты попросишь пощады для этого мира, ты был так рад, что спасешься в ковчеге, что тебя не тронули печали твоей земли! Ты построил ковчег и спасся. Теперь, когда мир уже разрушен, ты открываешь уста свои, чтобы бормотать вопросы и просьбы…»
«Зогар: Книга Сияния», пер. Даниила Ханан МаттаКогда Господь сказал Абраhаму, что собирается разрушить Содом и Гоморру из-за множества грешников, живущих в них, патриарх спорил с Богом и даже торговался с ним, пытаясь отменить приговор. Он даже поставил под сомнение моральное совершенство Бога: «Неужели судья всей земли не учинит правосудия?» (Брейшит 18:25).
Ной, с другой стороны, услышав о Всемирном потопе, не спорил с Богом и не пытался предупредить людей. Поэтому еврейская традиция воспринимает Абраhама как образец хорошего лидера, а Ноя – как лидера, у которого не стоит учиться, так как ему не хватило морального упорства.
Как лидерство может плохо влиять на характер человека
(Рабби Иуда бен Табай) говорил: «Если бы кто-нибудь сказал мне до того, как я занял высокий пост: “Займи этот пост”, – моим единственным желанием было бы загрызть этого человека до смерти. Теперь, когда я уже давно его занимаю, если кто скажет мне: “Уйди с этого поста”, – я вылью ему на голову кипяток. На высокий пост трудно подняться, но еще тяжелее его сдать. Так было в случае (царя) Саула. Когда ему сказали: “Поднимись на царство”, – он спрятался, как говорит Танах. И Господь сказал (после того, как израильтяне услышали, что Саул будет их царем, и не могли его найти): “Вот он, прячется среди утвари!” (I Шмуэль, 10:22). Но когда Саулу сказали: “Отдай царство”, – он начал преследовать Давида (своего предполагаемого наследника), чтобы убить его».
Отцы по Рабби Натану, гл. 13.[7]Плата за политическое и общественное лидерство
Горе власти! Она хоронит своего носителя, ибо нет ни одного пророка, который бы не пережил трех царей.
Вавилонский Талмуд, Песахим 87бФраза, с которой начинается книга Исайи, утверждает, что он жил во времена Узии, Йотама, Агаза и Иезекии.
О принцах и петушках
Один принц возомнил себя петушком. Он разделся, забрался под стол и отказался есть что-либо кроме кукурузных зерен. Король умолял врачей вылечить принца, но никто не мог помочь.
В конце концов во дворец пришел мудрец и сказал: «Я думаю, что могу вылечить принца». Король позволил ему попробовать.
Мудрец снял одежду, забрался под стол и начал есть кукурузные зерна. Принц с подозрением посмотрел на него и сказал: «Кто ты и что здесь делаешь?»
Мудрец ответил: «А ты кто и что здесь делаешь?» «Я – петушок», – враждебно ответил принц.
«Правда? Так и я тоже!» – тихо сказал мудрец.
И они беседовали под столом, пока не познакомились очень близко. Когда мудрец понял, что принц к нему привык, он попросил принести одежду. Он оделся и сказал принцу: «Не думай, что петушки не могут носить одежду, если хотят. Можно носить одежду и быть замечательным петушком». Принц немного подумал и тоже оделся.
Потом мудрец приказал подать под стол еду. Принц встревожился и сказал: «Что ты делаешь?»
Мудрец успокоил его: «Не волнуйся. Петушки могут есть человеческую еду, если хотят, и оставаться при этом петушками». Принц подумал об этом немного и тоже приказал подать еды.
Тогда мудрец сказал принцу: «Ты думаешь, что петушки должны все время сидеть под столом? Можно ходить, где хочешь, и быть отличным петушком». Принц подумал об этом, вслед за мудрецом выбрался из-под стола и начал ходить по комнате. После того как он начал есть как человек, одеваться как люди и ходить как все люди, он, в конце концов, избавился от желания быть петушком и выздоровел.
Рабби Нахман из Брацлава (1771–1810).[8]Говард Шварц, напечатавший эту притчу в книге «Ворота в новый город: сокровищница современных еврейских историй», цитирует также и комментарий Рабби Нахмана к этой истории: «Также и учитель должен опускаться до уровня своих учеников, если хочет поднять их выше». Шварц считает, что с точки зрения современного читателя мудрец – типичный психиатр, который, следуя теории Р. Д. Лэнга, должен разделять сумасшествие своих пациентов, чтобы полностью понять их переживания и увести их из мира безумия».
Короче говоря, если вы хотите изменять и исправлять людей, недостаточно харизмы и красноречия. Оба эти качества лишь заставляют слушателя чувствовать свою неполноценность. Первое требование к лидеру – эмпатия. Только если человек чувствует, что вы вникаете в его обстоятельства и способны понять и оценить его личную правду, он способен открыться переменам.
Дополнение
Я хочу закончить эту главу цитатой из речи нееврея, кандидата в президенты США, где он обращается к ежегодному собранию сионистской организации:
Еврейский народ, начиная со времен Давида и Голиафа, не считал молодость помехой для лидерства.
Дж. Ф. Кеннеди, обращался к Организации Сионистов Америки во время избирательной кампании I960 г. В этой речи 43-летний Кеннеди, ставший самым молодым президентом США, также отметил, что Теодору Герцлю было всего 37, когда он объявил «неизбежность… реального триумфа… еврейского государства» (цит. по И. Л. Кенену, «Линия защиты Израиля»)15. «Слушайся голоса ее»
Два взгляда: Тора и Талмуд о женщинах
Всё, что ни скажет тебе Сара, – слушайся голоса ее.
Бог Абраhаму, Брейшит 21:12Существует фундаментальное противоречие (хотя о нем редко говорят) между библейскими законами о женщинах и библейскими рассказами о них. Библейский закон стоит на стороне мужчин (например, только они могут разводиться по собственному желанию, и в большинстве случаев только мужчина может вступать в права наследования). Однако в библейских рассказах мы видим, как женщины пользуются относительно равными правами со своими мужьями, отцами, братьями.
В пассаже, приведенном выше, мы видим, что Бог советует Абраhаму следовать желаниям своей жены, даже если они противоречат его собственным. В следующей главе Торы мы видим, что Ривка намного лучше смогла прочувствовать характеры своих двух сыновней – Эйсава и Иакова, чем ее муж Исаак.
В первых двух главах книги Шмот нам представлена вереница героических женщин. Сначала две повивальные бабки – Шифра и Пуа – единственные люди в Египте, отказавшиеся следовать приказу фараона об убийстве всех еврейских младенцев мужского пола. Затем мать Моисея (заметьте – не отец!) принимает решение спрятать его. Его сестра Мириам, а не брат Аhарон следит за ним, когда он плывет по Нилу (из справедливости нужно сказать, что Аhарону было тогда только три года). И, наконец, преисполненная сострадания дочь фараона спасает Моисея, воспитывает его во дворце отца и таким образом готовит почву для будущего освобождения евреев из Египта. Десятки лет спустя, согласно одному из самых загадочных отрывков Торы, жена Моисея – Ципора спасет его жизнь (Шмот 4:24–26).
Ханна из книги Шмуэля – бездетная женщина, молящая Бога о зачатии, становится талмудическим образцом того, как нужно взывать к Богу для всех евреев (I Шмуэль 1:10–17, см. Вавилонский Талмуд, Брахот 31а и Йома 73а). Ханна получает ответ на свои молитвы и у нее рождается сын – будущий судья Шмуэль.
Много веков спустя другая женщина – жена персидского царя Ахашвероша, еврейка Эстер – спасает свой народ от геноцида, задуманного злодеем Аманом.
Несмотря на эти примеры, более поздние талмудические высказывания о женщинах (кроме некоторых исключений) звучат унизительно и снисходительно. Некоторые утверждения Талмуда, особенно, как мы позже убедимся, принадлежащие Рабби Элиезеру бен Гирканусу, – являются женоненавистническими. Но нам необходимо понимать, что даже самые возвышенные тексты всегда отражают дух времени, в котором написаны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"
Книги похожие на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"
Отзывы читателей о книге "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов", комментарии и мнения людей о произведении.