Ролан Барт - Семиотика, Поэтика (Избранные работы)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Семиотика, Поэтика (Избранные работы)"
Описание и краткое содержание "Семиотика, Поэтика (Избранные работы)" читать бесплатно онлайн.
Барт Ролан
Семиотика, Поэтика (Избранные работы)
Ролан Барт
ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ
Семиотика. Поэтика
Переводы с французского
В сборник избранных работ известного французского лите ратуроведа и семиолога Р. Барта (1915-1980) вошли статьи и эссе, отражающие разные периоды его научной деятельности. Исследования Р. Барта - главы французской "новой критики", разрабатывавшего наряду с Кл. Леви-Строссом, Ж. Лаканом, М. Фуко и др. структуралистскую методологию в гуманитарных науках, посвящены проблемам семиотики культуры и литературы. Среди культурологических работ Р. Барта читатель найдет впервые публикуемые в русском переводе "Мифологии", "Смерть автора", "Удовольствие от текста", "Война языков", "О Расине" и др.
Книга предназначена для семиологов, литературоведов, лингвистов, философов, историков, искусствоведов, а также всех интересующихся проблемами теории культуры.
В оформлении переплета использованы материалы, предоставленные издательством "Сей", и рисунок Мориса Анри
Редакция литературы по гуманитарным наукам
[2]
Ролан Барт - семиолог, литературовед 7
Из книги "Мифологии" 50
Предисловие 50
I. Мифологии 52
Литература и Мину Друэ 52
Мозг Эйнштейна 60
Бедняк и пролетарий 63
Фото-шоки 65
Романы и дети 68
Марсиане 70
Затерянный континент 73
II. Миф сегодня 76
Миф как высказывание. 76
Миф как семиологическая система. 78
Форма и концепт. 85
Значение. 90
Чтение и расшифровка мифа. 98
Миф как похищенный язык. 102
Буржуазия как анонимное общество. 109
Миф как деполитизированное слово. 115
Миф слева. 119
Миф справа. 122
Прививка. 124
2. Лишение Истории. 125
4. Тавтология. 126
5. Нинизм. 127
6. Квантификация качества. 128
7. Констатация факта. 128
Необходимость и границы мифологии. 130
Литература и метаязык. 135
Писатели и пишущие. 135
Из книги "О Расине". 139
Предисловие 139
I. Расиновский человек * 140
1. Структура 140
Покои. 141
Три внешних пространства: смерть, бегство, событие. 141
Орда. 143
Два Эроса. 143
Смятение. 146
Эротическая "сцена". 147
Расиновские "сумерки". 148
Основополагающее отношение. 150
Методы агрессии. 152
Неопределенно-личная конструкция. 155
Раскол. 156
Отец. 157
Переворот. 158
Вина. 160
"Догматизм" расиновского героя. 161
Выход из тупика: возможные варианты. 163
Наперсник. 164
Знакобоязнь. 165
Логос и Праксис. 166
III. История или литература? 167
Литература сегодня. 176
Воображение знака. 181
Структурализм как деятельность. 183
Две критики. 187
Что такое критика? 189
Литература и значение. 192
Риторика образа. 199
Три сообщения 200
Языковое сообщение 202
Денотативное изображение 204
Риторика образа 205
Критика и истина. 208
I 208
Объективность 210
Вкус 212
Ясность 214
II 219
Кризис Комментария 219
Множественный язык 220
Наука о литературе 223
Критика 225
Чтение 229
От науки к литературе. 230
Смерть автора. 233
Эффект реальности. 236
С чего начать? 240
От произведения к тексту. 244
Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По 248
Текстовой анализ 248
Анализ лексий 1 -17 250
Акциональный анализ лексии 18-102 255
Текстовой анализ лексии 103-110 257
Методологическое заключение 260
Удовольствие от текста. 262
Разделение языков. 283
Война языков. 289
Гул языка. 291
Лекция. 293
Р. Барт. 1971 г. 303
Комментарии. 303
Мифологии (Mythologies). - Перевод выполнен по изданию: Barthes R. Mythologies. P.: Seuil, 1957. Публикуется впервые. 303
I. Мифологии (Mythologies) 303
Литература и Мину Друэ (La Litterature selon Minou Drouet). - Впервые в газете "Lettres nouvelles", 1956, январь. 303
Мозг Эйнштейна (Le cerveau d'Einstein). - Впервые в газете "Lettres nouvelles", 1955, июнь. 304
Бедняк и пролетарий (Le Pauvre et le Proletaire). - Впервые в газете "Lettres nouvelles", 1954, ноябрь. 304
Фото-шоки (Photos-Chocs). - Впервые в газете "Lettres nouvelles", 1955, июль. 304
Романы и дети (Romans et Enfants). 304
Марсиане (Martiens). 304
Затерянный континент (Continent perdu). 304
II. Миф сегодня (Le Mythe, aujourd'hui) 304
Литература и метаязык (Litterature et meta-langage). 305
Писатели и пишущие (Ecrivains et ecrivants). 306
О Расине (Sur Racine). 306
Воображение знака (L'imagination du signe). 307
Структурализм как деятельность (L'activite structuraliste). 307
Две критики (Les deux critiques). 307
Что такое критика? (Qu'est-ce que la critique?). 308
Риторика образа (Rhetorique de l'image) 309
Критика и истина (Critique et Verite). 309
Смерть автора (La mort de l'auteur). 312
От произведения к тексту (De l'?uvre au texte). 313
Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По (Analyse textuelle d'un conte d'Edgar Poe). 313
Удовольствие от текста (Le Plaisir du texte). 314
Разделение языков (La division des langages). 315
Война языков (La guerre des langages). 315
Гул языка (Le bruissement de la langue). 315
Лекция (Lecon). 315
Библиография ............... 601 316
Работы Р. Барта 316
I. Монографии, эссе, сборники статей 316
II. Переводы на русский язык 316
Литература о Р. Барте 1. Монографии 317
II. Специальные номера журналов 317
III. Коллоквиум 317
Именной указатель. 317
Содержание 323
Ролан Барт - семиолог, литературовед
Р. Барт - наряду с Клодом Леви-Строссом, Жаком Лаканом, Мишелем Фуко считается одним из крупнейших представителей современного французского структурализма, и такая репутация справедлива, если только понимать структурализм достаточно широко. Именно поэтому следует иметь в виду, что помимо собственно "структуралистского", ориентированного на соответствующее направление в лингвистике этапа (60-е гг.), в творчестве Барта был не только длительный и плодотворный "доструктуралистский" (50-е гг.), но и блестящий "постструктуралистский" (70-е гг.) период. Следует помнить и то, что сами перипетии тридцатилетнего "семиологического приключения" Барта в чем-то существенном оказались внешними для него: сквозь все эти перипетии Барту удалось пронести несколько фундаментальных идей, которые он лишь углублял, варьировал и настойчиво разыгрывал в ключе тех или иных "измов". Что же это за идеи? Отвечая на этот вопрос, проследим прежде всего основные вехи научной биографии Барта.
Барт родился 12 ноября 1915 г. в Шербуре; через несколько лет после гибели на войне отца, морского офицера, переехал с матерью в Париж, где и получил классическое гуманитарное образование - сначала в лицеях Монтеня и Людовика Великого, а затем в Сорбонне. В юности определились две характерные черты духовного облика Барта-левые политические взгляды (в лицейские годы Барт был одним из создателей группы "Республиканская антифашистская защита") и интерес к театру (в Сорбонне он активно участвовал в студенческом "Античном театре").
Предполагавшаяся преподавательская карьера была прервана болезнью туберкулезным процессом в легких,
[3]
обнаруженным еще в начале 30-х гг. Признанный негодным к военной службе, Барт шесть лет-с 1941 по 1947 г.- провел в различных санаториях. Именно на это время приходится процесс его активного интеллектуального формирования - процесс, в ходе которого значительное влияние оказал на него марксизм, с одной стороны, и набиравший силу французский экзистенциализм (Сартр, Камю) - с другой.
В 1948-1950 гг. Барт преподавал за границей - в Бухаресте и в Александрии, где познакомился с 33-летним лингвистом А.-Ж. Греймасом, который, вероятно, одним из первых привлек внимание Барта к методологическим возможностям лингвистики как гуманитарной науки.
Однако, питая интерес к языковой теории, Барт выбирает все же карьеру литературного публициста: в 1947-1950 гг., при поддержке известного критика Мориса Надо, он публикует в газете "Комба" серию литературно-методологических статей, где пытается, по его собственным словам, "марксизировать экзистенциализм" с тем, чтобы выявить и описать третье (наряду с "языком" как общеобязательной нормой и индивидуальным "стилем" писателя) "измерение" художественной формы - "письмо" (заметим, что именно благодаря Барту это выражение приобрело в современном французском литературоведении статус термина). Эссе, составившееся из этих статей и вышедшее отдельным изданием в 1953 г., Барт так и назвал: "Нулевая степень письма"1. Затем последовала книга "Мишле" (1954)-своего рода субстанциальный психоанализ текстов знаменитого французского историка, сопоставимый по исследовательским принципам с работами Гастона Башляра.
Колеблясь между лингвистикой (в 1952 г. Барт получает стипендию для написания диссертации по "социальной лексикологии") и литературой, Барт тем не менее до конца 50-х гг. выступает главным образом как журналист, симпатизирующий марксизму и с этих позиций анализирующий текущую литературную продук
1 Термин "нулевая степень" Барт позаимствовал у датского глоссематика Виго Брёндаля, который обозначал им нейтрализованный член какой-либо оппозиции.
[4]
цию - "новый роман", "театр абсурда" и др., причем драматургия и сцена привлекают особое внимание Барта: он много публикуется в журнале "Народный театр", поддерживает творческую программу Жана Вилара, а с 1954 г., после парижских гастролей "Берлине? Ансамбль", становится активным пропагандистом сценической теории и практики Бертольта Брехта, чьи идеи будут влиять на него в течение всей жизни: значение Брехта - писал Барт семнадцать лет спустя - состоит в соединении "марксистского разума с семантической мыслью"; поэтому Брехт "продолжает и поныне оставаться для меня актуальным. Это был марксист, размышлявший об эффектах знака: редкий случай" 2.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Семиотика, Поэтика (Избранные работы)"
Книги похожие на "Семиотика, Поэтика (Избранные работы)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ролан Барт - Семиотика, Поэтика (Избранные работы)"
Отзывы читателей о книге "Семиотика, Поэтика (Избранные работы)", комментарии и мнения людей о произведении.