Алексей Горбачев - Сельская учительница

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сельская учительница"
Описание и краткое содержание "Сельская учительница" читать бесплатно онлайн.
Повесть оренбургского писателя рассказывает о судьбе девушки, направленной после окончания педагогического института в деревню.
В центре повествования — становление и раскрытие незаурядного характера человека, посвятившего свою жизнь бескорыстному служению людям.
Издание третье, исправленное.
Когда все вышли из-за стола, она пригласила ребят в вагончик.
— Начинается воспитательное мероприятие, — тихо, с ехидцей бросил Яков Турков.
Валентина расслышала эти слова. Ей стало обидно. Да нет же, не для воспитательного мероприятия она приехала в поле.
«А зачем же ты приехала сюда? — спросил насмешливый внутренний голос. — Ах да, извини, тебя послали…»
«Я приехала за тем, чтобы быть ближе к ребятам, знать, чем они живут, что их интересует», — ответила тому голосу Валентина и сама поморщилась — боже, ну до чего ж примитивный ответ.
В вагончике вдоль стены были устроены нары из толстых нетесаных досок. В углу на нарах кто-то спал в запыленных кирзовых сапогах, укутав голову грязной, пропахшей соляркой фуфайкой. Другие постели на нарах не заправлены, набитые соломой матрацы кое-как прикрыты байковыми одеялами — синими, сиреневыми, голубыми, серыми — у кого какое нашлось дома. На столе лежали потрепанные брошюры, домино, шапки. В вагончике было неуютно, пахло керосином и соляркой.
— Как вам работается? — спросила Валентина, когда все расселись — кто за столом, кто на нарах.
— Вкалываем, — ответил за всех Яков Турков.
Валентина укоризненно посмотрела на него.
— Неужели для определения производственной практики в вашем лексиконе не нашлось более подходящего слова?
— Почему, можно найти и другое — ишачим, — с усмешкой бросила Аня Пегова.
На какое-то мгновение Валентина растерялась, не зная, что ответить. Будь это в классе, она строго предупредила бы: кончили разговоры, продолжим урок. А здесь не класс, она не на уроке.
— Председатель о вашей работе другого мнения.
— Председателю что? Ему главное — убирай, силосуй, план выполняй, — запальчиво говорила Аня Пегова. — А то, что радио нет, газеты не всегда бывают, почитать нечего, председателя не касается, живем, как пещерные люди!
— Вы далеко отстали от пещерных людей. Те все-таки поддерживали в своих пещерах жилой порядок. Неужели никто из вас не умеет заправить как следует постель? — спросила Валентина, припомнив, что в детском доме когда-то плохо заправленная постель считалась чрезвычайным происшествием.
— Не учили нас этому в школе, — отмахнулся Турков.
— Где ваша постель, Турков?
Парень промолчал.
— Вот она, — указал Дмитрий Вершинин на серое скомканное одеяло.
— Меня учили заправлять постели, могу поделиться опытом. — Валентина взобралась на нары, вытащила из-под подушки мятое полотенце, аккуратно застелила матрац одеялом, подоткнула края, треугольной пирамидкой положила у изголовья подушку, конвертиком свернула полотенце.
Десятиклассники с любопытством наблюдали за учительницей. Яков Турков кривил в усмешке полные, чуть вывернутые губы — мое ли, мол, дело заниматься такими пустяками.
— Постигли, Турков, науку? — обратилась к нему Валентина.
— Вполне.
— Да врет он, как сивый мерин, врет и не краснеет, — послышался из угла сипловатый голос. Это заговорил проснувшийся Таран, колхозный тракторист. — Ничего, в армию призовут, там из него дурь выбьют. И постель заправлять, и полы мыть, и другие места убирать научат.
— А вы были в армии? — спросила Валентина.
— Как же, отслужил свое в механизированных частях.
— Наверное, плохим солдатом были.
Таран встал, смерил учительницу нагловатым взглядом.
— Это по каким же таким видам определяете?
— По обыкновенным. Хорошие солдаты в сапогах спать не ложатся.
Таран дернул плечами, хмыкнул, не зная, что ответить.
— Таран протаранен, — рассмеялся Дмитрий Вершинин. — Один ноль не в твою пользу, Серега!
Тракторист надвинул замасленную кепку, вышел. В вагончике наступило молчание. Его нарушила Аня Пегова:
— Постели ребята заправлять будут. Это свинство — устраивать раскардаш. А радио, газеты, книги?
— О ваших претензиях я сообщу директору школы. Думаю, все у вас будет. Но и самим надо что-то делать. Вы хорошо работаете в поле, о вас даже написано в боевом листке. Читали?
— Читали и хохотали, — ответил Дмитрий Вершинин.
— Над чем же хохотали?
— Над «конбайном», над «рикордной роботой», над «силусуванием».
— Похвально, очень похвально, — едко заметила Валентина.
— Смеяться не грешно над тем, что кажется смешно, — поддержал Вершинина Федор Быстров.
— Смеетесь над неграмотностью человека, вместо того, чтобы помочь ему. Почему бы вам, Вершинин, самому не взяться за боевой листок? У вас хороший почерк, вы прилично рисуете. Хохотать, конечно, легче. А по-моему, больше Щукин над вами хохочет. Пусть, мол, грамотеи посмотрят, как я издеваюсь над их грамматикой. Извините, товарищи, мне стыдно за вас…
— А чего стыдиться? Боевой листок не наше дело! — заявила Пегова.
— Мы практикуемся не на газетчиков, наша будущая специальность — механизатор широкого профиля, тракторист, комбайнер, — поддержал Аню Быстров.
— Но вы должны применять в жизни не только знания техники, но и знания русской грамматики. Вы должны…
— Да никому мы ничего не должны, — перебила учительницу Аня Пегова. — Наоборот, колхоз нам должен…
Валентина понимала: разговор с ребятами не удался. Она вернулась домой удрученной и расстроенной.
Вечером, за ужином, Аня Пегова с сожалением говорила друзьям:
— Эх, приехала бы к нам Евдокия Романовна, мы бы и спели с ней, и в шашки поиграли, и костерчик разожгли бы на бережку… А Валентина Петровна примчалась, пошумела, поругала.
— Но все-таки польза была — постель Туркову застелила, — рассмеялся Быстров.
11
Прежде Валентине казалось, что она чуть ли не с первого урока сумеет привить ученикам любовь к русскому языку и литературе.
— Нельзя быть культурным человеком в полном смысле этого слова, не владея в совершенстве своим родным языком, не зная родную литературу, — убежденно доказывала она шестиклассникам.
Ребята внимательно слушали. А в тетрадях своих писали с такими грубейшими грамматическими ошибками, что она приходила в ярость.
«Ничего, ничего, — пыталась успокоить себя Валентина. — Язык — это трудно, грамоте нельзя обучить сразу, нужно терпение, с литературой будет легче, литературой можно увлечь…»
— Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота, —
вслух читала она и с обидой замечала: шестиклассники шалят, переговариваются.
— Тише, ребята, вы слушаете шедевр устного народного творчества. «Вольга и Микула» — одна из лучших былин…
— Валентина Петровна, а Ваня спички зажигает под партой, — пожаловалась шестиклассница.
Вот тебе и шедевр!
— Ваня, положи ко мне на стол спички, — приказала Валентина. — Ребята, читаем дальше:
У оратая кудри качаются,
Что нескатен жемчуг рассыпается.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
И опять она с горечью видела, что ее слушателям скучно, что они не понимают доброй половины слов старинной русской былины, и сошка, пусть она кленовая, пусть она с булатными лемехами, — им чужда.
Когда послышался в коридоре звонок, ребята сразу оживились, повеселели.
«Перемена им больше нравится, чем стихи», — с грустью подумала учительница.
Однажды к ней на урок пришел директор. Валентина волновалась, чувствовала себя скованно, боясь, что скажет что-то не так, что шестиклассники опять станут шалить, переговариваться, зажигать спички под партами. Чтобы урок получился хорошим, эффектным, она призвала на помощь все свои институтские знания.
— Я приду к вам на литературу в восьмой, потом поговорим, — сказал Николай Сергеевич.
Разговор был неприятный.
— Вся ваша беда состоит в том, что вы почти совсем не учитываете возрастных особенностей учеников, — объяснял ей в кабинете директор. — И в шестом классе, и в восьмом вы разговариваете с учениками одинаково — по-профессорски научно, как будто выступаете перед академиками. У постороннего человека, извините, может сложиться впечатление, будто вы рисуетесь — вот, мол, сколько я знаю, вот я какая. И потому не все ребята понимают вас, особенно в шестом. А ведь они должны с вашей помощью сами приходить к определенному выводу: и правило сформулировать, и самостоятельно разобрать стихотворение. У вас получается не урок, а ученая лекция. Вы бываете на уроках у других учителей?
Валентина специально попросила у Марфы Степановны побольше «окон» в расписании, думая использовать их для посещения уроков Борисова, Назарова, завуча, самого директора, но почти не делала этого, и сейчас подавленно ответила:
— Пока мало бываю… Некогда.
— Вот это напрасно, — упрекнул Николай Сергеевич. — Я бы на вашем месте каждый свободный час проводил в классе, слушал бы, присматривался, как ведут уроки другие. Учитель — это не только его личные знания, но и умение, искусство. Знания у вас есть, но опыта, навыка нет. Эти вещи, к сожалению, не даются вместе с дипломом, они приобретаются в школе и не сразу. У вас нет четвертого урока. Идемте со мной в класс.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сельская учительница"
Книги похожие на "Сельская учительница" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Горбачев - Сельская учительница"
Отзывы читателей о книге "Сельская учительница", комментарии и мнения людей о произведении.